17.03.2022
902 просмотра (ов)
Вызывает интерес, как выстроено управление авторскими правами в КНДР — самом закрытом современном государстве с тоталитарным режимом и социалистической системой права. Как охраняются права авторов в стране, которая веками развивалась под влиянием буддизма?
Печатать книги в Корее начали раньше, чем в Европе — а это, как известно, служит началом для формирования норм об охране прав издателей и авторов. Однако стоит учитывать, что буддизм и конфуцианство подходило к правам авторов несколько иначе: издание произведения служило честью для автора, а не нарушением его прав. Религиозные устои трактовали произведения как достояние общества, не делая уклон в сторону частного интереса.
Во времена, когда страна развивалась как единая территория Кореи, существенное влияние на развитие права оказывала Япония, поскольку с начала XX века Корея сначала находилась под ее протекторатом, а затем под аннексией. До 1945 года на территории единой Кореи формально действовал японский закон об авторском праве.
С образованием в 1948 году КНДР и принятием Конституции, основы авторского права были сформулированы в основном законе — граждане страны обладают свободой художественной, научной деятельности, закон охраняет патентное и авторское право. Страна не сразу избрала полностью изолированный вариант развития, по крайней мере, в сфере международного сотрудничества по интеллектуальной собственности:
Северная Корея — участница более десятка международных конвенций и соглашений в сфере авторского права.
Авторское право сегодня регулируется в стране следующими национальными нормативными актами:
Современные нормативные акты Северной Кореи в области интеллектуальной собственности принимались при наличии влияния советского законодательства в период, когда страны развивались по пути социализма.
Интеллектуальная собственность в Северной Корее регулируется законодательством, которое отражает специфику регулирования отношений в стране с тоталитарным режимом управления. Государство объявляет, что руководство и контроль являются основными гарантиями соблюдения прав авторов. И эта политика осуществляется через создание многоуровневых государственных учреждений под руководством Правительства КНДР.
В Северной Корее в содержание авторских прав не входит оборот произведений в интернете — страна не присоединилась к Договору Всемирной организации интеллектуальной собственности 1996 года.
Закон об авторском праве связывает охраноспособность произведения с фактом правильного определения его в качестве объекта авторского права. А делать это должны государственные учреждения исходя из объективности и практичности. Здесь мы видим реализацию подхода, при котором полномочия государственных структур ставятся в приоритет.
Объекты авторского права сформулированы во второй главе Закона и представляют собой стандартные для подобных законов конструкции. Перечисление объектов соответствует международным принципам, данным в Бернской конвенции и других соглашениях, — любые результаты творческой деятельности. К таким результатам относят:
Интересно, что объекты архитектуры не упоминаются в северо-корейском законе — следовательно, на архитектурные произведения не распространяются авторские права.
Обладателями авторского права могут быть как граждане — физические лица, так и организации. Традиционно, в соответствии с международными подходами, моральные права не отчуждаются, в Северной Корее они охраняются бессрочно. Имущественные права могут переходить к правообладателям, охраняются они в течение срока жизни автора и пятьдесят лет после его смерти. Для компьютерных программ срок охраны сокращен до 30 лет после смерти автора, но может быть продлен еще на 20 лет. Совместные произведения охраняются в течение 50 лет после смерти последнего соавтора.
Совершение сделок и возможность перехода имущественных прав авторов урегулированы в четвертой главе Закона об авторском праве. Установлено, что имущественные права могут быть переданы в случае заключения договора с установлением цены права, в результате разрешения уполномоченного органа (лицензии) в определенных случаях, по наследству, либо в режиме свободного пользования. В ст. 31 определен принцип регулирования цены — размер роялти определяется учреждением по установлению цен.
Охраняются не только основные произведения, но и производные:
В стране действует также принцип свободы панорамы.
Регистрация авторских прав в Северной Корее, как необходимость для правовой охраны, не упоминается в Законе. Исходя из этого, можно сделать вывод, что КНДР придерживается международных подходов к охраноспособности произведений.
В Северной Корее существует разделение на моральные и вещные (имущественные) права.
К моральным относятся права автора на сохранение целостности произведения и защиту его от искажений, а также право на обнародование. К имущественным — права на:
Нужно сказать, что перечень прав, как моральных, так и имущественных, сформулирован в законе достаточно лаконично и формально. В целом, он соответствует общемировой практике, но страна не внесла конкретики в свои национальные законы.
Как и в большинстве правовых систем мира, защита авторских прав осуществляется через механизмы гражданской, административной или уголовной ответственности. Через суд в гражданско-правовом порядке с нарушителя взыскивается ущерб и убытки. Через административные меры осуществляется предотвращение нарушений и минимизация последствий (посредством функционала многочисленных государственных органов и структур с соответствующими полномочиями), а уголовное наказание является наиболее суровой мерой воздействия.
Нарушение авторских прав является преступлением в соответствии с Уголовным кодексом страны (ст. 199,200) и наказывается исправительными работами на срок до двух лет или каторжными работами на срок до трех лет.
Поскольку жизнь в Северной Корее совершенно недоступна для внешних наблюдателей, судить о том, как на практике происходит защита авторских прав в судебных и административных органах не представляется возможным. Нет и доступных статистических данных по этим вопросам.
Законодательство Северной Кореи в области авторского права провозглашает основные принципы континентального типа права без существенной конкретики. Нормы закона сформулированы достаточно формально и лаконично. Это объясняется тем, что основной целью принятия Закона было присоединение страны к Бернской конвенции, при этом суть авторского права страны сочетает в себе международные принципы и подход современного государственного политического режима.
617 просмотра (ов)
1591 просмотра (ов)
1990 просмотра (ов)