Защита авторских прав на интернет-мемы

Защита авторских прав на интернет-мемы

Среди пользователей Интернета распространено мнение о том, что авторские права на картинки, находящиеся в Сети, никому не принадлежат. И редко кто задумывается, правомерно ли пересылать интернет-мемы от одного пользователя к другому. Считается, что они появились в результате народного творчества и не имеют автора. Но это не так. 

Юридический термин «мем» отсутствует в теории авторского права. В широком смысле его впервые употребил английский ученый Ричард Докинз. Он сравнил мем с геном, и определил его как единицу культурной информации, которая копируется от одного пользователя к другому. 

В узком смысле мем — популярная фраза, изображение или кадр из фильма, снабженные надписью. Специфика этого объекта в том, что он возникает в Интернете и спонтанно распространяется в чатах, блогах и социальных сетях. Не имеет глубокого смысла, но отражает эмоции. Так авторы мема анонимно выражают позитивное или негативное отношение к текущим событиям. 

Некоторые мемы становятся очень популярными и узнаваемыми, а их жизнь не ограничивается пересылкой в сообщениях соцсетей. Например, успешный мем может стать частью рекламной кампании и принести ощутимую финансовую прибыль рекламодателю. Таким образом, мем – не всегда простое отображение эмоций, но и может являться ценным объектом интеллектуальной собственности, в том числе, для компаний.

Правовое регулирование в России

В сфере интеллектуальной собственности пока не сложилась устойчивая юридическая практика в отношении интернет-мемов. Предполагают, что их можно отнести к объектам авторского права: представляют собой результат самостоятельного творческого труда и выражены в объективной форме. И если мем — популярное выражение в сети («ржунимагу», «100500»), то он ближе к литературным произведениям, а если это картинка — к аудиовизуальным.   

Суть мемов в том, что они, как правило, не могут существовать без заимствования чужого контента. Поэтому мем — это еще и переработанное произведение, в котором за основу взяли чужую фотографию и сопроводили ее забавной подписью. Согласно ст. 1260 ГК РФ автору переработки принадлежат права на картинку с текстом, которая появилась в результате переработки. Чтобы не нарушать авторство на первоначальное фото или видео, нужно получить разрешение у правообладателя оригинального произведения. Статья подскажет, как это сделать.  

Мем, как и любое изображение в Сети, подпадает под защиту. И использовать картинку без разрешения автора — значит нарушить его законные интересы. За это предусмотрена юридическая ответственность в виде штрафа. Определяется судом в размере от 10 тыс. до 5 млн рублей либо в размере двойной цены, которую устанавливает правообладатель. 

Зарубежный опыт

В англо-американской системе к интернет-мемам применяется доктрина «fair use». Она допускает ограничения авторских прав на видео или фото при условии добросовестного использования. Человек - автор мема юридически не нарушает интересов первоначального владельца, если не лишает последнего возможности получать прибыль, и цели оригинального произведения и переработки не пересекаются. 

За распространение мемов без разрешения их создателей в США действуют штрафы до $30 тыс. Специально для таких разбирательств учрежден Совет по защите авторских прав. 

В Европе мемы подпадают под регулирование Директивы ЕС, которую Евросоюз одобрил в 2019 году. Она усиливает защиту авторских прав и запрещает использовать изображения знаменитостей, известных личностей, кадры из фильмов и телешоу. Онлайн-платформы должны следить, чтобы пользователи не нарушали авторские права на картинки, когда загружают контент. В противном случае платформы рискуют получить арбитражный судебный иск и речь будет идти о гражданской или административной ответственности в виде штрафов. 

Варианты легального использования мема без согласия автора

Для создателей интернет-мемов есть несколько способов заимствовать контент, не запрашивая разрешение правообладателя и не нарушая закон. 

Так, человек может создать мем по мотивам кадра из фильма. И тогда не последует нарушения авторства на видео. Либо использовать картинку из стока. Правообладатели, размещая свои работы на таких площадках, разрешают использовать их неограниченному кругу лиц. Но иногда в лицензионных соглашениях владельцы устанавливают запрет брать работы для коммерческих целей. 

Кроме того, согласно закону, автор мема может использовать произведение без разрешения правообладателя в информационных, учебных и научных целях. В таком случае обязательно давать ссылку на первоначального автора и источник публикации. 

Способы защиты авторских прав, если вы автор

Сложность защиты авторских прав на интернет-мем в том, что как только он попадает в сеть, остановить его спонтанное распространение практически невозможно. Поэтому их необходимо зафиксировать заранее. Существует два способа. 

Зарегистрировать мем как товарный знак, и тогда использовать инструменты защиты, предусмотренные для этого вида интеллектуальной собственности. После регистрации автор получает исключительные права, и без его разрешения никто не может использовать мем в коммерческих целях. Кроме того, свидетельство облегчает процесс доказывания в суде в случае нарушения.

Минус этого способа в том, что процесс оформления занимает не менее 18 месяцев. Есть риск, что, когда правообладатель получит свидетельство, мем потеряет свою актуальность.  Кроме того, потребуется не менее 33 тыс. рублей: помимо пошлины для регистрации заявки, необходимо оплачивать две экспертизы и сам факт внесения записи в реестр. 

Другой способ правовой защиты авторских прав — депонировать их помощью системы COPYTRUST. Для автора мема этот метод удобнее тем, что свидетельство возможно получить в течение 5 минут после регистрации. При этом оно тоже подтверждает существование объекта в конкретный момент времени, и его можно использовать в любой судебной инстанции. Этот метод фиксации используют и как дополнительный способ подтверждения, пока регистрируется товарный знак. 

Интернет-мем не вписывается в традиционные конструкции, и только начинает входить в оборот как объект интеллектуальной собственности. Сегодня он защищается как товарный знак в зависимости от условий его выражения: визуальной, текстовой или смешанной.