Авторское право Индии

Авторское право Индии

Индия – многогранная страна со своей самобытной культурой, религией, архитектурой. Индийское творчество – фильмы, танцы, музыка –  не спутать ни с одной другой культурой мира. Его изучают, им вдохновляются во многих уголках земного шара. Заглянем в юридические аспекты авторского права и как охраняется интеллектуальная собственность Индии.

История авторского права Индии

Авторское право Индии начинается в июне 1957 года, когда страна обрела независимость и впервые приняла собственный Закон об авторском праве – достаточно объемный документ, состоящий из 15 глав и около сотни статей. До этого момента все правовые вопросы в стране выстраивалось по правилам колониального управления – Индия долгое время была колонией.

В настоящее время управление авторскими правами в Индии осуществляется через главный закон об авторском праве 1957 года (с многочисленными изменениями, последнее из которых от 2012 года) и главный подзаконный акт – Правила по авторскому праву от 2013 года.

Присоединение Индии к главным международным соглашениям в данной сфере – Бернской конвенции, Женевской конвенции – явилось также важной вехой в становлении этой правовой отрасли в стране.

Особенности закона об авторском праве Индии

Особенностью авторского права Индии является то, что в стране развита многоуровневая система специализированных государственных органов, в чью компетенцию входят различные вопросы управления авторскими правами.

Регистрация произведений осуществляется Ведомством по авторскому праву (Copyright office), его глава - Регистратор авторских прав (Registrar of Copyrights) – обладает особыми полномочиями, вплоть до судебных.

Ведомство по авторскому праву подчиняется Центральному правительству Индии. Кроме того, создан Совет по авторским правам (Copyright Board) – орган, в полномочия которого входит рассмотрение отдельных авторских споров, жалоб на решения Регистратора авторских прав, вопросов внесения изменений в Реестр авторских прав и др. 

Действует также Консультативный совет по реализации авторских прав (CEAC), в чьи полномочия и функционал входит анализ фактического соблюдения законодательства в сфере авторского права, а также консультационная работа и предложения по улучшению норм регулирования. В каждом штате и союзной территории функционируют его отделения и ключевые должностные лица для решения вопросов авторского права на местах. Таким образом, государство не просто провозглашает нормы охраны прав авторов, но и создает все условия для их реализации и соблюдения. 

В законодательстве Индии закреплен специфический подход к доктрине добросовестного использования произведений – так называемое «честное использование» - добросовестно и свободно можно использовать авторские произведения для четко ограниченных законом целей. Например, для личного пользования, для научных исследований, для написания отзывов и критики, для освещения событий, текущих дел, публичных выступлений.

Понятие произведения

Для защиты нормами авторского права Индии произведение должно быть оригинальным. К сожалению, индийское законодательство не указывает критерии оригинальности произведения. Творческий аспект не главный, а законодательство Индии допускает правовую охрану объектов, не связанных с творчеством, например, через примененные алгоритмы (результаты работы компьютерных программ и искусственного интеллекта).

В Индии права автора на оригинальное произведение распространяются также на его перевод. В соответствии со ст. 32 Закона об авторских правах любое лицо вправе обратиться в Совет по авторским правам с просьбой о выдаче лицензии на перевод произведений и публикацию перевода через семь лет после первой публикации оригинального произведения. Без разрешения правообладателя перевод неправомерен.

Как и в большинстве стран мира, регистрация авторских прав в Индии не является обязательной, но значительно повышает уровень защиты произведения в случае возникновения споров и притязаний. Бюро регистрации авторских прав – орган, созданный для услуг регистрации произведений индийских авторов. Для регистрации отдельных видов произведений существует достаточно сложная процедура. Например, для рисунка, потенциально возможного к использованию в коммерческих целях, необходимо подтвердить документально, что он не идентичен и не сходен до степени смешения ни с какими товарными знаками.

Депонирование можно использовать как для опубликованных работ, так и для неопубликованных.  

Закон Индии охраняет следующие объекты авторского права:

- кинофильмы;

- звукозаписи;

- литературные произведения (включая сборники, базы данных, компьютерные программы);

- драматические произведения (в эту группу входят хореография, пантомима, отрывки произведений для публичного чтения);

- художественные произведения (скульптура, рисунок, живопись, графики, географические карты, гравюра, архитектура, предметы ремесел).

Как мы видим, танец – хореографическое произведение – не является по индийскому законодательству отдельным объектом охраны, он входит в состав драматического произведения, хотя в некоторых странах хореография выделена в самостоятельный объект авторского права (Канада, Великобритания, например). Но Индия и танец – понятия неразделимые исторически и культурно, поэтому в стране ведутся дискуссии по вопросам статуса хореографического произведения, выделения его в качестве предмета охраны отдельно, обязательности присутствия сюжетной линии в хореографическом произведении для выделения в самостоятельный объект охраны и т.д. Пока решения относительно охраны авторского права на хореографическое произведение отдельно от драматического не принято, дискуссии, изучение опыта и судебной практики других стран продолжаются. 

Срок охраны авторского произведения составляет 60 лет, начиная с календарного года, следующего за годом смерти автора.

Личные и имущественные права автора

Суть авторского права Индии сводится к тому, что нормы закона не разделяют четко имущественные и неимущественные права авторов. Этот подход присущ многим странам - бывшим колониям США и Великобритании, он относится к англосаксонскому типу права. Отдельные элементы моральных прав названы в законе «специальными правами» и урегулированы таким образом: к моральным правам автора относятся право на имя (авторство), на защиту произведения от искажения, изменения, причиняющее вред репутации автора, и они остаются у автора даже после уступки своих имущественных прав.

Особенностью нормативной базы Индии по авторскому праву также является то, что не предусмотрен единый перечень имущественных прав, применимый ко всем произведениям. Для каждой из категорий объектов охраны установлен свой перечень правомочий.

Например, к правомочиям автора индийского кинофильма относятся: права на изготовление любой копии, фотоизображения любого фрагмента фильма, изготовление записи на любом носителе информации, право на продажу и прокат с целью получения прибыли любой копии фильма, а также публичный его показ.

Закон содержит достаточно обширный, по сравнению с другими странами, перечень действий, не являющихся нарушением авторских прав в стране. 

Особенности защиты авторских прав в Индии

За нарушение авторских прав в Индии предусматривается административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность. По каждому виду ответственности применяются разные виды наказаний. 

В ходе административного производства применяется изъятие контрафакта: служащий полиции может наложить арест на копии произведений.

Гражданско-правовой процесс предусматривает защиту авторских прав путем принятия судебных запретов, взыскания ущерба, упущенной выгоды. Суд также вправе вынести решение о передаче фактически всех имеющихся копий произведения автору. 

Уголовная ответственность применяется в виде лишения свободы на срок до трех лет или крупных штрафов. 

В Индии отсутствует система специализированных судов, защита авторских прав обеспечивается через суды общей юрисдикции, но определенного уровня (не ниже центрального магистрата или судебного магистрата первой степени).

Определенная категория споров рассматривается Управлением по охране авторских прав, где Регистратор – Бюро регистрации авторских прав – наделяется полномочиями судьи. 

Вся политика охраны авторских прав и их защиты выстраивается на приоритете национальных интересов. При применении норм, государственные интересы порой превалируют над необходимостью соблюдать международные соглашения.

Заключение

На всю правовую систему Индии, безусловно, оказывали влияние страны-колонизаторы. Период независимости, самостоятельности Индии в международных отношениях, развитие торговых и межкультурных отношений со странами мира дал толчок к совершенствованию и норм авторского права. Об этом говорят многочисленные поправки в законодательство данной отрасли. Страна старается выдержать баланс в сохранении своего богатейшего культурного наследия и необходимости следовать современным реалиям защиты нематериальных ресурсов. 

Читайте также