Авторское право США

Авторское право США

Америка всегда считалась страной возможностей и перспектив, некой мечтой для стремящихся к реализации людей. Сегодня штаты ассоциируются не только с развитием новых технологий, но и с колоссальными возможностями для творчества в разных его проявлениях. Посмотрим, как защищается интеллектуальная собственность США.

История авторского права США

На возникновение норм американского авторского права повлиял один из первых появившихся в мире актов, регулирующих вопросы авторства, – принятый в Великобритании Статут Королевы Анны 1709 года. До 1783 года наличием статей законов об авторском праве могли похвастаться только несколько штатов. Затем, в 1790 году, на основе Статута Королевы Анны был разработан американский первый Федеральный закон об авторском праве.

Законодательная инициатива возникла в 1787 году, когда в Конституцию США было предложено добавить «параграф об авторских правах», он затем и лег в основу всех федеральных норм патентного и авторского права Америки.

Поскольку в США существует двух-уровневое законодательство – федеральное и законы конкретного штата – исторически авторское право развивалось параллельно: правоотношения регулировались федеральным законодательством и нормами, принятыми на конкретной территории.

Авторское право в Америке реформировалось дважды – в 1909 и 1976 годах. В ходе этих реформ расширился перечень объектов охраны, факт публикации перестал быть обязательным условием предоставления защиты, а также были явно разделены способы охраны: опубликованные произведения (имеющие материальную форму) защищались на уровне федерального законодательства, а неопубликованные по-прежнему получали защиту на уровне законов штата.

Особенности закона об авторском праве США

Основной особенностью права США, в том числе и его отрасли авторского права, является то, что существует общефедеральное законодательство, и местное. Местное право отличается в зависимости от штата, и является прецедентным. Например, если в одном штате имя, присвоенное домену, не охраняется никак, то в другом оно может быть приравнено по значимости к товарному знаку. Поэтому и законодательные нормы, и практика судов могут иметь различные позиции по отношению к одному и тому же объекту или ситуации. 

Судебная практика также играет очень важную роль. Есть так называемые судьбоносные судебные решения («landmark cases»), определяющие направление применение норм в сфере авторского права. Они могут использоваться и как источники. Особенно это проявляется при регулировании отношений, возникающих в современную цифровую эпоху, когда возникают новые вопросы по объектам защиты и объему прав.

Тот факт, что именно на территории этой страны был создан интернет, безусловно, повлиял на современную суть авторского права. В частности то, как регулируется система доменных имен в Штатах, является ориентиром для многих стран мира. 

Интересно и то, что впервые именно в США (на студии Уолта Диснея) возникла идея охранять авторскими правами рисованного персонажа.

Понятие произведения

По американскому закону защищаются «оригинальные авторские произведения», у которых есть форма выражения. Иными словами, то произведение, которое можно сохранить и передать, в том числе, через технические устройства. Защита авторских прав распространяется на те результаты интеллектуальной деятельности, которые можно воспроизвести. 

Авторское право США, как и в большинстве стран, предоставляет защиту произведениям, где присутствует творческий подход при создании, а произведение обладает уникальностью. Перечень объектов охраны дан в Законе об авторском праве:

- произведения литературы;

- музыка (включая сопроводительные слова);

- произведения драмы (включая музыкальный аккомпанемент);

- произведения жанра пантомимы и хореографии;

- живопись, графика, скульптура;

- произведения киноиндустрии, аудиовизуальные объекты;

- звукозаписи;

- произведения архитектуры.

Как видим, перечисленные объекты авторского права не содержат такой категории, как компьютерные программы – они защищаются в разделе «литературные произведения». Не распространяется охрана на идею, замысел, метод, процедуру, а также на объекты, созданные без непосредственного участия человека. 

Защита авторского права объекту предоставляется автоматически, после создания произведения. Как и в некоторых других правовых системах мира, юридическая охрана не зависит напрямую от регистрации, которая не является обязательной и в Америке. 

Регистрация авторских прав в США предоставляет авторам ряд привилегий и способствует более простому доказательству авторства. Согласно Закону об авторском праве США, регистрируются права в специально созданном Бюро авторского права (United States Copyright Office), созданным при Библиотеке Конгресса США. Механизм регистрации осуществляется через депонирование произведений - предоставление страниц оригинального текста, изображения (иного контента) и получение документа, подтверждающего факт депонирования. Это, безусловно, повышает эффективность защиты и предоставляет дополнительные гарантии авторам.

Кстати, именно требование о предоставлении копии произведения в Библиотеку Конгресса США позволило стать этой структуре одной из богатейших хранилищ научных и авторских произведений в мире. 

Личные и имущественные права автора

Исключительными правами автора по законодательству США являются: право на воспроизведение, право на производные формы произведения (в том числе, перевод произведений, аранжировку или репродукцию), право на продажу, аренду и распространение в любом другом виде, право на исполнение или отображение произведения публично, право на запись звука через цифровые технологии. 

Чтобы правовая защита распространялась на производные работы, они должны обладать уникальностью и чертами именно нового произведения.

Управление авторскими правами в Америке предусматривает такой механизм, который дает возможность авторам предоставлять свои произведения неограниченному кругу лиц на разных условиях. Так, создана некоммерческая организация, через которую авторы и пользователи могут заключать лицензионные договоры - Creative Commons. Это различные виды лицензий, с помощью которых предоставляются права пользования объектами охраны. Виды лицензий различаются по объему прав и по другим условиям.

Особенности защиты авторских прав в США

Нарушение авторских прав в американской правовой системе подразделяется на основное и вторичное, однако критерии разделения применяются, в отличии от Великобритании, другие. 

Закон об авторском праве США признает нарушителем любого, кто нарушает хоть какое-то исключительное право автора. Под вторичными нарушениями подразумеваются: действия лица, которое контролирует нарушителя, действия соучастника или пособника (того, кто склоняет к совершению правонарушения). 

Если в Британии целью системы защиты авторских прав является пресечение незаконного пользования защищенными произведениями, то в США максимум усилий контролирующих органов направлен на предотвращение условий содействия нарушениям. 

Особенностью защиты авторских прав в Америке признаются также особые условия для подачи иска в суд – в суде защищаются только права на зарегистрированные произведения. Презумпцию законности права автора создает регистрация на произведение, совершенная максимум в течение пяти лет после публикации.

Регистрация, проведенная в течение трех месяцев после опубликования объекта охраны (и до факта нарушения права автора), дает автору шанс на получение компенсации причиненных ему убытков и возмещение суммы, потраченной на гонорары адвокатов. Отсутствие регистрации дает авторам возможность получения через суд только суммы фактически причиненных убытков. 

Заключение

С развитием технологий и появлением новых объектов регулирования совершенствуется и авторское право. Однако в таких крупных странах с развитым патриотизмом, как США, одной из основных целей совершенствования норм авторского права является защита интересов общества и государства в целом, установление контроля за оборотом объектов интеллектуальной собственности и предотвращение урона государству от их бесконтрольного обращения.  

Читайте также