Защита авторских прав на компьютерные и настольные игры

Игровая индустрия — одна из самых быстроразвивающихся отраслей в глобальном секторе развлечений и одновременно в экономике. Совмещает идеи современного творчества и новаторства.

Первую компьютерную игру создали в 1952 году программисты из Массачусетского технологического института. Они разработали Spacewar — видеоигру для компьютера, в которой две ракеты стреляли друг в друга на фоне космического пространства. Первая настольная игра появилась в Древнем Египте: сенет по правилам и внешнему виду напоминала шашки.

Сегодня по данным исследования «Индустрия компьютерных игр — 2020», проведенным институтом «Центр развития» Высшей школы экономики, играми для компьютера увлекаются 2,5 миллиарда человек в мире, а в России — больше 65 миллионов. А исследовательское агентство NPD Group установило, что вырос спрос и на настольные игры. В 2020 году ими увлеклись 83% россиян младше 55 лет.

Популярность такого вида развлечений, с одной стороны, увеличивает доход правообладателей, но, с другой стороны, провоцирует некоторых пользователей искать возможности использовать игры без прав. Поэтому вопрос их защиты так актуален.

Игра как объект авторских прав

Особенность авторских прав на игру заключается в том, что законодательство Российской Федерации не указывает ее как один объект интеллектуальных прав. Видеоигры и настольные игры относят к сложным объектам, так как они включают несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности.

Так игра для компьютера — это не только программа для ЭВМ. Ее рассматривают как мультимедийный продукт, который состоит из программного кода и обладает персонажами, музыкальными композициями. Каждый из этих объектов охраняется авторским правом — использовать их без разрешения правообладателя запрещено.

Настольная игра, так же как и компьютерная, представляет собой сложное произведение. С той разницей, что у нее отсутствует программный код и вместо интерфейса — игровое поле с особым игровым механизмом. Авторское право защищает дизайн ее коробки, игрового поля, а также карточки и фишки. Указанное право на правила игры не распространяется.

Исключительное право на игру

В отношении компьютерной игры комплекс прав возникает сразу после ее создания в окончательной форме либо в виде фрагментов программного кода. На настольную игру — как только идея воплотилась в итоговый продукт.

Личные неимущественные права — право авторства, право на имя, на обнародование и неприкосновенность произведения, всегда принадлежат первоначальному правообладателю — автору. Их нельзя передать другим лицам.

Исключительное право предоставляет возможность использовать права на игру любым законным способом по усмотрению правообладателя: передавать в полном объеме или частично другому лицу, разрешать или запрещать использование игры. Автор или группа разработчиков используют этот объект интеллектуальной собственности по своему усмотрению. Они вправе предоставлять к нему доступ в бесплатном или платном формате, распространять его копии на материальных носителях или цифровых.

Защита игры как сложного объекта

Участвовать в создании игры может одно лицо или несколько. Статья 1240 ГК РФ выделяет их в особый субъект — лицо, организовавшее создание сложного объекта. На игровом рынке его называют разработчиком. Оно получает все исключительные права на результат интеллектуальной деятельности, входящие в состав сложного объекта, на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров. У авторов в этом случае остаются личные неимущественные права.

Если разработчик один, то все интеллектуальные права (исключительные и неисключительные) на игру принадлежат ему. Он становится правообладателем игры как сложного объекта. Готовые результаты интеллектуальной деятельности приобретает по договору отчуждения или лицензирования либо на основании договоров авторского заказа.

Если разработчиков несколько, то они могут путем соглашения передать право обладания одному из них. Либо создать юридическое лицо, которое станет владельцем всех результатов интеллектуальной деятельности и игры как составного произведения.

Другие лица могут использовать игру только с согласия или разрешения правообладателя. Если же они копируют, распространяют или иным способом несанкционированно ею пользуются, то к нарушителям применяют законные меры воздействия. К ним предъявляют требование о прекращении использования игры без прав, запрещают выпуск контрафактной продукции, требуют возмещения убытков. Помимо этого, предъявляют судебный иск о взыскании убытков или компенсации, блокировке сайта-нарушителя. А также подают заявление в правоохранительные органы о привлечении к административной или уголовной ответственности.

Права программистов, дизайнеров, копирайтеров

Создание игры — объединение нескольких результатов интеллектуальной деятельности в один объект авторских прав. Руководит этим процессом разработчик. Он же является и правообладателем авторских прав на игру. В его качестве выступают единственный человек или компания, специализирующаяся на создании компьютерных или настольных игр.

Для того, чтобы использовать все входящие в состав игры элементы, разработчик должен получить соответствующее разрешение у программистов, дизайнеров и копирайтеров — первоначальных авторов. Он заключает с ними договоры, приобретает исключительное право либо право пользования объектами. Как правило, он использует один из четырех видов соглашений в зависимости от того, создан объект или нет.

Так по лицензионному договору автор передает исключительное право на уже существующий элемент игры другому лицу. Например, для охвата новых сфер рынка, правообладатели предоставляют в пользование права на персонажей. Чтобы выпускать футболки, браслеты, чашки и другую продукцию с символикой игры.

По договору по отчуждения исключительных прав разработчики покупают права на необходимые объекты интеллектуальной собственности (например, дизайн игрового поля или интерфейса) для того, чтобы правомерно использовать их в составе игр. Исключительное право на игру передается в полном объеме и на весь период его действия.

Если создание элемента для игры только предстоит, для того, чтобы получить авторские права на игру, будущие правообладатели используют договор авторского заказа. По его условиям автор создает по заданию заказчика произведение в указанный срок. К этому соглашению применяются правила о лицензировании либо отчуждении исключительного права в зависимости от того, переходит право частично или в полном объеме.

Разработку продукта также оформляют трудовым договором как создание служебного произведения. Он содержит обязанность работника создавать результаты интеллектуальной деятельности, а также правила, которые определяют произведение как служебное. Исключительное право в этом случае принадлежит разработчику (работодателю). Но может вернуться автору в определенных законом случаях.

Защита товарным знаком или патентом

Поскольку игра — составная работа, и состоит из множества элементов, защитить ее как целостный объект невозможно. Для предотвращения использования игры без прав применяют различные инструменты.

Как товарный знак в компьютерной игре могут быть зарегистрированы ее название, имена персонажей и их изображения, наименование компании. В настольной игре — логотип и упаковка. Право на торговый знак запрещает его использование без разрешения правообладателя и облегчает доказывание незаконного использования. А также позволяет зарабатывать на атрибутах игры (фиджитал). Регистрируется в Роспатенте на срок 10 лет, который продлевается неограниченное количество раз.

Патент используются на новые технические решения в процессе игры и на новаторские элементы ее дизайна. Интерфейс игры или его часть, дизайн упаковки или игрового поля могут быть запатентованы в качестве промышленных образцов. Они регистрируются в Роспатенте сроком на 5 лет, патент продлевается несколько раз, но не более, чем на 25 лет.

В качестве полезной модели выступают уникальные атрибуты игры, которые регулируют процесс хода игроков. При условии, что они обеспечивают ее отличительную особенность на рынке и влияют на коммерческий успех. Например, вместо кубика для определения очередности хода используют ранее неизвестное приспособление.

ГК РФ не выделяет сюжет, методы и способы игры в качестве объектов авторского или патентного права, поэтому права на правила игры, ее механизмы и идеи не подлежат защите. Уберечь  концепции и идеи от незаконного использования поможет режим коммерческой тайны. Он позволит предотвратить незаконную передачу данных контрагентами и сотрудниками компаний о разработчиках, условиях сделок по передаче авторских прав и собственных средствах разработки.

Депонирование

Закон не требует регистрировать права на игру. Но фактическое обладание такими правами не уберегает от их нарушения. Так, например, без разрешения правообладателя нарушитель может изменить исходный код компьютерной игры, и тем самым создать новый объект авторского права, представляющий собой копию первоначальной игры.

Однако тот, кто первым написал исходный код программы, придумал дизайн игры признается ее правообладателем, и может защищать свою интеллектуальную собственность от несанкционированного использования. Поэтому для защиты авторского права на игру владельцу исходного кода потребуется доказать свое авторство. Подтвердить его может депонирование в системе COPYTRUST. Для этого разработчик или автор передает копию материалов, составляющих игру (программный код, дизайн упаковки, описание правил), для размещения в реестре, а также предоставляет описание технических и функциональных характеристик программы. И получает свидетельство. Оно доказывает факт существования элемента игры на конкретную дату и в конкретное время.

Все, чем владеют разработчики, программисты, дизайнеры игр — интеллектуальная собственность, а значит требует охраны. Оформлению перехода исключительных прав следует уделять пристальное внимание, поскольку правообладатели могут столкнуться с использованием их игр без прав, невозможностью их продажи и неполучения дохода.

Читайте также