Как оформить и защитить авторские права на музыку

Как оформить и защитить авторские права на музыку

Музыкальные произведения бывают разными: с текстом и без, переработанные, обнародованные в другом исполнении и т.д. Тем не менее, все они являются объектами авторских прав, а их создание и использование подчиняться единым правилам, о которых и пойдет речь в этой статье. 

Музыкальное произведение как объект авторских прав

В соответствии с п. 1 ст. 1259 ГК РФ музыкальные произведения, с текстом или без него, являются объектами авторских прав. Субъектами данного права в рассматриваемом случае будут авторы музыки (композиторы), авторы текстов (чаще всего поэты), а также аранжировщики и авторы производных музыкальных объектов. Также субъектами авторского права будут правообладатели, заключившие непосредственно с авторами лицензионные договора или договора об уступке исключительных прав. Например, продюсеры, звукозаписывающие студии или лидеры музыкальных групп, которые занимаются объединением простых объектов (музыки и текста) в сложное музыкальное творение — музыкальную композицию (например, песню). В этом случае неисключительные права останутся за автором, а вот исключительные перейдут к правообладателю. Аналогичное правило действует в отношении наследников автора музыки, текста и т.д. 

Авторские и смежные права музыкантов и композиторов

Для того, чтобы у композитора возникли авторские права на музыку (музыкальное произведение без текста), он должен сначала сочинить ее, то есть придумать объективную последовательность нот, а затем записать их (например, на бумаге с помощью специальных обозначений или при помощи аудиозаписи). Существует вариант с публичным исполнением музыки, но вопрос доказательства авторских прав композитора в этом случае достаточно сложен. Авторские права на музыку, исключительные и неисключительные, возникают у композитора в момент создания музыкального произведения и не требуют обязательной государственной регистрации. 

Права музыкантов, то есть исполнителей музыкального творения без текста, относятся к смежным правам. Они, также как и авторские права, возникают в момент появления соответствующего объекта интеллектуальной деятельности, то есть в момент исполнения музыки. При этом необходимо учитывать, что исполнение должно иметь какое-либо выражение. Обычно это фонограмма. В случае, если музыка была исполнена публично, но исполнение зафиксировано не было, доказать наличие смежных прав у музыканта будет проблематично. При этом необходимо учитывать, что правовая охрана и защита смежных прав возможна только в случае их законного появления. Для этого требуется, чтобы музыкант, который исполнил музыку, имел лицензионный договор или договор об отчуждении исключительного права с ее автором, композитором. Возможны и другие правовые конструкции, например, объединение музыки и исполнения в единое музыкальное произведение. В данном случае существует два варианта. В первом, композитор и исполнитель будут выступать соавторами музыкального объекта. Во втором они, совместно или независимо друг от друга, передают свои исключительные права третьему лицу (продюсеру, звукозаписывающей студии и т.д.). Надо сказать, что в качестве продюсера может выступать любой из авторов единого музыкального произведения.  Необходимо отметить, что смежные права, по аналогии с авторскими, не требуют обязательной государственной регистрации. 

Авторские права на музыкальные произведения с текстом

Согласно ст. 1259 ГК РФ, наряду с музыкальными творениями без текста (музыкой), объектами авторского права могут быть и музыкальные произведения с текстом (самым распространенным вариантом здесь является песня). Следовательно, у текста, чаще всего стихотворного, есть автор, который обладает авторскими правами на него.

В контексте рассматриваемого вопроса необходимо обратить внимание на два варианта «присоединения» литературного произведения к музыкальному. Если изначально таковое задумано как музыкальное с текстом (песня, например), то оно будет иметь двух (композитор и автор текста) или трех (композитор, исполнитель и автор текста) субъектов, которые могут выступать соавторами (участников может быть и больше, если присутствует переработка). Разумеется, все три имеющиеся «ипостаси» могут быть объединены в одном лице, а также возможно участие правообладателя, например, продюсера. Авторские права на текст для музыкального произведения возникают в момент его создания. При этом неисключительные права не могут быть отчуждены. Исключительными же автор текста может распорядиться по своему усмотрению. Например, передать по лицензионному договору или заключить договор об отчуждении исключительных прав другому автору музыкального произведения, для которого текст создавался. Аналогичные договора могут быть заключены с третьим лицом, продюсером, звукозаписывающей студией и т.д. Авторские права на текст для музыкального произведения не подлежат обязательной государственной регистрации. 

Право на фонограмму

Право на фонограмму музыки относится к смежным правам. Правообладателем в данном случае является лицо, взявшее на себя материальную и организационную ответственность за первую запись музыкального произведения. Для того, чтобы осуществить эти действия необходимо получить согласие авторов музыки, а также при наличии, текста и аранжировки. С этой целью изготовитель фонограммы, чаще всего это звукозаписывающие студии, заключает соответствующие лицензионные договора или договора об отчуждении исключительного права с авторами и исполнителями. Смежные права на фонограмму не подлежат обязательной государственной регистрации. 

Авторское право на переработку музыкального произведения

П. 1 ст. 1259 ГК РФ рассматривает производные произведения, то есть те, которые возникли в результате переработки уже существующего. Следовательно, автор производного произведения обладает всем комплексом авторских прав, как исключительных, так и неисключительных. Но для этого им должно быть соблюдено одно важное условие: получение письменного согласия (разрешения) автора (авторов) первоначального, так как исключительное право использования результата интеллектуальной деятельности любым, не противоречащим закону способом, принадлежит именно ему (им). 

Самым распространенным видом переработки музыкальных произведений (например, песни) является аранжировка, которая предусмотрена пп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК РФ, но возможны и другие формы, например, обработка. Следовательно, авторские права на аранжировку принадлежат тому лицу, которое ее сделало на законных основаниях, то есть аранжировщику. 

Обратите внимание, что музыкальное произведение может быть подвергнуто обработке как полностью, так и в частях. Например, мелодия может оставаться «родной», а текст переработан, или наоборот. Документальное оформление переработки зависит от конкретной ситуации, в частности, от того, кто является обладателем исключительных прав, автор или правообладатель. 

Производное музыкальное произведение, в частности, полученное в результате аранжировки первоначального, не подлежит обязательной государственной регистрации. 

Ремикс, ремейк и кавер-версия с точки зрения авторских прав

В данном случае, сначала необходимо разобраться, что представляют собой ремикс, ремейк и кавер-версия. 

Ремикс — это версия музыкального произведения, но в иной творческой аранжировке (если она была), чем первоначальная. Обычно, таким образом «осовременивают» мелодию как с текстом, так и без, смешивая уже существующее ее звучание с какими-нибудь другими звуками. 

Ремейк, по сути, разновидность ремикса. Он получается путем новой записи (перевыпуска) музыкального продукта (чаще всего песни), с изменением, добавлением или исключением из него какой-либо составной части. Обычно, также как и ремикс, ремейк становится более современной версией первоначальной композиции. Впрочем, это не значит, что он не может быть создан в стиле ретро. Поменять, добавить или убрать можно любую часть песни или иной композиции: музыку, текст, исполнение, аранжировку и т.д. Например, перевод текста песни на иностранный язык при сохранении первоначальной музыки — это ремейк.

Кавер-версия — это альтернативное исполнение музыкального предмета творчества, в котором может быть изменена аранжировка, но текст и музыка (содержание) остаются прежними. Необходимо отметить, что практически в 100 % случаев исполнителями кавер-версии музыкального произведения являются иные лица, чем первоначальной. 

С точки зрения авторского права, ремиксы и ремейки являются производными музыкальными произведениями, то есть самостоятельными его объектами. Следовательно, на них распространяются все юридические правила, связанные с этой формой интеллектуальной собственности. То есть исключительные и неисключительные права на музыкальное произведение с учетом соблюдения законности, а именно получения письменного согласия создателя музыки и текста, а также исполнителей и аранжировщиков, иногда обладателей прав на фонограмму. Для этого можно использовать лицензионные договоры и договоры об отчуждении исключительного права на использование музыкального произведения. Если авторами ремикса или ремейка являются те же лица, что и создали первоначальную версию музыкального произведения, то названных официальных договоров заключать не требуется. 

С кавер-версией ситуация схожая, за исключением того, что музыка и текст музыкального произведения исполняются другими исполнителями. Следовательно, оформлять документы и заключать лицензионные договоры и договоры об отчуждении исключительного права на использование следует только с авторами музыки (композиторами) и текстов, а с исполнителями (музыкантами и певцами) этого не требуется. Таким образом, кавер-версия музыкального произведения является самостоятельным объектом авторских прав, как исключительных, так и неисключительных, с учетом соблюдения прав авторов музыки и текста первоначального произведения.  

Авторские права на ремиксы, ремейки и кавер-версии не требуют обязательной государственной регистрации и получения любых свидетельств. 

Защита авторских прав на музыкальные произведения и их переработки

Авторские права на музыкальные произведения подлежат правовой охране с даты их создания. Срок охраны определяется российским законодательством. В случае нарушения исключительных или неисключительных прав авторов, а также смежных прав исполнителей, можно использовать несколько способов защиты: судебный (исковое заявление), досудебный (претензия) и внесудебный. Защитить авторство можно и во внесудебном порядке. Среди внесудебных способов одним из самых надежных является депонирование музыкального произведения. Для этого необходима материальная или электронная его копия, которая передаётся специализированной организации. Депонированием могут пользоваться авторы, исполнители, аранжировщики, владельцы фонограмм и иные лица, которым может быть необходимо в какой-то ситуации подтвердить свои права на музыкальное произведение. Подтверждением авторства будут документы оператора соответствующего реестра.

Защитой авторских прав занимаются также различные авторские общества за вознаграждение. С ними предварительно придется оформить взаимоотношения.

Заключение

Подводя итоги статьи, необходимо отметить, что ситуации, связанные с нарушением авторских прав на музыкальные произведения, а также с их переработкой, являются одними из наиболее встречающихся в судебной практике. Следовательно, при создании и использовании описанных выше объектов авторских прав необходимо руководствоваться действующим законодательством, выполняя его предписания тщательно и досконально.