02.04.2022
1995 просмотра (ов)
А вы знали, что так любимые детьми персонажи популярного мультфильма Робокар Поли являются интеллектуальной собственностью Республики Корея? Рассмотрим, как происходит управление авторскими правами в одной из крупнейших стран Восточной Азии, где стремительно развивается высокотехнологичная промышленность и индустрия развлечений.
Авторское право возникло в Корее, как и во многих странах, благодаря появлению и развитию книгопечатания и издательского дела. Несмотря на то, что книгопечатный станок изобретен в Корее в XIII веке, вплоть до XIV века контроль над книгопечатанием не устанавливался со стороны государства.
Первые упоминания необходимости в законодательном регулировании этой сферы в Южной Корее относятся к 1884 году. В силу исторического и политического развития этой страны, на формирование южнокорейского права оказывали влияние правовые системы Монголии, Японии и Китая. Огромный урон культуре и искусству Южной Кореи нанесла японская оккупация 1920-1945 годов. В этот период на территории страны применялось японское авторское право.
После мировой войны и войны между Северной и Южной Кореей 1950-1953 годов возникла необходимость в формировании собственного законодательства, и в 1957 году был принят Закон Республики Корея об авторском праве, в который вносилось множество изменений, связанных с развитием интернета и необходимостью защиты авторских прав в сети, с вступлением страны в ТРИПС, а также присоединением к Бернской конвенции в 1996 году. В текущий момент законодательство Республики Корея допускает право Министерства культуры, спорта и туризма и специальной организации — комиссии по авторскому праву — отслеживать нелегальный контент в интернете и реагировать на него карательными мерами.
Суть авторского права Южной Кореи сформулирована в основном документе страны — Конституции. Авторские права, права ученых и инженеров, изобретателей и артистов охраняются законом. Сегодня государство нацелено на развитие «творческой экономики», где высокие технологии соединяются с культурой, а результаты творчества и интеллектуальной деятельности граждан активно коммерциализируются.
По законодательству Республики Корея, автором признается не только физическое лицо, но и юридическое. Права организации на объекты авторского права возникают, если созданное ее работником произведение видит свет под ее наименованием. В данном случае авторство возникает у юридического лица, если иные условия не предусмотрены соглашением или регламентами.
В Корее закреплено право автора передать в дар свои авторские права Министру культуры и туризма Республики (он выступает в данном случае как представитель государства и передает управление ими в целях, не связанных с коммерцией, комиссии по авторским правам страны).
Особенным подходом к интеллектуальной собственности Южной Кореи является также проведение международных исследовательских работ в данной сфере, что говорит о стремлении корейского общества к максимально эффективному регулированию прав авторов. Так, ассоциацией международного частного права Республики Корея оформлены «Принципы определения интеллектуальных прав в международном частном праве». Не многие страны могут похвастаться наличием именно научных разработок и исследований в сфере регулирования авторства.
Более того, в Корее сильно развито образование в сфере интеллектуальной собственности — созданы многоуровневые программы и курсы по обучению в этом направлении, а воспитание уважения к труду автора начинается уже с дошкольных учреждений. В период с 2009 до 2014 года, в стране реализовано более 440 тысяч образовательных программ по интеллектуальной собственности.
По южнокорейскому законодательству охраняются любые результаты творческой деятельности:
Видеоигры в Корее охраняются правом как аудиовизуальные произведения. Интересно, что в законе дано понятие программы для ЭВМ — это творческое произведение, которое выражено в виде серии инструкций, команд, и используются они для достижения определенного результата в ЭВМ и других устройствах, обладающих функцией обработки данных.
Охраняются также производные произведения — аранжировки, инсценировки, любые виды переработки, перевод произведений, составные объекты (сборники, антологии, коллекции) и т.д., если это не наносит ущерб основному авторскому произведению.
Согласно международным принципам, регистрация авторских прав в Южной Корее не обязательна — произведение подлежит охране с момента его создания. Однако прогрессивность развития корейского общества проявляется в том, что очень широко используется добровольная регистрация и депонирование объектов. За период с 2009 года по 2014 год в Республике Корея комиссией по авторскому праву было зарегистрировано 178 936 произведений. Депонирование и регистрация обеспечивают необходимые доказательства, а также приоритетную защиту в случае возникновения споров.
Закон разделяет права авторов на имущественные и моральные, при этом уравнивая их по срокам охраны. Состав личных неотчуждаемых и имущественных отчуждаемых прав по закону Кореи совпадает с общемировыми подходами.
Закон четко регулирует возможность свободного использования произведения и определяет такие случаи — в целях судопроизводства, для функционирования органов власти, для целей любого образования и обучения, а также ряд случаев использования без коммерческого интереса. Подробно описываются виды лицензий и порядок пользования ими.
Интересно то, что в таком развитом с технологической стороны обществе, как Южная Корея, запрещено использовать электронную подпись при сделках с правами авторов.
Управляются авторские права через разветвленную систему государственных органов, где ключевую позицию занимает Департамент авторского права Министерства культуры, спорта и туризма Республики Корея. В состав этого органа входят различные подразделения, каждый со своим четким функционалом:
Также действует общественная организация — комиссия по авторскому праву, которая занимается вопросами справедливого пользования произведениями, добровольной регистрацией, посредничеством и урегулированием ряда споров с участием авторов.
В Республике Корея очень развита внесудебная защита авторских прав. Специально созданная в 2005 году частная организация — Центр защиты авторских прав — занимается помощью авторам в выявлении нарушений авторских прав и защите интересов авторов. Причем Центр делает это через технологичную систему автоматического контроля неправомерного контента Automatic Illegal Content Tracking System. Система выявляет нелегальный контент через определение URL, а также местоположения и IP-адреса пользователя, DNA, имени файла, цены за контент и др. Как показала практика, деятельность эта очень эффективна — статистика нарушений авторских прав идет на спад.
Комиссия по авторскому праву успешно занимается медиацией — процедурой внесудебного урегулирования споров.
Законом также установлена гражданско-правовая и уголовная ответственность за нарушение авторских прав. По гражданскому праву срок исковой давности в Южной Корее по данной категории дел составляет 10 лет с даты начала незаконной деятельности, либо 3 года с момента обнаружения нарушения. В качестве мер ответственности применяются взыскание убытков, ущерба, реституция, различные запретительные меры, изъятие контрафакта, запрет на деятельность.
К уголовной ответственности можно привлечь в течение шести месяцев с момента обнаружения преступления. Максимальное наказание — пять лет лишения свободы и (или) штраф не более 50 миллионов корейских вон. Оба наказания могут накладываться одновременно. Применяется также конфискация, уничтожение незаконных копий и оборудования для нелегального изготовления.
Когда-то Республика Корея входила в «черный список» стран, где в сфере звукозаписи наблюдалось большое количество правонарушений в сфере авторского права. Сегодня же страна находится на передовой по применению новых технологий для предотвращения нарушений прав авторов, а также в области исследований новых способов регулирования авторских правоотношений и воспитания уважения к закону в целом.
736 просмотра (ов)
464 просмотра (ов)
774 просмотра (ов)