Авторское право Японии

Авторское право Японии

Что вспоминается вам при упоминании фразы «авторы Японии»? Харуки Мураками, Масару Эмото, Хаяо Миядзаки – самобытные и необычные авторы произведений и исследований, безусловно, внесшие ощутимый вклад в общемировую культуру. Попробуем разобраться, как устроено авторское право в Японии и отличается ли оно также сильно от европейского, как и вся японская культура в целом. 

История авторского права Японии

Первым законодательным актом Японии в сфере авторского права принято считать Постановление об изданиях от 1869 года. Присоединение к Бернской Конвенции произошло в 1899 году (причем, Япония стала одной из первых присоединившихся стран). Но для этого требовалось, чтобы национальное законодательство страны-участницы отвечало определенным требованиям. В связи с этим в Японии был принят Закон об авторском праве от 1899 года, соответствующий международным стандартам.

Масштабная реформа законодательства об авторских правах проведена в Японии в шестидесятых годах прошлого века. В результате нее был принят новый Закон об авторском праве от 6 мая 1970 года, который действует и поныне с поправками. 

В результате реформы было проведено четкое разграничение между авторскими и смежными правами, между экономическими и моральными правами.

На сегодняшний день управление авторскими правами осуществляется законодательной базой, состоящей из 21 документа, а Япония является членом всех значимых международных конвенций и договоров в области авторского права. 

Особенности закона об авторском праве Японии

Нормы, регулирующие интеллектуальную собственность в Японии, не входят в отрасль гражданского права, как во многих странах мира, например, в России, Казахстане. В Стране Восходящего Солнца это отдельная отрасль, включающая в себя нормы патентного права, авторского права, нормы, регулирующие оборот товарных знаков, конкуренцию, результаты труда дизайнеров. Таким образом, интеллектуальная собственность в Японии регулируется нормами самостоятельной отрасли права и является самостоятельной дисциплиной для изучения. 

В современных реалиях в Японии наблюдается тенденция формирования отдельного института права, объединяющего нормы о рекламе и авторстве. Предпринимается попытка описать законодательно вопросы получения экономической выгоды от использования изображения и имен известных людей в рекламе и защитить их авторское право. 

Еще одной особенностью авторского права Японии считается достаточно подробное описание терминов, объектов охраны, внимание к деталям. Например, Япония – одна из немногих стран, где понятию «произведение» дано определение на законодательном уровне. Ведь именно произведение является основным объектом, на который распространяется защита авторских прав. 

Особенностью японского авторского права является еще и его социальная направленность. В законе существует много исключений, когда ситуации формально могут быть расценены, как нарушение авторских прав, но таковым не являются. И здесь законодатели страны руководствуются «справедливым использованием» произведений в целях развития культуры, образования и искусства страны.

Понятие произведения 

Закон об авторском праве Японии определяет произведение как «творческое выражение мыслей и (или) чувств, относящееся к сфере литературы, науки, искусства и музыки».

Охране подлежат несколько групп произведений:

- созданные подданными Японии;

- произведения, созданные в Японии или за ее пределами, но опубликованные в Японии в течение тридцати дней после первой публикации;

- работы, защищающиеся на основании международных договоров и конвенций. 

Чтобы стать объектом охраны, произведение должно обладать определенными признаками.

Во-первых, оно должно быть выражено в какой-либо форме. Закон не предъявляет четких требований к такой форме, главное, чтобы оно могло быть воспринято третьими лицами. 

Во-вторых, важным аспектом произведения должно стать отражение мыслей и чувств автора. Если в праве Великобритании, например, может охраняться созданное расписание движение поездов или программа последовательности телепередач, обладающие признаком новизны, то Япония не предоставляет таким «бездушным» произведениям правовую защиту.

В-третьих, мысли и чувства автора произведения должны быть выражены творчески. И даже понятие «творчество» есть в правоприменительной практике и правовой науке Японии. Оно не означает уникальности и высокого уровня искусства, но обязательно должно отражать индивидуальность автора. То есть даже не уникальное произведение получит охрану, если будет создано автором самостоятельно и будет обладать всеми необходимыми признаками.

В-четвертых, произведение, охраняемое авторским правом, должно относиться к науке, искусству, литературе, музыке. Этот критерий как раз отделяет объекты авторского права от объектов защиты патентным правом и правом о полезных моделях. 

Таким образом, японское законодательство достаточно полно и обстоятельно описало объекты авторского права.

Личные и имущественные права автора 

Авторское право Японии, как и международные нормы, разграничивает права авторов на свои произведения на личные неимущественные и имущественные.

К личным относятся: право на авторское имя, на неприкосновенность созданного произведения. 

Авторы Японии имею также имущественные права:

- на воспроизведение и представление (имеется в виду с помощью технических средств – кинопрокат, телепередачи и т.д.);

- на исполнение произведения (и здесь Япония выделяется тем, что этому термину также дано подробное описание в самом законе, в большинстве стран мира данное понятие не раскрывается на законодательном уровне). Например, в Японии прямо разрешено законом исполнять в школах в рамках учебного процесса авторские произведения с обязательным извещением об этом автора и назначением ему вознаграждения;  

- на публичное сообщение, публичный показ;

- на распространение произведения;

- на отчуждение произведения;

- на передачу в прокат;

- на переработку (еще одна отличительная черта именно японского авторского права. Здесь имеется в виду перевод произведений, возможность экранизации, аранжировки и т.д. Например, трансформация фотоизображения в живопись. Таким образом, создается производный объект охраны).

По законодательству авторы Японии могут воспользоваться добровольной регистрацией права на созданное произведение, так называемое депонирование. Это дает преимущество автору в случае необходимости доказывать и защищать свое авторство по сравнению с тем, кто не воспользовался таким методом фиксации. 

Особенности защиты авторских прав в Японии 

Защита авторских прав в Японии осуществляется по большей мере через уголовное преследование, что также отличает право Японии от правовых систем других стран.

Ответственность за нарушение авторских прав содержится в самом Законе 1970 года, в главе 8. Наказание достаточно суровое – лишение свободы на срок до 10 лет или штраф до 10 миллионов йен. Допускается также сочетание этих двух видов наказания.

Япония – страна, где законы исполняются, это касается и авторского права в том числе. Поэтому меры воздействия на нарушителей не остаются просто строчкой в законе, о чем свидетельствует и судебная практика об арестах за нарушение авторских прав.  

Заключение 

Законодательное управление авторскими правами в Японии достаточно самобытно, как и вся страна. Но, тем не менее, характеризуется очень четкими понятиями, наличием описаний, а также оперативным реагированием на современные реалии и правоотношения в связи с возникающими новыми объектами правовой защиты (например, результатов деятельности искусственного интеллекта). 

Авторское право Японии обладает социальной направленностью. В законодательных нормах явно прослеживается сочетание экономической выгоды авторов с интересами общества, обеспечению доступа жителей страны к ее достоянию и культурному наследию. Цель законодательства Японии в данной сфере – сохранить баланс между выгодным пользованием объектами авторского права и культурным развитием и процветанием Страны Восходящего Солнца.