Авторские права фотографа

Авторские права фотографа

При современном развитии технологий, в особенности сети Интернет, интересы фотографов стали нарушаться особенно часто, так как этот вид произведений искусства может использоваться в совершенно различных целях. В частности, самостоятельно для иллюстраций текстов, наполнения сайта и т.д. Кроме того, в обществе бытует мнение, что фотографии они, как бы, ничьи. Можно скачивать и использовать по своему усмотрению. Фотографы же, в свою очередь, считают, что кого или что бы они не снимали, эти снимки можно использовать, демонстрировать, реализовать права на них, так как это их собственность, как материальная, так и интеллектуальная. В этой статье речь пойдет о том, что собой представляют на самом деле авторские права авторов-фотографов, какие здесь есть тонкости, вопросы и нюансы. 

Объекты и субъекты авторского права на фотографию

Согласно указанию статьи 1259 ГК РФ фотографические произведения и иные объекты, полученные способом аналогичным фотографированию, относятся к объектам авторских прав. Эти права не подлежат обязательной регистрации, но являются предметом защиты по закону. Необходимо отметить, что ни художественная ценность, ни профессионализм исполнения, ни назначение снимка, ни информационная составляющая, ни качество в данном случае принципиального значения не имеют. Как фотографические произведения, сделанные в студии, так и те, которые, например, турист, приехавший в Москву, снял на свой смартфон, одинаково охраняется законом. Качество фотографии также не может оцениваться при решении вопроса об отнесении ее к объектам авторского права, так как это тоже весьма субъективный вопрос. С одной точки зрения, например, фотография смазана, а с другой — так все и задумано. 

На фотографов, как авторов таких произведений, распространяется весь комплекс прав, предусмотренных действующим законодательством. А именно права: 

  • исключительные;
  • на авторство;
  • на имя (или псевдоним);
  • на неприкосновенность произведения;
  • на его обнародование

Также фотографы обладают и иными правами: на отзыв объекта, на вознаграждение, в частности, если снимок был сделан на основании служебного задания и т.д. 

Авторские права возникают в момент создания произведения, в данном случае снимка, то есть с того момента, когда фотография будет иметь физическое выражения в электронном или материальном виде (то есть печать снимка не обязательна). Дополнительной регистрации для этого не требуется. Тем не менее, права авторов имеют некоторые ограничения, связанные с особенностями этого вида искусства. 

Необходимо также обратить внимание, что автор — это совершенно не обязательно профессионал. Им является любой, кто ведёт фотосъемку. И не важно используется при этом профессиональная техника или обычный смартфон в качестве инструмента. Важен факт создания объекта, так как для признания авторских прав достоинства и назначение произведения значения не имеют. 

Также к субъектам авторского права на фотографии следует относить правообладателей, то есть тех лиц, к которым тем или иным способом перешли от автора исключительные права. Это, например, могут быть наследники автора, работодатели, если фотография сделана по служебному заданию, заказчики, если речь идет о договоре авторского заказа, приобретатели права, при лицензионном договоре или договоре об отчуждении исключительного права и т.д. 

Право на материальный носитель

Для того, чтобы стать объектом охраны, фото должны существовать в материальном виде, то есть быть распечатаны или иметь электронное выражение. Надо отметить, что на негативы фотографий авторское право также распространяется. Право на материальный носитель обычно принадлежит автору, если речь идет не о служебном произведении или объекте авторского заказа. Он имеет возможность реализовать свои имущественные права на него путем заключения различных договоров гражданско-правового характера. Но в данном случае необходимо учитывать интересы третьих лиц, в частности, моделей, изображенных на фото, и имеющих свои права на изображение, и других лиц и организаций (например, владельца интернет-сайта, где размещено фото в качестве контента). 

Исключительные права на фотографию

Здесь необходимо отметить, что не следует смешивать исключительные права на фотографию как объект охраны и право фотографа на личный материальный носитель. В последнем случае, как уже было сказано реализация может произойти различными способами, например, путем заключения договора с автором — купли продажи или одной из форм договора аренды. Исключительное же право на фото также может быть реализовано, но по лицензионным договорам или по договорам о его отчуждении. 

Иные авторские права фотографов

Право авторства, а также право автора на имя, относятся к личным неисключительным и отчуждены быть не могут. Сложнее обстоит дело с возможностью на обнародование фотографий и правом на их неприкосновенность.

В первом случае опубликовать или иным способом сделать эти объекты общедоступными можно только в том случае, если это не нарушает интересы третьих лиц. В частности, это касается людей, если именно они изображены на фото. Но здесь есть нюанс. Человек должен именно позировать автору-фотографу, тогда он получает право на свое изображение, которое нельзя использовать без его согласия. Если же при съемке, например, улицы, в кадр попали случайные люди, то право на изображение у них не возникает. Хотя, необходимо отметить, что этот вопрос является достаточно спорным. 

Также при неправомерном опубликовании фото могут быть нарушены права организаций и государственных органов. Например, если фотографии сделаны в музее, где фотосъемка запрещена. Здесь необходимо обращать внимание на устные и письменные предупреждения, которые, обычно, делает администрация той или иной организации, в планы которой не входит стать героем фотосюжета.

Во втором случае, то есть в отношении соблюдения прав создателя снимка на неприкосновенность произведения, тоже есть свои вопросы. Переработкой или обработкой фото может, например, быть их ретушь или использование в коллажах или сборниках. Без согласия правообладателя этого делать нельзя, необходимо разрешение. Тем не менее, на практике, нередки случаи, когда фотограф не может доказать, что именно его фотография была использована для создания иного произведения. По данному поводу также возникает немало споров. Изготовление карикатур или картин, созданных на основе фото, порождает самостоятельные произведения, оригиналы которых подлежат публикации или размещению без нарушения авторских прав создателя фото. 

Договоры с фотографами

Нередко встречаются ситуации, когда автор делает фото по коммерческому заказу каких-либо лиц, например, снимает свадебную церемонию за денежную компенсацию своего труда. После съемки он использует их, например, для своего портфолио, не получив на это согласия, но руководствуясь тем, что у него есть право авторства. Это неверно. Для того, чтобы получить право на коммерческое использование изображения фотографируемого человека, необходимо заключить с ним отдельный договор, где оговорить соответствующие нюансы, в том числе указание на компенсацию. В противном случае может возникнуть спор, вплоть до судебного

Защита авторского права на фотографию

Как и любые произведения, фотографии подлежат правовой защите и охране, несмотря на то, что права не подлежат обязательной регистрации. Охраняются авторские права на фотографию по факту ее создания и существования. Защита авторских прав иногда требует некоторых усилий от авторов или правообладателей, особенно если спор попадает в суд. 

В отношении фотографических произведений необходимо отметить, что чаще всего бывают нарушены права автора на обнародование, право на неприкосновенность и, разумеется, исключительные права. За все эти деяния предусмотрена гражданско-правовая ответственность. По этой причине для фотографов особенно важно обращаться к способам самозащиты своих интеллектуальных прав. В частности, очень многие профессиональные авторы-фотографы при съемке используют водяные знаки, которые всегда могут подтвердить их авторство. Также очень важной составляющей является хранение исходников, то есть флэшек или иных носителей, также речь может идти о распечатанных фотографиях. Способов хранения много. Кто-то хранит свои работы на фотоаппарате или в смартфоне, кто-то «сливает» в домашний ноутбук или просто держит дома. В данном случае необходимо обеспечить отсутствие допуска к материальным носителям. Тем не менее, надо отметить, что сделать это самостоятельно сложно и часто не эффективно. 

По этой причине, если для автора-фотографа важно иметь возможность защитить свои интересы по закону и подтвердить свое авторство в случае возникновения спора, в том числе в суде, ему стоит прибегнуть к методу депонирования фотографических объектов, то есть хранению их экземпляров у специализированной организации, цель которой - гарантировать сохранность и неприкосновенность фотографий.

Заключение

Подводя итоги статьи следует сказать, что авторские права фотографов не относятся к простым и полностью понятным, их не всегда легко защитить. В процесс часто включены третьи лица, чьи права должны быть соблюдены по закону. Кроме того, в связи с развитием науки и техники, отследить нарушение авторских прав фотографа, а затем доказать, что объект принадлежит именно ему, бывает сложно. Поэтому здесь можно порекомендовать самостоятельно и при помощи специализированных организаций защищать свои фотографии от неправомерного использования.