Авторское право Германии

Авторское право Германии

Германия — сердце континентальной Европы. Авторское право здесь призвано охранять больше интересы авторов, защищать индивидуальное творчество, чем служить экономическим интересам. Это больше свойственно странам с англо-американским типом права. Разберем, как происходит управление авторскими правами в Германии.

История авторского права Германии

В начале XVIII века в Великобритании и Франции уже существовало авторское право. Пруссия была еще аграрной страной и не регулировала законодательно вопросы интеллектуальной собственности. Ряд историков считает, что позднее принятие страной норм авторского права (а первый закон появился только в 1837 году) явилось основой для развития промышленности, поскольку книги и распространение знаний никак не ограничивалось.

Современное авторское право Германии регулируется по-немецки лаконичным Законом об авторском праве и смежных правах и Законом о применении авторского права и смежных прав. Оба закона были приняты в 1965 году, и в последующем неоднократно изменялись. Последние обновления норм законов состоялись в сентябре 2017 года. Интеллектуальная собственность Германии регулируется также многочисленными подзаконными актами.

Источниками авторского права Германии являются также все значимые международные конвенции:

  • Бернская Конвенция,
  • Всемирная конвенция об авторском праве,
  • Римская конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций,
  • Договор о торговых аспектах прав и интеллектуальной собственности (ТРИПС) и другие. 

Важными для применения являются также нормы Европейского Союза и судебная практика Суда ЕС.

Особенности закона об авторском праве Германии

После объединения Германии в единое государство в 1990 году авторское право, которое действовало на территории ФРГ, распространилось по всей стране. Причем правовую охрану получили произведения, созданные еще в ГДР до объединения. 

Интересно то, что перечень охраняемых авторским правом произведений в законе не является исчерпывающим. Охране подлежат появляющиеся новые виды и типы произведений, прямо не упомянутые в законе.

Особенностью авторского права Германии является также то, что закон провозглашает неотчуждаемость авторских прав — как личных, так и имущественных. То есть полный переход всех прав автора не может быть осуществлен, хотя предусматривается возможность совершения сделок с отдельными правами.

Понятие произведения

Для признания произведения охраняемым по праву Германии необходимо, чтобы оно представляло из себя материальное выражение творчества автора (человека), которое характеризуется новизной и оригинальностью по форме или по содержанию. Произведение должно носить отпечаток личности автора, его создавшего. На идеи, планы, знания охрана не распространяется.

Как и в большинстве стран мира (участниц международных конвенций), произведения подразделяются на первичные и производные. Первичные произведения, как объекты авторского права, представляют собой:

  • литературные произведения всех типов и разновидностей,
  • музыкальные произведения,
  • хореографию,
  • произведения искусства,
  • драматургию и пантомиму,
  • архитектуру,
  • прикладное искусство,
  • кинематографию и аналогичные кинематографии произведения,
  • компьютерные программы,
  • научные и технические произведения,
  • планы,
  • карты,
  • географические описания,
  • таблицы,
  • чертежи. 

К производным произведениям, также охраняемым нормами права, относятся: обработки, комментарии, аранжировки, сборники, рецензии, перевод произведений и другие изменения, носящие творческий подход независимо от способа выражения.

Регистрация авторских прав в Германии для возникновения охраны не требуется. Сам факт создания произведения является достаточным, чтобы авторство на него охранялось законом. Для подтверждения факта авторства, в целях минимизации споров и для сбора доказательств в Германии широко применяют различные методы – нотариальное засвидетельствование, депонирование в многочисленных авторских обществах, действующих по всей стране, либо установление авторства судом в случае рассмотрения им спора.

Личные и имущественные права автора

Как и в других развитых странах, в Германии права авторов могут быть личные неимущественные и имущественные. Кроме того, немецкое законодательство выделяет отдельный вид прав, который не относится ни к одной из двух вышеуказанных категорий — особые права автора. Они сочетают в себе черты как личных, так и имущественных прав. Например, право требовать от собственника и фактического владельца оригинала произведения возможности осуществить право на его воспроизведение. К особым правам относится право на получение вознаграждения за прокат и аренду произведения. Все три вида прав автора являются взаимосвязанными и нераздельно составляющими единое целое.

Поскольку не существует четкого разделения, то все права по немецким законам охраняются в течение единого срока. По общему правилу,  он составляет 70 лет после смерти автора (для некоторых произведений, например, фотографий, установлен более короткий срок).

Статьи закона достаточно подробно описывают права авторов, детализируя понятие «опубликование» для разных типов произведений. 

Личные неимущественные права связаны с персоной автора:

  • право на упоминание имени или псевдонима автора на произведении,
  • право обнародования произведения,
  • право на неприкосновенность его содержания и формы. 

Именно эти права наиболее близко отражают суть авторского права.

Самой распространенной формой реализации немецкими авторами своих имущественных прав является получение вознаграждения (гонорара) за коммерческий прокат произведения. Право требования выплат может быть передано специализированным организациям — авторским обществам, которые действуют в Германии с разрешения и под строгим контролем Патентного ведомства. Эта практика также очень распространена. Самым крупным авторским обществом в Германии является GEMA (Gesellschaft fuer Musik - Auffuehrung - und mechanische Vervielfaeltigungsrechte) - Общество по охране авторских прав, прав на воспроизведение и тиражирование музыкальных произведений.

Характерно то, что перечень вариантов коммерческого использования произведения также не является закрытым, оставляя под защитой иные, возможно, появляющиеся в будущем формы проката.

Интернет стал огромной возможностью для распространения пиратских копий и контрафакта. Германия усиленно борется с этим явлением, но не всегда успешно. Наиболее действенным методом борьбы стало лицензионное соглашение между правообладателем и интернет-провайдерами с установлением твердых ставок вознаграждений за использование оцифрованных произведений.

В законе существуют особые нормы, которые предусматривают свободное использование авторских произведений без выплат гонораров. Например, оказание помощи несовершеннолетним, заключенным, пожилым, в сфере благотворительности и т.д.

Особенности защиты авторских прав в Германии

Нарушение авторских прав влечет как гражданско-правовые, так и уголовно-правовые последствия. В рамках гражданского производства применяются негаторные иски, иски о прекращении нарушения прав автора, а также возмещение убытков, причиненных неправомерными действиями нарушителя. Размер убытков определяется в учетом полученной нарушителем выгоды, а часто соотносится с размером выплат, которые бы произвел нарушитель автору при правомерном пользовании произведением. Таким образом, гражданско-правовая защита авторских прав носит по большей части характер компенсации.

Споры по вопросам правомерности использования произведений, по выплатам гонораров, по взаимоотношениям между авторами и авторскими обществами разрешаются специальным судом – арбитражем при Патентном ведомстве. 

В уголовном праве предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок от трех до пяти лет. Наказывается также подделка подписи автора, а также неправомерная (ложная) экспертиза на подлинность произведения.

Заключение

Германия — значимое государство на территории Европейского союза, поэтому авторское право этой страны развивалось в унисон в общеевропейским. Проблемы Германии в сфере интеллектуальной собственности примерно такие же, как и в целом в ЕС — интернет-пиратство, определение статуса произведений, созданных с применением новых технологий, регулирование возникающих новых правоотношений в цифровом пространстве и т.д. Какую роль сыграет Германия в становлении авторского права в новой реальности — посмотрим со временем.

Читайте также