Авторское и смежное право в театре

Авторское и смежное право в театре

Сложно найти человека, который ни разу в жизни не был в театре и не видел постановку. Тем не менее, мало кто задумывается, что за представлением стоит и творческий, и физический труд многих людей — актеров, режиссёров, музыкантов, продюсеров и многих других. В этой статье речь пойдет о правовой защите их интеллектуальной деятельности и других аспектах авторского права в театре. 

Театральная постановка как сложный объект

Согласно ст. 1240 ГК РФ театрально-зрелищное представление относится к сложным объектам. Под этим надо понимать, что данный объект включает в себя несколько результатов интеллектуальной деятельности, подлежащих правовой охране, и, как правило, созданных разными авторами и исполнителями. Сложность в том, что авторские права не подлежат обязательной государственной регистрации.

На практике, чтобы поставленный, например, спектакль смогли увидеть зрители театра, необходимо приложение труда достаточно большого количества людей: автора произведения, на основе которого спектакль поставлен, работа режиссёра, актеров, декораторов, авторов грима, авторов костюмов, звукорежиссёров, авторов музыки, исполнителей музыки и т.д. 

Разумеется, не все вышеперечисленные творческие единицы обязательно участвуют в создании конкретного спектакля в театре, как учреждении. В принципе, все они могут быть объединены в одном лице, включая продюсера, о котором речь пойдет ниже. Например, человек пригласил к себе на дачу друзей и разыграл перед ними сценку по произведению и на музыку, являющуюся общественным достоянием. Это тоже будет спектакль, а тот, кто в нем играл в единственном лице будет обладателем интеллектуальных прав на него.

Но это частный пример. Обычно же спектакли ставят в форме представления на сцене театров, с привлечением перечисленных выше субъектов интеллектуального права, являющихся обладателями авторских и/или смежных прав по отношению к своему произведению, включенному в состав сложного произведения, в данном случае, спектакля. 

Какими правами, авторскими или смежными, обладает конкретный участник «проекта спектакль» определяется спецификой его интеллектуального вклада. 

Но, чтобы объединить такое количество авторов и правообладателей и в итоге получить конечный интеллектуальный продукт, нужна «движущая сила». Ст. 1240 ГК РФ определяет ее как «лицо, организовавшее создание сложного объекта». К сожалению, более подробно закон не разъясняет, кого именно следует подразумевать под этим понятием. Но здесь на помощь приходит судебная практика, а именно совместные Постановления Верховного Суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ № 5 и № 29 от 26 марта 2009 года. В этом судебном акте указано, что лицо, организовавшее создание сложного объекта — это «лицо, ответственное за организацию процесса создания такого объекта, в частности лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за создание соответствующего объекта (продюсер и т.п.)». Так как, ни закон, ни Постановления не уточняют статус «лица», можно сделать вывод, что оно может быть как физическим, так и юридическим. На практике, в этом качестве выступают, продюсеры — граждане, продюсерские центры, компании — меценаты, а чаще всего сами театры. 

Согласно все той же ст. 1240 ГК РФ, основной обязанностью организатора процесса является приобретение права на использование результатов интеллектуальной деятельности авторов или правообладателей на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров. Здесь надо отметить, что если приобретается возможность использования результата интеллектуальной деятельности, которое создано именно для конкретного сложного объекта, то заключенный договор, по общему правилу, считается договором об отчуждении исключительного права. Например, автор костюмов не может использовать эти модели в других спектаклях иных театров. 

Следует учесть такой момент - лицензионные договоры также имеют свое ограничение. Они заключаются на весь срок действия исключительного права.

Необходимо отметить, что два, названных выше случая, не имеют абсолютной силы. Соглашением сторон может быть предусмотрено иное. 

Театральная постановка: авторские и смежные права

В начале необходимо напомнить, что собой представляют авторские и смежные права.

Согласно ст. 1255 ГК РФ, это интеллектуальные права на произведения литературы, науки и искусства. Они включают в себя исключительные (имущественные), а также неисключительные (личные неимущественные), а именно право: 

  • авторства;
  • на имя;
  • на неприкосновенность произведения;
  • на обнародование произведения. 

Объектами, согласно ст. 1259 ГК РФ, и применительно к рассматриваемому вопросу, являются драматические (спектакли) и музыкально-драматические произведения (мюзиклы), сценарные произведения (сценарии), хореографические произведения (танцы), пантомимы, музыкальные произведения с текстом и без, произведения изобразительного искусства, произведения декоративно – прикладного и сценографического искусства, фотографические произведения и другие.

В соответствии со ст. 1313 ГК РФ смежные права — это интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения). Они включают в себя исключительные, а в некоторых случаях неисключительные права на исполнение. 

Объектами смежных прав, применительно к рассматриваемому вопросу, являются исполнения артистов, дирижеров, постановки режиссёров-постановщиков спектаклей. Смежные права принадлежат перечисленным лицам при условии, если исполнение можно воспроизвести с помощью технических средств, а оно плюс к этому должно быть узнаваемым.  

Исходя из приведенных определений, можно установить кому из тех, кто участвовал в создании нового шедевра, какие права принадлежат.

Права продюсера

Как уже было сказано, обязанность продюсера — заключать договоры на отчуждение исключительных прав и лицензионные договоры с авторами и исполнителями, чьим творческим трудом создан проект. Следовательно, продюсер является обладателем исключительных прав на договорной основе, то есть правообладателем. Неисключительные права на конечное сложное произведение ему не принадлежат, на произведения, вошедшие в его состав — тоже. 

Права режиссёра-постановщика

Права режиссёров, в силу ст. 1313 ГК РФ, являются смежными с авторскими. Они обладают исключительными правами на проект и, на практике, достаточно часто неисключительными в полном объеме. Недаром существует термин «авторская постановка». Но даже при этом условии, в понимании ст. 1255 ГК РФ, авторскими правами режиссёры не обладают. 

Права артистов 

Право актера в театре является смежным с авторскими. То есть актеры обладают исключительным правом на роль, но неисключительными обладают далеко не всегда. Это позволяет театру вводить замены актеров, привлекать на работу дублеров и совершать прочие действия по решению режиссёра театра или администрации театра без согласия самого артиста, что исключает реализацию права на неприкосновенность исполнения. Таким образом, все неисключительные права артиста — это имя на афише. 

Авторскими правами актеры не обладают. Существуют только смежные в отношении актеров. Здесь необходимо отметить, что чаще всего актеры являются сотрудниками театра. Следовательно, их игра на сцене, по сути, служебное задание в рамках трудового договора. Соответственно, исключительные отходят театру как работодателю, неисключительных прав у актера фактически нет, остается только право на оплату труда по Трудовому кодексу РФ. 

Права танцоров

Права танцоров несколько сложнее, чем права артистов. Согласно ст. 1313 ГК РФ их права являются смежными с авторскими. Следовательно, танцоры обладают исключительными правами, а неисключительными, по аналогии с актерами, обладают не в полном объеме и не всегда. Но названная статья имеет одно уточнение. Смежные возникают у танцора в том случае, если он исполняет роль в проекте. Но не редко режиссёры включают в постановку исполнителей авторского танца, например, с целью привлечения публики на имя известного танцора. Самостоятельной роли они не имеют, следовательно, обладают авторскими правами на танец в полном объеме. 

Права сценаристов

Согласно ст. 1259 ГК РФ авторством на сценарий обладает тот, кто его создал, то есть автор сценария. Авторские права сценариста принадлежит ему в полном объеме, то есть как исключительные, так и неисключительные. 

Авторское право на музыкальное сопровождение

К лицам, обеспечивающим музыкальное сопровождение проекта, следует относить музыкантов и дирижеров. И тем и другим, согласно ст. 1313 ГК РФ, принадлежат смежные права, то есть они обладают исключительными правами, но не обладают неисключительными в полном объеме, по аналогии с артистами и танцорами театра. 

Тем не менее, нередки случаи, когда музыканты и дирижеры обладают полным комплексом авторских прав на музыкальное сопровождение. Это возникает в том случае, если музыкальное произведение было создано и обнародовано ранее, чем появился спектакль. В этой ситуации продюсер должен будет заключить договор в определенной форме на право использования музыкального произведения в конкретной постановке, что никак не связано с ограничением исключительных прав.

Авторское право на пьесу

Авторским правом на пьесу театра, а также на любое другое произведение, которое легло в основу проекта, согласно ст. 1259 ГК РФ, обладает автор, чьим интеллектуальным трудом был создан конкретный объект авторского права. Ему же принадлежит весь комплекс авторских прав – исключительных и неисключительных. Важно отметить, что такого лица при создании, например, спектакля может не быть. «В основе» процесса часто оказывается сценарий, и, следовательно, его создатель — сценарист. 

Проблемы охраноспособности театральной постановки

По своей сути, правовая охрана театральной постановки состоит в охране каждого объекта авторских и смежных прав, составляющих единый сложный объект. То есть правовой охране подлежит как сама постановка в целом, так и каждая ее часть в отдельности. Способы защиты прав на проект, авторских и смежных, от третьих лиц классические: 

Сложность же в данном случае состоит еще и в охране авторских прав от «внутреннего врага». Продюсер должен создать систему договоров с авторами, правообладателями и обладателями смежных прав так грамотно, чтобы защитить этим весь сложный объект, исключив возможность, без соответствующей договоренности, использовать его части вне театральной постановки, что, безусловно, может нанести имущественный и репутационный вред как продюсеру, так и другим авторам и исполнителям. 

Практические особенности защиты прав участников театральной постановки

В данном вопросе необходимо обратиться к этой статье, а именно к разделу, где описаны какими именно правами обладают участники спектакля. В большинстве случаев исключительные права ее участников отчуждаются в пользу продюсера, правообладателя, оставляя авторам только неисключительные права, а обладателям смежных прав достаются неисключительные права в урезанном виде или совсем ничего. 

Следовательно, авторы культурных произведений, вошедших в состав проекта могут защищать свои авторские права в общем порядке. Обладатели смежных прав должны быть защищены заключенным договором, а, в случае нарушения его условий продюсером, также могут защищать свои исключительные и неисключительные, при их наличии, права на исполнение любым, не запрещенным законом, способом. Самая незащищенная группа — актеры и танцоры, музыканты и дирижеры, работающие по трудовому договору — подлежат правовой защите на основании Трудового кодекса РФ и только в части гражданского, в рамках принадлежащих им прав.  

Заключение

Подводя итоги статьи, необходимо отметить, что таких понятий в сфере культуры и искусства как авторские права на спектакль, авторские права на мюзикл, авторские права на комедию, авторские права на драму и т.д. существовать не может. Есть совокупность авторских и смежных прав на театральную постановку.