Защита авторских прав на аудиовизуальные произведения

Защита авторских прав на аудиовизуальные произведения

В этой статье рассмотрим вопросы, связанные с защитой авторских прав на аудиовизуальные произведения. А именно, способы их охраны предусмотренные в законодательстве и методы защиты, которыми автор может воспользоваться самостоятельно с учетом специфики этих объектов интеллектуальной собственности. 

Понятие аудиовизуального произведения

Согласно ст. 1263 ГК РФ аудиовизуальным произведением является зафиксированная серия связанных между собой изображений со звуком или без, предназначенная для зрительного и звукового (при наличии звука), восприятия. Воспроизведение аудиовизуального формата возможно при помощи современных технических средств и устройств — например, телевизора, смартфона, оборудования в кинотеатрах для публичного показа и т.д. Этот вид объектов относится к сложным (многослойным), так как может состоять из нескольких составляющих, возникающих на разных этапах создания.  

Виды аудиовизуальных произведений

Ст. 1263 ГК РФ содержит открытый перечень произведений, которые можно отнести к аудиовизуальным. А именно, кинематографические, а также любые другие, созданные способом аналогичным кинематографическому. В качестве примера в этой норме закона приводятся теле- и видеофильмы. К ним можно добавить видеоролики (записанные трансляции и ретрансляции, и иные программы), анимацию, мультипликационные фильмы и т.д. Способ их фиксации, как первоначальной, так и последующей, для признания его аудиовизуальным непринципиален. 

Авторы аудиовизуальных произведений и их права

Ст. 1263 ГК РФ приводит список авторов аудиовизуальных произведений, то есть тех физических лиц, чьим интеллектуальным трудом эти произведения были созданы. В их число входят: режиссер – постановщик, сценарист и композитор. Они обладают всем комплексом исключительных и неисключительных прав. 

Надо сказать, что авторские права композиторов в названной норме закона определены отдельно. Несмотря на то, что музыкальное произведение (со звуком или без) должно быть создано непосредственно для того аудиовизуального объекта, автором которого композитор является, оно может использоваться и отдельно (например, при передаче по радио). В этом случае авторские права композитора сохраняются в полном объеме. 

Также, следует отметить, что схожие возможности предоставлены и сценаристам аудиовизуальных творений, но не конкретными пунктами и статьями ГК, а совокупностью норм законодательства. По своей сути сценарий является литературным произведением. Соответственно, если он написан для конкретного аудиовизуального объекта, но впоследствии был переработан и использован вне его, авторские права на сценарий сохраняются. 

Также аудиовизуальные произведения могут включать в себя и творения иных авторов. Например, композиторов или писателей, создавших их ранее. Личные неимущественные права на такие аудиовизуальные объекты сохраняются за ними в полном объеме, а имущественные — в том объеме, который возможен в конкретной ситуации, учитывая законодательство.

Далее аудиовизуальные произведения могут включать в себя произведения, возникшие в процессе его создания. Авторами их могут мыть гримеры, художники, операторы и т.д. Такие авторы обладают всем комплексом авторских прав на свое творение, но не на аудиопроизведение в целом. 

Также в аудиовизуальные произведения могут входить объекты смежных прав, прежде всего исполнителей. В силу указаний статей 1263 и 1315 Гражданского кодекса РФ они обладают правами на ту часть аудиовизуала, в которую был вложен конкретно их труд, но не на все аудиовизуальное произведение в целом.

Также авторские права на аудиовизуальные произведения могут принадлежать изготовителю такого произведения, то есть тому физическому или юридическому лицу, чьим трудом данный объект интеллектуальных прав был создан — продюсеру. Авторские права как на аудиовизуальное произведение, так и на его составные части, можно передать продюсеру по правилам статей 1263 и 1240 Гражданского кодекса РФ. То есть на основании заключенных между ним и соответствующими авторами договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров.

В случае заключения договора об отчуждении, продюсер может выкупить исключительные права, а по лицензионному договору — получить право их использования за вознаграждение автору. Текст ст. 1236 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что лицензионный договор может предусматривать как предоставление неисключительной лицензии (можно выдать нескольким лицам), так и полной лицензии (без возможности выдачи другим лицам). 

Также аудиовизуальное произведение может быть служебным, то есть созданным на основании работы по трудовому или гражданско-правовому договору. В этом случае исключительные права на него будут принадлежать работодателю изначально, за авторами сохранится только авторство и имя. 

Охрана авторских прав на аудиовизуальное произведение

Несмотря на то, что аудиовизуальное произведение является сложным объектом авторских прав специальных способов охраны для него в федеральном законе не предусмотрено, за исключением некоторых особенностей, описанных выше (права композиторов, сценаристов, продюсеров и т.д.). 

В целом, охрану аудиовизуального произведения, исходя их анализа действующего законодательства, следует рассматривать как совокупность: 

  • охраны авторства аудиовизуального произведения в целом,
  • его составных частей, включая смежные права,
  • права правообладателей, владеющих исключительными правами на аудиовизуальное произведение на основе гражданско-правовых договоров.  

Защита авторских прав

Законом не предусмотрено соблюдение формальностей — например, обязательной регистрации — для появления у автора прав на аудиовизуальное произведение как в целом, так и на его части (в соответствии с пунктом 4 ст. 1259 ГК РФ). Они возникают автоматически. Тем не менее, достаточно часто авторам приходится доказывать, что конкретное произведение создано их интеллектуальным трудом. Для того, чтобы при необходимости автор мог подтвердить свои права, разработаны способы защиты авторских прав, в частности, и на аудиовизуальные произведения. 

К ним можно отнести нотариальное заверение копий аудиовизуального произведения (например, на диске), хранение исходников и т.д.

Одним из востребованных способов защиты авторских прав является депонирование аудиовизуальных произведений. Суть этого способа состоит в передаче в электронный архив («облачное» хранилище) специализированной организации (например, www.copytrust.ru) копии регистрируемого произведения и выдаче соответствующего документа, в котором будет указано, что конкретное произведение депонировано и на какую дату. 

Этот способ защиты авторских прав на аудиовизуальные произведения не является 100 % гарантией их признания в случае возникновения спора, но может послужить весомым доказательством принадлежности конкретному физическому лицу оспариваемых прав. 

Заключение

В заключении надо сказать, что способы защиты авторских прав на аудиовизуальные произведения в нашей стране развиваются и все чаще имеют электронную форму. Это в значительной мере отвечает современным тенденциям запросов потребителей не только в Российской Федерации, но и в целом в мире.