Персонажи и герои как объекты авторского права

Персонажи и герои как объекты авторского права

Все мы читаем книги, смотрим фильмы и мультфильмы, ходим в театры. Там мы следим за судьбой тех, кто разыгрывает перед нами иногда интересные, иногда не очень, сюжеты. Эти образы называются персонажами, и они являются объектами авторского права. В этой статье пойдет речь о том, какие существенные моменты необходимо о них знать. 

Понятие персонажа

В действующем законодательстве понятие «персонаж» никак не отражено, впрочем, как и понятие «произведение». За него это делает судебная практика. А именно Верховный Суд РФ в своем Постановлении Пленума № 5 от 26.03. 2009 года дал следующее определение: это часть произведения, содержащая описание или изображение того или иного действующего лица в форме (формах), присущей (присущих) произведению: в письменной, устной форме, в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме и др.

Классифицировать их можно следующим образом:

  • вымышленные персонажи, в том числе создаваемые артистами театров и кино (одушевленные);
  • анимационные персонажи, в том числе из мультфильмов, кинофильмов и комиксов (неодушевленные);
  • реальные лица, чей образ был использован для создания произведения.

Персонажи как объекты авторских прав

Согласно п. 7 ст. 1259 ГК РФ к объектам авторских прав, наряду с прочими, можно отнести героев произведений. Но только при соблюдении некоторых условий, а именно они должны являться самостоятельным результатом творческого труда автора и быть выражены в какой-либо объективной форме, а именно в письменной, устной, форме изображения, форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме. Приведенный в законе перечень исчерпывающий, то есть не подлежит расширительному толкованию. 

Персонаж как самостоятельный объект

На практике речь должна идти о герое, прописанном автором так точно и подробно, что его можно было идентифицировать как персонажа конкретного произведения и без непосредственной связи с этим произведением. Например, все знают Винни-Пуха, даже если не читали Алена Милна — следовательно, он является самостоятельным героем. 

Таким образом, авторские права на персонажей произведений (книг, фильмов, мюзиклов, компьютерных игр и т.д.) относятся к самостоятельным объектам авторского права, охраняемым законом при выполнении названных выше условий.

Интернет-мемы и персонажи

Под интернет-мемами следует понимать информацию, существующую в той или иной форме, чаще всего носящую юмористический характер, которая спонтанно приобретает популярность, распространяясь в Интернете различными способами. 

Одной из форм интернет-мемов является изображение какого-либо героя произведения. Это могут быть киногерои, герои мультфильмов, герои компьютерных игр и т.д. 

Впрямую в российском законодательстве вопрос можно ли использовать изображения (иная форма) героя в интернет-мемах не урегулирован, так как отсутствует само понятие интернет-мем. 

Тем не менее есть судебная практика, где эти вопросы частично разъяснены. В частности, имеется ввиду известное дело с использованием изображения скульптуры «Ждун» Маргрет А. Ван Бревурт как интернет-стикера. Судом был сделан следующий вывод: да, использовать изображение можно, но только если созданный интернет-мем носит юмористический характер. 

То есть, опираясь на п. 4 ст. 1274 ГК РФ, можно сказать, что, если при создании интернет-мема с изображением какого-либо героя используется не конкретный, имеющий автора (правообладателя), объект авторского права, а пародия на него, то делать это можно без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения. 

Нарушение исключительных прав на персонажей

Так как персонажи являются объектами авторских прав, то их авторы обладают имущественными и неимущественными правами. Под имущественными правами следует понимать право на использование персонажа. Следовательно, нарушение будет выражаться в использовании героя в каком-либо виде и форме без разрешения автора или правообладателя. 

Срок действия исключительных прав на персонажа аналогичен тому, что установлен для других произведений. То есть в течение всей жизни автор персонажа плюс семьдесят лет, начиная отсчет с 01 января года, следующего за годом смерти автора персонажа. Неисключительные права действуют бессрочно. 

Следует предположить, что нарушить имущественные права обладателей персонажей можно разными способами. Это и незаконное копирование, и незаконное воспроизведение, и искажение без согласования с автором и т.д. 

В данном вопросе важно установить является ли сам персонаж объектом правовой защиты. Этого требует судебная практика. 

Надо сказать, что в силу очень слабого регулирования законом вопросов, связанных с персонажами произведений, в целом, судебная практика весьма обширна. Например, российские суды в своих решениях регулярно рассматривают вопросы с воспроизведением изображений мультипликационных героев на одежде, предметах обихода, кондитерских изделиях. Не секрет, что такая продукция может стоить значительно дороже, чем та, где не используются изображения героев.

Тем не менее, надо сказать, что способы не нарушать имущественные права авторов персонажей, эксклюзивными не являются, то есть аналогичны тем, что предусмотрены в законе в отношении любых других произведений. То есть тот, кто хочет использовать изображение персонажа может просто этот персонаж купить, так как автор имеет право своего персонажа продать как товар (соглашение об отчуждении неисключительных прав). Также можно взять героя произведения «напрокат», то есть подписать с автором лицензионный договор. 

Защита авторских прав на персонажей

Персонаж может создаваться при различных обстоятельствах. Это может быть творческая деятельность конкретного автора, например, написавшего книгу. Может быть также творческая деятельность, но по служебному заданию или гражданско-правовому договору, тогда сотрудник и организация поделят между собой личные неимущественные и имущественные права на персонажа. Это может произойти, например, при создании образов героев компьютерных игр. Персонаж может быть создан в «два приема»: сначала литературный, а потом, например, мультипликационный, как это случилось с Чебурашкой, у которого было два «папы» — Эдуард Успенский и Леонид Шварцман. Уже существующий в «бумажном» варианте герой может быть воплощён артистом на сцене или в кинофильме, тогда дополнительно возникнут смежные права на персонажа. 

Все эти варианты предполагают схожие способы защиты авторских прав на персонаж. 

Они могут быть разнообразными, но на практике можно выделить два наиболее популярных подхода:

1. Все официальные документы, а именно договоры, служебные задания, акты приема-передачи и другие необходимо не просто подписывать, но и тщательно хранить, так, чтобы в случае возникновения спора их можно было быстро предъявить. Также, можно заверить их нотариально. Кроме того, к документам в обязательном порядке должен быть приложен еще один документ. Можно назвать его техническим заданием, где создаваемый персонаж будет описан максимально точно. То есть речь идет о подробном описании внешности, манеры говорить, ходить, одеваться, образ мыслей, характер, возможно, биография, название и т.д. Это необходимо для того, чтобы в случае спора суд смог установить, что этот конкретно персонаж является самостоятельным объектом авторского права. В случае, если персонаж создан не по заданию или в процессе работы по договору, то автор может самостоятельно создать документ, аналогичный техническому заданию, далее хранить его самостоятельно, нотариально заверить или депонировать.

2. В процессе создания персонажа необходимо сохранять все исходные материалы, как то: описание на бумаге, исходные компьютерные файлы, схемы, чертежи и аналогичные документы в бумажном или электронном виде. Все они должны подтверждать, что автором этого персонажа является конкретный человек. Это, опять же, на тот случай, если возникнет судебный спор, чтобы облегчить установление автора героя. Эти материалы также могут быть нотариально заверены или депонированы.

Регистрация персонажа

Персонаж может быть зарегистрирован в Роспатенте в качестве товарного знака. Это достаточно дорогостоящий и долгий процесс, но, тем не менее, он является более надежным и менее трудоемким, чем защита при помощи авторского права. Имеется в виду «обычная» защита: досудебные и судебные споры. Защитить при помощи товарного знака можно имя персонажа, его изображение или совокупность этих элементов (словесный, изобразительный или комбинированный товарный знак). В подтверждение регистрации собственности на персонажа (товарный знак) выдается отдельное свидетельство.

Но зарегистрировать можно не абсолютно любое изображение. Оно должно соответствовать следующим правилам: не вводить в заблуждение потребителя, соответствовать нормам морали и этики, быть уникальным. 

В рамках защиты персонажа по нормам авторского права обязательной государственной регистрации не предусмотрено. Поэтому создатели героев могут воспользоваться добровольной регистрацией через депонирование объекта в специализированных реестрах. Документы из реестра подтвердят приоритет создания героя и помогут защитить права в случае споров.

Охрана прав на персонажей в России и за рубежом

В Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 09 сентября 1886 г. установлено общее для всех стран, подписавших ее, правило: авторское право возникает независимо от обнародования произведения — главное, чтобы оно было выражено в объективной форме. Так как персонаж признается объектом авторского права, то на него названное правило также распространяется. 

Но это общее. А в законодательствах разных иностранных государств понятие персонажа рассматривается далеко не одинаково. Например, во Франции его вообще нет. В Германии встречается только в судебной практике. 

Наиболее широко это понятие раскрыто в законах США. Например, к персонажам там отнесли заведомо неживые вещи. Например, Бэтмобиль. 

Заключение

Подводя итог, необходимо сказать, что российское законодательство, впрочем, как и иностранное, на сегодняшний день очень далеко от совершенства в рассмотренном в статье вопросе. Четкого понятия и критериев для таких объектов авторского права, как персонажи, нет. Не оговорено многих существенных моментов правового регулирования этого вопроса. Кроме того, мы живем в цифровую эпоху и новые ситуации, которые уже стали частью нашей жизни, касающиеся сферы авторского права, в законах и даже в судебной практике не оговорены вообще. Остается выразить надежду, что со временем это будет исправлено, а при решении споров будут значить не только судебные решения, но и нормы права.