Международные акты по авторскому и смежному праву

Международные акты по авторскому и смежному праву

Появление книгопечатания, развитие издательского дела и в итоге распространение всемирной сети интернета позволяет авторам доносить свои произведения до ценителей творчества во всех уголках мира. Этот факт делает охрану авторского права делом международной важности, а нормы этой отрасли права становятся, во многом, универсальны по своей основной сути. 

Каждая страна имеет свое национальное законодательство, регулирующее правоотношения, в том числе и в сфере авторского права. Однако универсальность охраны результатов творчества выражается в системе международных соглашений — страны, которые ратифицировали международные договоры в области авторского права, принимают на себя обязательства исполнять их и гарантировать защиту интересов авторов, независимо от страны его гражданства и страны создания произведения. 

Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений — исторически первый международный акт в сфере авторского права. Подписана она была в Швейцарии в 1886 году первоначальной группой из семи государств. В настоящее время к данному соглашению присоединилось 179 государств мира. 

Этот ключевой акт заложил принципы охраны объектов творчества во всем мире: 

  • принцип независимости — страна охраняет права авторов, независимо от того, как это происходит в других странах;
  • национальный режим охраны — означает, что страна-участница предоставляет авторам — гражданам других стран те же права, что и гражданам своей страны;
  • презумпция авторства — автором произведения считается тот, кто указан на нем в качестве такового, пока не доказано иное. 

Согласно Бернской конвенции охрана произведениям предоставляется с момента их создания и не требуется никаких формальностей (регистрации).  

Бернская конвенция об авторском праве устанавливает минимальный перечень имущественных прав, минимальные сроки их охраны. Страны-участницы не вправе прописывать в национальных законах положения, ухудшающие права авторов по сравнению с установленными данным международным соглашением. Многие международные акты, принятые позднее, ориентировались на положения именно Бернской конвенции.

Буэнос-Айресская конвенция 1910 года была подписана между странами Северной и Южной Америки (всего восемнадцать стран). Основной смысл конвенции в том, что авторская работа охраняется, если автором заявлены на нее права. Также в документе определялось, что при несовпадении охранного срока между страной создания авторского произведения и страной охраны, применялся более короткий срок. Иными словами, при опубликовании работы одновременно в государстве, присоединившемся к конвенции, и в государстве вне ее, источником регулирования правоотношений в этом случае будет страна-участница конвенции. 

По правовому режиму данная конвенция относится к категории «специальных соглашений» — такая возможность предусмотрена ст. 20 Бернской конвенции. 

Всемирная конвенция об авторском праве, Женева (1952 год) — действует под патронажем ЮНЕСКО. Инициатором принятия была Межправительственная конференция по авторскому праву, которая преследовала цель охвата большинства стран мира действием международного законодательства об авторском праве. В этих целях уровень охраны прав авторов был немного снижен по сравнению с Бернской конвенцией, чтобы как можно больше стран присоединились к международным принципам, включая те, которые не могли обеспечить уровень охраны, предусмотренный Бернской конвенцией. В настоящее время стран-участниц Женевской конвенции меньше, чем Бернской (около 100).

В 1971 году в Париже Женевская конвенция была пересмотрена и принята в новой редакции. Новый международный акт стал называться Парижской конвенцией 1971 года.

Международная конвенция по охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций (1961 год) — обеспечивает неприкосновенность прав определенного круга участников отношений в области авторства: исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций, то есть данная конвенция охраняет смежные права. Поскольку этот международный акт был принят в Риме, его называют еще Римской конвенцией об охране прав исполнителей. В настоящее время в данном международном договоре участвуют около 70 стран. 

Администрируют исполнение положений данной конвенции три организации: ЮНЕСКО, ВОИС и Международная организация труда (МОТ). Секретариат межправительственного комитета состоит из представителей от 12 государств, которые ратифицировали конвенцию. Все государства-члены Бернской конвенции вправе присоединиться к данной Римской конвенции. В ней прописаны основные права поименованных субъектов авторских правоотношений и предусмотрены случаи, при которых можно свободно использовать авторские произведения исполнителями, продюсерами, вещательными структурами. 

Конвенция об охране интересов производителей фонограмм (1971 год) — аналогично Римской конвенции, содержит условия об обязанности обеспечить охрану интересов производителя фонограмм в каждом из договаривающихся государств, независимо от страны их происхождения. Этот международный акт также администрируется МОТ, ЮНЕСКО и ВОИС. Ратифицирован он 83 государствами. 

Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (1974 год) — называется еще Брюссельской конвенцией по месту ее оформления государствами, заключившими договор. Этот акт определяет условия, при которых распространение сигнала через спутник на территории государства, которое является членом данной конвенции, будет являться санкционированным. Для этого необходимо получить согласие вещательной организации. Положения данного акта не применяются в отношении сигналов со спутников прямого вещания. 

Участники договора в рамках этой конвенции не определили создание административного органа, а право на свободное присоединение к ее условиям имеют страны-члены Организации Объединенных Наций. 

Московское соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права 1993 года — состоит всего из 7 статей и определяет необходимость обеспечения охраны авторских прав, вытекающих из международных договоров, на территориях государств — бывших союзных республик СССР. Конвенция провозглашает взаимную работу государств по борьбе с незаконным использованием произведений авторов, а также необходимость приведения законодательств государств — бывших союзных республик СССР — к уровню защиты прав согласно Бернской конвенции, Женевской и Римской конвенций. Стороны также определились оформить между собой соглашения об избежании двойного налогообложения.

Договор ВОИС по авторскому праву (1996 год) — международный нормативный акт, регулирующий авторские правоотношения в период цифровой эпохи. Государства-участники приняли обязательства охранять, помимо традиционных объектов авторского права, программы для ЭВМ и базы данных, а права авторов были расширены в связи с возможностью распространения произведений в сети интернет. Не случайно, данный международный документ называют еще «Договор ВОИС в сфере интернета». Этот документ был принят в 1996 году, но вступил в силу только в 2002 году. Свободно присоединиться к соглашению могут государства, которые являются членами ВОИС и Европейского сообщества, но учрежденная Ассамблея может допустить вступление и иных стран.

Договор ВОИС по исполнителям и фонограммам (1996 год) — касается смежных прав актеров, музыкантов, певцов, а также организаций звукозаписей. В документе дается расшифровка понятий конкретных имущественных смежных прав: права на воспроизведение, исполнение, предоставление, прокат, распространение. Защищаются также права при «живых» исполнениях. Исполнители по данному акту являются субъектами охраны и личных неимущественных прав. 

Страны-участницы данного международного договора определили, что любой технический обход средств защиты перечисленных в документе смежных прав будет являться нарушением, и в национальном законодательстве каждой страны должны быть предусмотрены меры защиты от таких посягательств. 

Пекинский договор по аудиовизуальным исполнениям был принят на дипломатической конференции в Пекине в 2012 году и касается исключительно записанных аудиовизуальных произведений — таких, например, как кинофильмы. Договором предусматривается право разрешать эфирное вещание аудиовизуальных исполнений и получать за такое право справедливое вознаграждение. Осуществление прав, предусмотренных Пекинским договором, не зависит от соблюдения никаких формальностей. 

Международные обязательства России в сфере авторского права

Россия участвует в большинстве международных актов по авторскому праву. Таким образом, страна берет на себя обязательства по охране на своей территории прав иностранных авторов, а российские произведения, в свою очередь, охраняются за рубежом. 

Приняв на себя обязательства в момент ратификации международных договоров и конвенций, Российская Федерация принимает меры к тому, чтобы национальное законодательство в области защиты произведений соответствовало всем международным принципам.

Заключение

Авторское право вытекает из международного. В большинстве стран мира национальное законодательство в сфере авторского права основано на принципах и нормах Бернской конвенции. Безусловно, охранять права авторов — особенно при отсутствии законодательных требований по регистрации — в эпоху глобального распространения информации через интернет и иные технологические ресурсы, можно только при наличии единых подходов, договоренностей и принципов для всех стран мира. 

Читайте также