Авторское право Аргентины

Авторское право Аргентины

Аргентина — одна из наиболее развитых стран региона Латинской Америки, право которой принадлежит к романо-германской правовой семье. Законодательство Аргентины достаточно прогрессивное, оно является ориентиром для других стран региона. Рассмотрим, как регулируется и защищается интеллектуальная собственность Аргентины.

История авторского права Аргентины

Авторское право Аргентины изначально регулировалось нормами Конституции 1853 года. Так продолжалось до 1913 года, когда в стране был принят самостоятельный законодательный акт  - закон об авторском праве.

Закон от 1913 года сменил более полный нормативный акт – закон об авторском праве 1933 года, который продолжает действовать до настоящего времени.

В конце XIX и начале XX веков Аргентина стала участницей многочисленных международных конвенций, принятых на территории Америки (например,  Конвенции о литературной и художественной собственности 1889 года,  Конвенций 1906, 1911, 1928 годов).

Во второй половине XX века Аргентина вместе с другими странами, соседями по региону, присоединилась к нормам всемирного регулирования вопросов авторского права — Женевской и Бернской конвенции.

Таким образом, управление авторскими правами осуществляется в Аргентине нормами национального законодательства и нормами международных конвенций.

Особенности закона об авторском праве Аргентины

Аргентина — одна из немногих стран, где для признания охраны на объект авторского права необходимо соблюдение ряда условий, обязательных процедур. Тогда как в соответствии с законодательством большинства стран охрана произведениям предоставляется с момента их создания без дополнительных формальностей. О необходимости регистрации произведения, нотариального удостоверения, специальной оговорки или соблюдения иных процедур для предоставления охраны говорится в нормативных актах не только Аргентины, но и, например, Испании, Боливии, Колумбии.

Регистрация авторских прав в Аргентине производится через депонирование экземпляров произведения в специально определенных органах.

Понятие произведения

Защита авторских прав в Аргентине распространяется на такие объекты, как:

  • научные, литературные, художественные произведения (сочинения любого характера), куда включены и компьютерные программы;
  • драматические и драматическо-музыкальные произведения, музыкальные композиции, включая записи и фонограммы;
  • кинематография;
  • хореография;
  • живопись, рисунки, скульптурные и архитектурные произведения, произведения искусства или науки;
  • печатная продукция, планы и карты, фотографии.

Поскольку Аргентина – участница всемирных конвенций по авторским правам, охраняемые объекты авторского права типичны для многих стран, как и толкование содержания этих категорий.

Возникающие в мире коллизии, касающиеся отдельных объектов охраны, не обошли стороной и Аргентину. Например, вопрос о квалификации такого современного объекта охраны, как компьютерные игры, решен в Аргентине (как и, например, в Канаде, Италии, Сингапуре) путем отнесения в раздел компьютерных программ. Франция, Япония, Германия, например, квалифицируют компьютерные игры как сложные объекты, права на которые регулируются разными специальными законами. А Республика Корея, например, относит этот объект к аудиовизуальным произведениям, предоставляя соответствующую охрану правам авторов.

Аргентина стала участницей определения статуса фонограмм, распространяющихся через интернет, в результате чего присоединилась к двум международным соглашениям — Договору по авторскому праву и Договору по исполнениям и фонограммам, разработанным в 1996 г. под руководством ВОИС. 

Особые условия охраны прав установлены законом на перевод произведений. Права на переведенные произведения подлежат защите при условии согласования условий перевода с автором и при регистрации договора на перевод в Государственном реестре интеллектуальной собственности в течение одного года после публикации переведенного произведения. Права переводчика произведения распространяются только на его авторскую версию.

Охрана прав авторов

Права на произведения подлежат охране с момента депонирования произведения в Государственном реестре интеллектуальной собственности. Условия регистрации различны в зависимости от тиража и вида произведения.

Для регистрации объекта, тираж которого более чем сто экземпляров, необходимо депонировать не менее трех экземпляров каждого опубликованного произведения. Если тираж не превышает предел в сто экземпляров, то достаточно депонировать один экземпляр.

Установлен достаточно жесткий срок для депонирования - не позднее трех месяцев с момента создания произведения.

Произведения живописи, скульптуры, архитектурные объекты депонируются путем хранения фотографии оригинала с пояснениями, где содержатся идентифицирующие признаки объекта.

Ст. 63 Закона Аргентины об авторских правах устанавливает, что отсутствие регистрации влечет приостановление прав автора на произведение. При этом закон не оспаривает наличие самого созданного объекта. Однако законодательство не раскрывает и не детализирует данное понятие «приостановки» авторского права.

Личные и имущественные права автора

В праве Аргентины всегда проводилось различие между имущественными правами (имеющими оценку, отчуждаемыми) и неимущественными (не имеющими оценки и неотчуждаемыми). Справедливо это и для авторского права данной страны.

К правам авторов закон Аргентины относит право свободно распоряжаться своим произведением: публиковать, публично выставлять, демонстрировать, воспроизводить отчуждать, адаптировать или давать разрешение на его перевод.

В век цифровых технологий страны по-разному решают вопрос правомочия автора на доведение произведения до всеобщего сведения как способ использования произведения в сети Интернет. Правомочие именно в такой формулировке было закреплено еще в 1996 году на международном уровне. Предполагалось, что страны внесут подобные правомочия в свои национальные законодательные нормы. Но так поступили не все. Аргентина, наряду с другими 14 странами (Бельгия, США, Нидерланды, например) приняла модель «молчания закона» - не урегулировала этот момент прямо, посчитав, что такое правомочие и так входит в общие права автора на распоряжение своим произведением.  

Особенности защиты авторских прав в Аргентине

Ответственность за нарушение авторских прав предусмотрена ст. 71-78 аргентинского закона об авторском праве. В них речь идет о гражданско-правовой ответственности в виде штрафов и уголовной ответственности в виде лишения свободы.

Незаконное копирование произведений, использование их для извлечения прибыли и другие нарушения прав автора наказывается  тюремным заключением на срок от одного месяца до шести лет. Штрафы применяются от одной до тридцати тысяч аргентинских песо.

Автор, считающий свои права нарушенными, может потребовать в коммерческом или уголовном суде конфискации незаконных копий фонограмм, а также материалов для воспроизведения. Предусмотрено также, что изымается оборудование, предназначенное для неправомерного копирования и тиражирования объектов авторского права. В последующем по решению суда оно или уничтожается, или выставляется на аукцион с перечислением средств, вырученных от продажи, в Фонд поощрения искусства при национальном фонде авторских прав.

При доказывании нарушения авторских прав (и в целом в аргентинском законодательстве) очень распространено такое средство как различные заключения экспертов. Как правило, это аргентинские и иностранные ученые-юристы.

Судебные процессы в Аргентине по гражданским и уголовным делам независимы друг от друга, то есть наказания могут применяться параллельно.

Заключение

Уровень развития правовой системы Аргентины, безусловно, влияет на правовое совершенствование стран — соседей по региону. В том числе, это касается и норм регулирования интеллектуальной собственности. Суть авторского права Аргентины в целом соответствует международному уровню, поскольку основано на нормах международных конвенций.

Читайте также