Сиротские произведения или произведения с недоступным правообладателем

Сиротские произведения или произведения с недоступным правообладателем

Именно за рубежом впервые начали регламентировать правовой статус интеллектуальной собственности с "неизвестным" автором, поэтому термин «сиротские произведения» – аналогия с американского orphanworks. С 1989 года количество бесхозных произведений в Соединенных Штатах резко возросло, поскольку регистрация авторства в Реестре авторов перестала быть обязательной.

«Произведение-сирота» – это литературная, научная, музыкальная, художественная или иная работа, защищенная авторским правом:

  • правообладатели которой не определены (например, не указали своего имени, и поиск авторов в реестре авторских прав не дал результата);
  • либо известны, но с ними невозможно связаться;
  • или после кончины авторов не обнаружены их наследники.

Из-за этого нельзя получить предусмотренное законом разрешение, и, если начать использование произведения без согласия автора, в случае его появления это действие станет нарушением авторских прав. Чтобы избежать последствий, те, кто мог бы сделать произведение без автора общественным достоянием, часто «не трогают» его. И творение, представляющее собой культурную или образовательную ценность, годами лежит мертвым грузом.

Иногда, даже тщательное исследование работы не позволяет определить ее авторов или соавторов (чаще всего члены команды просто не знают точных сведений друг о друге, особенно если реестр авторов коллективного труда не составлялся вообще, имя партнера по творческому цеху малоизвестно или он скрывается под псевдонимом).

А как регулируется правом использование бесхозных произведений в России?

В части 4 ГК РФ, отсутствует понятие произведения без автора и прямая регламентация «отношений» с ним. Закон говорит только о бесхозных вещах. Тем не менее, права авторов сиротского произведения защищены по умолчанию. Из п. 4 ст. 1259 Гражданского кодекса следует, что для появления, реализации и защиты авторских прав не нужна регистрация произведения или соблюдение каких–либо иных формальностей. Следовательно, создатель «бесхозного» произведения не лишается своих прав и «потребитель» должен получить его разрешение.

По статистике 30% творческих работ в России и мире так и не увидели свою целевую аудиторию, потому что поиск авторов в реестрах авторских прав ни к чему не привел. Чаще это относится к серьезным работам, которые могли быть использованы в исследованиях, учебных программах для школьников и студентов, документалистике и т.д.

Сколько книг и рукописей в численном выражении на сегодняшний день являются сиротскими произведениями? По разным оценкам, количество произведений без автора – от нескольких сотен тысяч до 5 миллионов – это и переводы с иностранных языков (переводческая деятельность тоже считается авторской), и монографии и научные работы.

Часто поиск произведений, которые нужны заинтересованному лицу, заканчивается ничем, хотя решение искомой проблемы давно и успешно описано «безымянными» авторами, но их работы так и не увидели свет.

Зарубежный опыт

В Соединенных Штатах о произведениях без автора создана доктрина «добросовестного использования» (fairuse). Согласно этому документу, при некоторых условиях разрешено использование произведения без согласия автора (это касается, в том числе и бесхозных произведений).

Каковы условия? Без разрешения собственника книгу, статью, чертеж, фильм и другие произведения можно публиковать, если это способствует «развитию научной сферы и искусства». Цель американского законодателя – создать баланс интересов автора и общества, которому важна культурная ценность сиротского произведения.

Для публичных библиотек (public libraries) и архивов действуют особые условия на использование интеллектуальной собственности – при поиске произведения разрешено делать электронные копии, если их необходимо сохранить. Кроме того, доктрина допускает, что бесхозные произведения могут быть отсканированы, набраны вручную и размещены в Интернете не только публичными библиотеками, но и другими организациями в исключительно некоммерческих (просветительских) целях. Широкому кругу читателей может быть представлена только часть публикации. Например, такой подход практикует Google – поиск произведения, которое защищено авторским правом, доступ к которому ограничен, позволяет ознакомиться только с небольшим фрагментом текста.

В странах ЕС существует процедура признания работы «сиротой» после проведения надлежащего поиска авторов или правообладателя в реестре авторских прав и других источниках. Если поиск авторов в указанные законом сроки не дал результатов, то произведение оцифровывают и публикуют.

Как быть, если автор начнет поиск произведения, которое создал, в общедоступных базах, найдет его в реестре произведений-сирот и заявит о своих нарушенных правах? В США Центр авторского права при Конгрессе предлагал открыть специальный фонд, куда следовало в обязательном порядке направлять процент выручки от реализации или предоставления доступа к бесхозным произведениям (такой опыт имеется в ряде стран Евросоюза). Из этого своеобразного «фонда авторского страхования» авторы, которые сообщили о своих правах на творческую или научную работу и прошли регистрацию в реестре авторов, могли бы получить вознаграждение.

Российское законодательство имеет ряд аналогий относительно использования интеллектуальной собственности – статья 1274 ГК РФ допускает цитирование и использование произведений без согласия автора в радио- и телепрограммах, печати, аудиозаписях и кинолентах образовательного характера «в объеме, оправданном поставленной целью» (т.е. в просветительских интересах). При этом нет необходимости искать исходные данные в реестре авторских прав.

Как решить эту проблему?

Реестр авторов растет с каждым годом, как и реестр произведений, созданных неизвестными лицами, поэтому проблема становится все более актуальной. Пути решения этой задачи в России могут быть основаны на международном опыте – это мнение большинства аналитиков сферы авторских и смежных прав.

Есть и другой вариант. Вернемся к понятию бесхозности, изложенному в ст. 225 ГК РФ в отношении вещей. Согласно этой статье: недвижимость, оставшаяся без владельца, ставится на учет в Росреестре по заявлению местной администрации и год спустя Департамент городского имущества получает право требования о признании права муниципальной собственности на объект в судебном порядке.

Применяя аналогию права к интеллектуальной собственности, можно предположить, что существует вариант сделать произведение «общественным достоянием» (такое понятие предусмотрено в части 4 ГК РФ, но для других случаев) для использования без согласия автора по истечении определенного срока, соблюдая определенные условия.

Реестры авторских прав (поиск авторов)

Обязательной частью этого процесса должен быть добросовестный и подтвержденный поиск авторов в Реестре авторов, как это практикуется в ЕС. Повторимся, признать интеллектуальную собственность «сиротой» можно только после проведения и фиксации поиска автора или правообладателя по закрепленному в законодательстве перечню ресурсов. После этого должна быть создана база сиротских произведений (аналогичный реестр – Orphan WorkDatabase – размещен на сервере Офиса интеллектуальной собственности Евросоюза и позволяет осуществить поиск произведений на 24 языках мира по аналогии с реестром авторских прав) и каждое произведение, вносимое в нее, помечено как бесхозное во избежание незаконного присвоения авторства.

Заключение

Как уменьшить риски, что Ваша работа будет присвоена, если кто–либо при поиске произведения в различных источниках сочтет произведением без автора и решит извлечь из этого выгоду? Напомним, для защиты авторских прав в России их регистрация не обязательна, но документальное подтверждение авторства избавит от проблем и потери времени. Одним из действующих в России методов защиты прав автора является депонирование. Это передача ответственным лицам на хранение копии Вашей работы. Таким образом, фиксируется факт, что на момент передачи произведение уже создано, и его автор – конкретное лицо, обратившиеся за услугой.

В дальнейшем при использовании произведений без согласия автора и возникновении споров об авторстве создателю научной или творческой работы становится намного проще защитить свои права.

 

Читайте также