Авторские права скульптора

Авторские права скульптора

Когда скульптор создает свое произведение, у него возникают авторские права. Момент их возникновения, способы реализации и защиты имеют свою специфику в силу особенностей этого объекта интеллектуальной собственности. Подробному рассмотрению этих вопросов посвящена статья. 

Скульптура как объект авторского права

Согласно статье 1259 ГК РФ скульптуры относятся к произведениям изобразительного искусства и являются объектами авторского права. По своей сути, скульптуры представляют собой пространственный объект, имеющий материальное выражение, выполненный из определенного материала. Между тем, сам материал значения не имеет. На современном этапе развития искусства известны скульптуры как отлитые из бронзы или выточенные из мрамора, так и сделанные из папье-маше или пробок от бутылок. 

Художественная ценность этого вида интеллектуальной собственности также не принципиальна, поскольку законодательство признает произведения искусства объектами авторского права независимо от их достоинств и назначения. Такое указание закона представляется логичным из-за субъективности этого понятия. Значительно важнее в данном случае оригинальность скульптуры, ее не вторичность.  

Но здесь необходимо учитывать, что речь идет не о теме работы, а о конкретной скульптуре. Например, существует знаменитая скульптура «Девушка с веслом», созданная скульптором Шадром. Но чуть позже та же тема была использована другим скульптором — Иодко. Опять девушка с веслом. Но это совсем другая скульптура, а не повторение первой. Следовательно, и в том, и в другом случае речь идет об объектах авторского права и наличии авторских прав у обоих скульпторов. 

Между тем, создание скульптуры не всегда начинается с непосредственной работы над ней. Присутствует подготовительный этап, создание эскизов, рисунков, слепков, которые также являются результатом интеллектуального труда автора — в данном случае скульптора — а, следовательно, объектами авторского права. В качестве примера можно привести рисунки Огюста Родена, которые имеют самостоятельную стоимость и представляются на выставках.  

Скульптор и правообладатель как субъекты авторского права

Лицо, чьим творческим трудом создаётся скульптура, является скульптор. Ему принадлежит весь комплекс авторских прав, предусмотренный статьёй 1255 ГК РФ. А именно: 

Также скульптору при определенных обстоятельствах могут принадлежать и иные права, в частности:

  • право на вознаграждение, в том числе и за служебное произведение;
  • право на отзыв произведения;
  • право следования и т.д. 

Авторские права на скульптуру возникают у скульптора в момент ее создания. На практике этот момент не всегда точно определим и нет окончательной трактовки способа его установить. Иногда — например, в связи со смертью скульптора — скульптура остаётся неоконченной, что можно установить по эскизам, рисункам и т.д. 

Или, менее трагический вариант, когда автор на какое-то время просто теряет интерес к своему произведению. В такой ситуации, можно предположить, что момент возникновения у скульптора авторских прав следует относить не к моменту полного окончания работы, а к моменту, когда творческий замысел был полностью сформулирован. Например, сделан эскиз, создана графическая модель, слеплен гипсовый пробный вариант и т.д. Именно тогда стоит считать, что авторские права скульптора уже подлежат правовой защите, как право на идею. А авторское право на скульптуру будет принадлежать скульптору уже в процессе ее создания.  

Из всех вышеперечисленных прав отчуждаемым является только исключительное (имущественное) право на произведение. Остальные, неисключительные, права или неотчуждаемы, или принадлежат автору до того момента, пока ему принадлежит имущественное право на скульптуру. 

Следует обратить внимание, что необходимо различать исключительное право скульптора на его произведение и материальное право на конкретную скульптуру. В первом случае речь идет об интеллектуальном праве, во втором — о гражданском. То есть, автор может создавать копии своих скульптур сколько угодно раз и продавать их, не реализуя при этом свое исключительное право на произведение.

Не все скульптуры создаются единственным автором. В случае, если над произведением работало несколько скульпторов, то оно считается созданным в соавторстве

Также субъектами авторского права на скульптуру следует считать правообладателей. Они могут появиться как в результате отчуждения скульптором своего авторского права, о чем речь пойдет ниже, так и по иным причинам. Правообладателями в данном случае могут быть: 

  • наследники скульптора;
  • работодатели, если скульптура создавалась на основании служебного задания;
  • заказчики, если имел место авторский заказ. 

На практике возможны и иные варианты. 

Передача права на скульптуру

Как уже было сказано выше, исключительное право на скульптуру, которое принадлежит скульптору (правообладателю), может быть им отчуждено. Основными способами для этого служат лицензионные договоры и договоры об отчуждении исключительного права на произведение. То есть скульптор может передать свое произведение третьему лицу на совсем или сдать в «аренду». При любом варианте за автором сохраняются неисключительные права, то есть право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения и т.д. Фактически, он лишается только возможности в дальнейшем, навсегда или на время, извлекать прибыль, например, из публичной демонстрации скульптуры. 

Здесь необходимо отметить, что в силу особенностей такого вида объектов авторского права, как скульптура, вопросы, связанные с публичной демонстрацией, как со способом получения прибыли, имеют некоторую специфику. Суть состоит в том, что многие скульптуры используются не только как конкретный материальный объект, доступный для обозрения, но и в виде его изображения (фотографии) на каких-либо предметах: 

  • футболках;
  • чашках;
  • магнитах;
  • иной сувенирной или печатной продукции — например, путеводителях. 

Также бывают и более эксклюзивные случаи, например, когда компания включает изображение, обычно памятника, в обозначения, связанные именно с ней. Без разрешения автора или правообладателя делать этого нельзя. Можно, только если скульптура перешла в общественное достояние, как например Медный всадник. Следовательно, для использования изображений скульптур, чаще всего памятников, необходимо заключить с автором (правообладателем) соответствующий договор. Обычно лицензионный. Об этом также свидетельствует судебная практика (Определение ВС РФ № 309-ЭС20-12797 от 22 декабря 2020 года). 

Существуют и другие способы отчуждения исключительного права на скульптуры. Речь идет о служебных произведениях, в этом случае переход соответствующего права происходит на основании трудового договора, а также договоров авторского заказа

Защита права на скульптуру

Как и любой объект интеллектуальной собственности, скульптура подлежит правовой защите и охране. Как уже говорилось выше, нарушение авторских прав скульпторов или правообладателей — явление достаточно распространенное, но чаще не в форме несанкционированного копирования или публичной демонстрации, а путем использования изображений. 

Тем не менее, в любом случае при нарушении авторских прав скульптора ему придется доказывать, что именно он является автором данного произведения искусства. Здесь необходимо отметить, что даже если имя автора выбито на постаменте памятника, это относительное доказательство его авторства. Чаще всего — если дело дошло до судебного спора — приходится демонстрировать суду, эскизы, наброски, графические модели и т.д. По этой причини наиболее правильным для скульптора является применение досудебных, самостоятельных, способов защиты своего произведения. Их существует достаточное количество:

  • отправить эскизы самому себе по почте;
  • заверить их у нотариуса и т.д. 

Но наиболее верным в данном случае будет использование такого способа защиты как депонирование — то есть обращение к специализированной организации, которая гарантирует сохранность и неприкосновенность переданных ей документов. 

Заключение

Подводя итоги статьи, необходимо отметить: несмотря на то, что такому виду объектов интеллектуальной собственности, как скульптура, уже тысячи лет, вопросы, связанные с авторскими правами скульпторов, по-прежнему порождают споры. По этой причине авторам таких работ важно понимать специфику осуществления и реализации своих прав, а также их защиты.