Авторские права писателей и журналистов

Авторские права писателей и журналистов

По общему правилу, литературное произведение — это текст, который создал интеллектуальным трудом какой-либо человек, автор. Логично предположить, что речь здесь идет в основном о писателях и журналистах. В статье будут рассмотрены вопросы, связанные с авторскими правами этих «разновидностей» авторов, а также с некоторыми важными понятиями, которые напрямую связаны с процессом создания текстовых произведений и последующим их использованием. 

Произведение литературы как объект охраны

Произведения литературы относятся к объектам авторского права согласно ст. 1259 ГК РФ. Но несмотря на то, что в этой норме закона при перечислении видов произведений они названы самыми первыми, определения этого понятия в четвертой части ГК РФ нет.   

Чтобы разобраться, о чем именно идет речь, следует обратиться к Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений. В п. 1 ст. 2 этот документ раскрывает понятие «литературное произведение» следующим образом: книги, брошюры и иные письменные произведения. Под «иными произведениями» по общему правилу принято понимать следующие объекты: статьи, заметки и прочее, выраженные в виде текста. То есть, литературное произведение – это текст, который был создан интеллектуальным трудом физического лица независимо от назначения, качества и формы (представлена информация в виде печатного текста или в цифровом виде). Таким образом, следует определить, что в этой статье мы рассматриваем текст как объект авторских прав.  

Кто такие писатели и журналисты

Определение термина «писатель» в действующем российском законодательстве нет. Определение журналиста есть, но только в Законе о СМИ, который концентрируется на журналистах скорее, как на сотрудниках СМИ, чем как на авторах литературных сочинений, хотя последнего и не исключает. Применительно же к теме этой статьи можно сказать, что писатель или журналист – это субъект авторского права, который в результате своей журналистской деятельности создал текст, считает его литературным произведением и обладает на него авторскими правами. Глобальной разницы между ними нет, так как любой созданный ими текст (публикация в журнале, профессиональная письменная работа, материал, интервью, сообщение) является объектом охраны — независимо от качества, объема, назначения и цели создания. Текстовые творения рождаются у журналистов при описании литературно события, факта, исследования какого-либо источника информации и т.д. При этом не важно, является ли журналист сотрудником редакции издания, пишет ли он под своим именем или под псевдонимом.

Таким образом, в журналистике авторское право регулируется аналогично, как и в сфере чисто литературного творчества. 

Авторские права писателей и журналистов

Авторские права писателей и журналистов перечислены в ст. 1255 ГК РФ. Их можно объединить в две группы: личные неимущественные и исключительные.

Личные неимущественные права на текст неотчуждаемы от личности автора и включают в себя права: авторства, на имя, использовать или разрешать использовать, а также обнародовать или разрешать обнародовать литературное сочинение.

Исключительные права автора на книгу, статью и иные объекты включают в себя право на использование такого литературного произведения любым не противоречащим закону способом с целью извлечения прибыли или без таковой. 

Соавторство

Согласно ст. 1258 ГК РФ соавторы — это физические лица, которые создали литературное произведение совместным творческим трудом, независимо от того, является оно целым или состоит из независимых частей.  Использование литературного творения производится соавторами совместно, если они заранее не договорились об ином. Таким образом, желательно, чтобы между авторами присутствовало согласие, а лучше – письменный договор, отражающий договоренности.

Сроки действия исключительного права на тексты

Продолжительность действия исключительного права на книги, статьи и другие объекты рассмотрена в ст. 1281 ГК РФ. Исключительное право действует в течении всей жизни автора литературного творения, то есть писателя или журналиста, и семьдесят лет после его смерти. Отсчет семидесятилетнего срока начинается с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Если оно обнародовано анонимно, то семьдесят лет надо отсчитывать от 1 января года, следующего за годом опубликования. Аналогичное правило распространяется на литературные объекты, которые впервые «увидели свет» в течение семидесяти лет после смерти автора. Если произведение создано в соавторстве, то сроки отсчитываются от сроков жизни того из них, кто пережил остальных. 

Наследование авторских прав

Возможность наследования исключительных прав на тексты предусмотрена п. 1 ст. 1283 ГК РФ. Согласно этой норме закона, порядок наследования в данном случае подчиняется правилам, установленным Разделом V ГК РФ. 

Переход исключительного права на тексты в общественное достояние

Возможность перехода авторских имущественных прав на тексты в общественное достояние предусмотрена п. 2 ст. 1283 ГК РФ. Эта норма закона содержит отсылку к другой норме ГК РФ, а именно ст. 1151 ГК РФ, которое определяет порядок признания имущества выморочным, то есть применительно к авторскому праву – ничьим. Для того, чтобы литературное произведение стало общественным достоянием, должно быть соблюдено несколько условий: смерть автора, истечение сроков, предусмотренных в ст. 1281 ГК РФ, отсутствие в силу любых причин наследников как по закону, так и по завещанию. 

Здесь важно, что авторские права писателей и журналистов становятся общественным достоянием только в части имущественных. Авторство и имя «срока годности» не имеют. 

Распоряжение исключительным правом на тексты

Обладатель исключительного права на тексты, в силу ст. 1233 ГК РФ, распоряжается им любым не противоречащим закону способом, основным из которых является отчуждение соответствующих прав посредством заключения официальных договоров. Их существует несколько видов. А именно: 

  • договор отчуждения исключительных прав — по нему правообладатель передает исключительное право на текст приобретателю в полном объеме;
  • лицензионный договор — по нему обладатель (лицензиар) передает приобретателю (лицензиату) исключительное права на текст в определенных договором пределах. Они могут быть двух видов: с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензии на использование объекта охраны третьим лицам (простая — неисключительная —  лицензия) и без сохранения такового (исключительная лицензия);
  • договоры авторского заказа — по нему автор обязуется создать литературный объект для заказчика на определенных договором условиях;
  • издательский договор — по нему издатель берет на себя обязательство издать или переиздать литературное творение, созданное автором;
  • договора в отношении служебных произведений — по такому договору исключительное право на текст может изначально принадлежать (а не быть передано) заказчику (работодателю) на основании трудового или гражданско-правового договора. 

Регистрация и защита авторских прав писателей и журналистов

Для возникновения авторских прав на текст у писателей и журналистов соблюдение каких-либо формальностей, например, регистрации, не нужно (п. 4 ст. 1259 ГК РФ). Это хорошо ровно до момента возникновения спора об авторстве литературного шедевра в случае его распространения, так как доказывать его наличие должен сам автор. 

Стопроцентных способов защиты интересов писателей и журналистов на литературное творение от нарушений не существует. Есть только способы, которые могут помочь доказать, что автором книги, статьи, рукопись и т.д. является конкретное физическое лицо. Например, официальное нотариальное заверение экземпляра текста. 

Один из распространенных способов подтверждения авторства — депонирование. Действует оно так: автор передает в специализированную организацию (например, COPYTRUST) цифровую копию литературного творения (книги, статьи, рукопись и т.д.), информация хранится в реестре, автор взамен получает сертификат с датой передачи и указанием, что автором является именно он. 

Заключение

Подводя итоги, стоит напомнить, что авторские права писателей и журналистов распространяются на любые созданные ими тексты, вопрос их ценности и назначения решает только сам автор. Также не является существенным моментом — был такой текст опубликован или нет.