Коллективное управление авторскими правами

Коллективное управление авторскими правами

Из этой статьи читатель узнает, как авторы и правообладатели объединяются между собой, чтобы иметь возможность более качественно управлять своими авторскими и смежными с ними правами и защищать их внутри нашей страны и на международном уровне. 

Понятие авторского права

Авторские права — это охраняемые законом интеллектуальные права физического или юридического лица на произведения науки, литературы и искусства. К ним относят право авторства, право автора на имя, исключительное право на произведение, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения. 

Исключительными правами, то есть правами на использование по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом результатов интеллектуальной деятельности, могут пользоваться следующие субъекты авторского права:

  • авторы, то есть граждане, чьим творческим трудом было создано конкретное произведение;
  • правообладатели, то есть те, к кому перешли эти права от автора в силу закона или договора. Например, юридические лица, которые заключили с автором договор о переходе исключительных прав, работодатели или заказчики, если произведение создавалось по служебному заданию или на заказ, наследники автора. Также исключительные права после истечения срока на их охрану могут перейти в категорию общественного достояния

Для того, чтобы авторское право не стало для его автора или правообладателя «мертвым грузом» им надо правильно управлять, в частности, извлекать из него выгоду. Чтобы выгоду извлекал конкретный автор или правообладатель, а не какое-либо стороннее лицо, это право надо защищать. Но реалии жизни таковы, что самостоятельно обладатель авторских и смежных прав не всегда может это реализовать. Ему может не хватать времени, знаний в нужных областях, черт характера. По этой причине еще в далеком 18 веке возникла идея объединения авторов произведений в авторские общества. 

Родиной идеи объединения для защиты и реализации авторских прав является Франция, где в 1777 году было создано «Бюро правовой защиты драматургов». Полувеком позднее по инициативе Оноре де Бальзака и Виктора Гюго появилось знаменитое «Общество французских литераторов». Россия также не осталась в стороне. В 1874 году было создано «Общество русских драматических писателей», первым председателем которого стал Александр Николаевич Островский. 

В советский и постсоветский периоды в нашей стране также существовали организации, занимающиеся управлением и защитой авторских и смежных прав. Так в 1973 году было создано Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП). Оно образовалось на базе слияния различных организаций, занятых в области реализации авторских прав, существовавших ранее при различных творческих союзах. В 1991 году эта организация была преобразована в Государственное агентство СССР по авторским и смежным правам (ГААСП), но суть его деятельности не изменилась. 

С 1991 года предпринимались неоднократные попытки создать организацию, аналогичную ГААСП, для защиты и реализации авторских прав. Но только после вступления в силу четвертой части Гражданского кодекса (далее - ГК РФ) в 2008-2009 годах были образованы: 

  • Партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства «УПРАВИС» (коллективное управление правом следования), 
  • Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС, коллективное управление правами исполнителей и изготовителей фонограмм),
  • Российский союз Правообладателей (РСП). 

Эти организации существуют и сегодня. 

Коллективное управление авторскими и смежными правами – авторские общества (ОКУП)

Итак, идея коллективного управления авторскими и смежными правами не является новой ни для большинства развитых стран в целом, ни для России в частности. 

ОКУП условно расшифровывается как организация по коллективному управлению авторскими и смежными правами

На современном этапе в нашей стране эта сфера деятельности регулируется ст. 1242-1244 ГК РФ. Из этих норм закона следует, что обладатели авторских и смежных прав (авторы, исполнители, изготовители фонограмм и т.д.) могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации (далее – НКО), то есть ОКУПы. В этих же статьях ГК РФ определены причины для такого объединения:

  • если реализация прав в индивидуальном порядке затруднена;
  • если действующим законодательством допускается использование объектов их прав без разрешения обладателя, но с выплатой ему вознаграждения.

Можно сказать, что ОКУПы нужны авторам, которые не хотят, не могут или не умеют сами себя «продавать». То есть, упрощая, основой для возникновения ОКУП стала поговорка «Один в поле не воин». 

Чаще всего такие НКО создаются в формах ассоциаций, некоммерческих партнерств, союзов или общественных организаций. 

Также в ГК РФ есть список сфер деятельности, в которых может быть создана ОКУП:

  • обнародование музыкальных и музыкально-драматических произведений при их публичном исполнении, а также путем сообщения в эфире или по кабелю;
  • использование музыкальных произведений в аудиозвуковом воспроизведении публично или путем сообщения в эфир или по кабелю;
  • право следования в отношении произведений изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений;
  • осуществление прав авторов, исполнителей и изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений за публичное исполнение и/или сообщение в эфир по кабелю, в частности, в коммерческих целях.

Во всех перечисленных случаях ОКУП имеет право действовать только в рамках полномочий, предоставленных ей автором или правообладателем. То есть выходить за рамки заключенного договора с автором такие организации не могут. Например, ОКУП вправе вести переговоры с организаторами концерта, но решить будет ли там выступать конкретный певец за него нельзя, если это специально не зафиксировано в договоре о передаче прав. 

В отношении любой из названных сфер деятельности получить государственную аккредитацию может только одно авторское общество. То есть создаваться и регистрироваться может неограниченное количество ОКУП, но получить официальный статус от государства, который позволит реализовать права и исполнять обязанности в полной мере, — не больше одной. Зато аккредитованное авторское общество может действовать в нескольких из вышеназванных сфер. При этом антимонопольное законодательство на ОКУП не распространяется. То есть одно авторское общество, в принципе, может сосредоточить под своим управлением все творческие сферы. По сути, один шаг и членство в ОКУП станет обязательным. Даже такого деления как было в советский период – Союз художников, Союз писателей и т.д. – можно не сохранять. 

Что авторам и правообладателям дает членство в ОКУП

Анализируя действующее законодательство можно сказать, что членство в ОКУП дает авторам и правообладателям следующие возможности:

  • они могут НЕ сами заключать лицензионные договора с пользователями — издательствами, СМИ, театрами, студиями звукозаписи и т.д.;
  • они могут НЕ сами защищать свои права в интеллектуальной сфере в случае их нарушения, за исключением права авторства (не заплатили гонорар – сфера интересов ОКУП, сомневаются, что книгу написал конкретный человек – пусть доказывает сам). Необходимо отметить, что последнее утверждение, конечно, несколько утрировано, но, не стоит забывать, что ОКУПы живут на вознаграждения от управления авторскими и смежными правами;
  • они могут НЕ сами получать вознаграждение за использование принадлежащих им авторских и смежных прав. Разумеется, с последующим перечислением им денежных средств от ОКУП за вычетом суммы, причитающейся последнему.

Между тем, членство в авторском обществе не лишает авторов и правообладателей возможности всю вышеперечисленную деятельность осуществлять самостоятельно или совместно с ОКУП.  

Деятельность ОКУП

Функцией ОКУП является управление авторскими и смежными правами на коллективной основе, в рамках полномочий, которые были ей переданы авторами и правообладателями. Непосредственно исполнение этой функции выражается в следующем:

  • заключает лицензионные договора с пользователями авторских и смежных прав;
  • собирает с пользователей объектов авторских и смежных прав соответствующие вознаграждения и перечисляет авторам и правообладателям за вычетом своей комиссии;
  • отслеживает случаи неправомерного использования объектов авторских и смежных прав, в частности, если это произошло без выплаты положенного вознаграждения;
  • защищает права правообладателей, в частности, в судебном порядке.

Популярные организации по коллективному управлению авторскими и смежными правам

К популярным организациям, занятым в сфере коллективного управления авторскими и смежными правами на современном этапе, можно отнести следующие:

  1. Российское авторское общество (РАО), которое занимается управлением (их осуществлением) авторскими и смежными правами в сфере обнародования музыкальных произведений (с текстом и без него) и отрывков из них при публичном исполнении или сообщении в эфире полностью или в составе другого аудиовизуального произведения;
  2. АНО Российская фонографическая ассоциация (РФА) занято управлением имущественными правами производителей фонограмм (обладателей смежных прав), которое осуществляется на коллективной основе;
  3. НП Российское общество прав исполнителей (РОУПИ) управляет имущественными правами исполнителей и их наследников, а также осуществляет аналогичную функцию по отношению к обладателям смежных прав;
  4. ОО Российский Союз Правообладателей (РСП) управляет правами авторов, исполнителей и изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений при получении вознаграждений за их свободное воспроизведение в личных целях. Пользователями, которые в данном случае должны уплачивать вознаграждение, являются изготовители и импортеры оборудования и материальных носителей, которые используются непосредственно для воспроизведения, при их ввозе на таможенную территорию РФ;
  5. НП Партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства (УПРАВИС) занимается управлением правом следования в отношении произведений изобразительного искусства, авторских рукописей и автографов литературных и музыкальных произведений;
  6. НП Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности (ВОИС) представляет права исполнителей и изготовителей фонограмм при осуществлении ими прав на получение вознаграждения за их свободное использование в коммерческих целях;
  7. ОО Российское авторское общество КОПИРУС управляет правами авторов и правообладателей, в частности, при получении ими вознаграждений за копирование их произведений.  

Международные организации, занятые в сфере интеллектуального права

Среди международных организаций, регулирующих отношения в сфере интеллектуального права в первую очередь следует отметить Всемирную организацию интеллектуальной собственности (World Intellectual Property Organization, WIPO). Она занимается администрированием международных конвенций в области интеллектуальной собственности. Также с 1974 года эта организация является специализированным учреждением Организации Объединенных наций по вопросам творчества и интеллектуальной собственности. В настоящее время в WIPO состоят 193 государства. 

Также необходимо отметить и другие важные и известные международные организации. Например:

  • Евразийская конфедерация обществ правообладателей (International Federation of Reproduction Rights Organisations, IFRRO), действующая на основании международных принципов авторского права, закрепленных в Бернской и Всеобщей конвенции по авторскому праву. Ее деятельность заключается в оказании содействия авторам и правообладателям на международном уровне в области осуществления ими своих авторских прав;
  • Международная конфедерация обществ авторов и композиторов (International Confederation of Societies of Authors and Composers, CISAC) осуществляет деятельность на основании договоров с ОКУД из разных стран мира, занимаясь управлением и защитой авторских прав авторов и правообладателей в рамках своих полномочий.

Также важно отметить такие организации как: 

  • Международное бюро обществ, управляющих правами механической записи и воспроизведения (Bureau International des Sociétés Gérant les Droits D’Enregistrement et les Reproduction Mecanique, BIEM),
  • Ассоциация международного коллективного управления аудиовизуальными произведениями (Association of International Collective Management of Audiovisual Works, AGICOA),
  • Международная федерация производителей фонограмм (International Federation of the Phonographic Industry, IFPI) и т.д. 

Преимущества и недостатки авторских обществ 

Основное преимущество авторских обществ состоит в том, что автор или правообладатель может не заниматься управлением и защитой своих авторских и\или смежных прав самостоятельно. Если он заключит договор с ОКУД, то сможет делегировать свои полномочия в этой области ей. Такая схема работы выгодна не только обладателям авторского права, но и его пользователям (организаторам концертов, картинным галереям, театрам и т.д.), так как они взаимодействуют не с каждым автором в отдельности, а работают по договорам с ОКУД. 

Тем не менее, нельзя не отметить, что у авторских обществ на современном этапе их существования, есть ряд недостатков. В основном они связаны с законодательным регулированием этой сферы деятельности.

  1. Закон требует от ОКУД принимать «разумные и достаточные меры» для установления правообладателей, имеющих право на вознаграждение. То есть авторское общество должно «принять меры», а не найти правообладателя. Пользователи же объектами авторских прав обычно уже установлены и необходимую денежную сумму перечисляют исправно. Соответственно, в лучшем случае, на счетах ОКУД скапливаются большие суммы нераспределенных вознаграждений;
  2. И субъекты, и пользователи авторских прав находятся в зависимости от ОКУД и часто не могут влиять на размер комиссионного вознаграждения последних;
  3. Правила, установленные законом, позволяют государству аккредитовать только одну ОКУД в каждой из определенных им сфер деятельности, но не запрещают этой организации работать в нескольких таких сферах. Это обстоятельство приводит к образованию естественных монополий. При этом антимонопольные правила на описанную ситуацию не распространяются;
  4. То, что автор состоит в ОКУД не дает гарантии, что его интеллектуальная собственность не будет нелегально использована третьими лицами.  Дело в том, что авторские общества могут представлять автора при защите его прав, но сами перед ним ответственности не несут.  Аналогично обстоят дела с защитой прав авторства. В случае негативной ситуации автор сам должен доказывать, что конкретное произведение создано его интеллектуальным трудом. А вот если докажет, и придет время получать вознаграждение, то тут ОКУД и подключится.  

Названные преимущества и недостатки существования авторских обществ можно считать основными, но не единственными.

Заключение

Подводя итог, необходимо отметить, что существование в нашей стране коллективного управления авторскими и смежными правами безусловно положительный момент. Но та форма, в которой эта деятельность существует, особенно в части ее правового регулирования, несомненно требует доработки.