Защита авторских прав на компьютерные и настольные игры

Защита авторских прав на компьютерные и настольные игры

Игровая индустрия — одна из самых быстроразвивающихся отраслей в глобальном секторе развлечений и одновременно в экономике. Совмещает идеи современного творчества и новаторства.

Первую компьютерную игру создали в 1952 году программисты из Массачусетского технологического института. Они разработали Spacewar — видеоигру для компьютера, в которой две ракеты стреляли друг в друга на фоне космического пространства. Первое подобное развлечение появилось в Древнем Египте: сенет по правилам и внешнему виду напоминала шашки.

Сегодня по данным исследования «Индустрия компьютерных игр — 2020», проведенным институтом «Центр развития» Высшей школы экономики, развлекательными программами для компьютера увлекаются 2,5 миллиарда человек в мире, а в России — больше 65 миллионов. А исследовательское агентство NPD Group установило, что вырос спрос и на настольные развлечения. В 2020 году ими увлеклись 83% россиян младше 55 лет.

Популярность такого вида развлечений, с одной стороны, увеличивает доход правообладателей, но, с другой стороны, провоцирует некоторых пользователей искать возможности использовать игрушки без прав. Поэтому задача их защиты, в том числе от незаконного копирования, так актуальна.

Игра как объект авторских прав

Особенность авторских прав на данный объект охраны заключается в том, что законодательство Российской Федерации не указывает ее как один объект интеллектуальных прав. Видеоигры и настольные относят к сложным объектам, так как они включают несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности.

Это не только программа для ЭВМ, ее рассматривают как мультимедийный продукт, который состоит из программного кода и обладает персонажами, музыкальными композициями. Каждый из этих объектов охраняется  — использовать их без разрешения правообладателя запрещено.

Настольная игра, так же, как и компьютерная, представляет собой сложное произведение. С той разницей, что у нее отсутствует программный код и вместо интерфейса — игровое поле с особым игровым механизмом. Защищается дизайн ее коробки, игрового поля, а также образ карточки и фишки, однако на правила это не распространяется.

Исключительное право на игру

В отношении данного объекта комплекс прав возникает сразу после создания в окончательной форме либо в виде фрагментов программного кода. Обязательной регистрации не требуется. На настольную же — как только идея воплотилась в итоговый продукт.

Личные неимущественные права — авторства, на имя, на обнародование и неприкосновенность произведения, всегда принадлежат первоначальному правообладателю — автору. Их нельзя передать другим лицам.

Исключительное право предоставляет возможность использовать произведение любым законным способом по усмотрению правообладателя: передавать в полном объеме или частично другому лицу, разрешать или запрещать использование. Автор или группа разработчиков (правообладатели) используют этот объект интеллектуальной собственности по своему усмотрению. Они могут предоставлять к нему доступ в бесплатном или платном формате, распространять его копии на материальных носителях или цифровых.

Защита игры как сложного объекта

Участвовать в создании игры может одно лицо или несколько. Ст. 1240 ГК РФ выделяет их в особый субъект — лицо, организовавшее создание сложного объекта. На игровом рынке его называют разработчиком. Оно получает все исключительные права на результат интеллектуальной деятельности, входящие в состав сложного объекта, на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров. У авторов в этом случае остаются личные неимущественные права.

Если разработчик один, то все интеллектуальные права (исключительные и неисключительные) принадлежат ему. Он становится правообладателем сложного объекта. Готовые результаты интеллектуальной деятельности приобретает по договору отчуждения или лицензирования либо на основании договоров авторского заказа.

Если разработчиков несколько, то они могут путем соглашения передать право обладания одному из них. Либо создать юридическое лицо, которое станет владельцем всех результатов интеллектуальной деятельности и игры как составного произведения.

Другие лица могут использовать объект только с согласия или разрешения правообладателя. Если же они копируют, распространяют или иным способом несанкционированно ею пользуются, то к нарушителям применяют законные меры воздействия. К ним предъявляют требование о прекращении использования игры, запрещают выпуск контрафактной продукции, требуют возмещения убытков. Помимо этого, предъявляют судебный иск о взыскании убытков или компенсации, блокировке сайта-нарушителя. А также подают заявление в правоохранительные органы о привлечении к административной или уголовной ответственности.

Таким образом, можно сделать вывод, что игр без авторских прав не существует, поскольку эти объекты создаются творческим трудом и усилиями человека (одного или нескольких), а потому результаты этого творчества, безусловно, охраняются.

Права программистов, дизайнеров, копирайтеров

Создание игры — объединение нескольких результатов интеллектуальной деятельности в один объект охраны. Руководит этим процессом разработчик, являющийся и правообладателем. Им может выступать единственный человек или компания, специализирующаяся на создании компьютерных или настольных игр.

Для того, чтобы использовать все элементы, разработчик должен получить соответствующее разрешение у программистов, дизайнеров и копирайтеров — первоначальных авторов. С ними заключает договоры, приобретает исключительное право либо право пользования объектами. Как правило, используется один из четырех видов соглашений в зависимости от того, создан объект или нет.

Так по лицензионному договору автор передает исключительное право на уже существующий элемент другому лицу. Например, для охвата новых сфер рынка, правообладатели предоставляют в пользование права на персонажей. Чтобы выпускать футболки, браслеты, чашки и другую продукцию с символикой игры, а также использовать символику в рекламе. Также по договору используется текст.

По договору отчуждения исключительных прав разработчики покупают необходимые объекты интеллектуальной собственности (например, дизайн игрового поля или интерфейса, образ) для того, чтобы правомерно использовать их в составе игр. Исключительное право передается в полном объеме и на весь период его действия.

Если создание элемента для игры только предстоит, для того чтобы получить авторские права на игру, будущие правообладатели используют договор авторского заказа. По его условиям автор создает по заданию заказчика произведение в указанный срок. К этому соглашению применяются правила о лицензировании либо отчуждении исключительного права в зависимости от того, переходит право частично или в полном объеме.

Разработку продукта также оформляют трудовым договором как создание служебного произведения. Договор содержит обязанность работника создавать результаты интеллектуальной деятельности, а также правила, которые определяют произведение как служебное. Исключительное право в этом случае принадлежит разработчику (работодателю). Но может вернуться автору в определенных законом случаях. С помощью этого документа регулируются отношения работодателя и работника при создании охраняемого объекта ИС.

Защита товарным знаком или патентом

Поскольку игра — составная работа, и состоит из множества элементов, защитить ее как целостный объект невозможно. Регистрации в рамках авторского права такой объект не подлежит. Для предотвращения неправомерного использования игры применяют различные инструменты.

Как товарный знак в компьютерной игре могут быть зарегистрированы ее название, имена персонажей и их изображения, наименование компании. В настольной игре — логотип и упаковка. Право на торговый знак запрещает его использование без разрешения правообладателя и облегчает доказывание незаконного использования. А также позволяет зарабатывать на атрибутах игры (фиджитал). Регистрируется в Роспатенте на срок 10 лет, который продлевается неограниченное количество раз.

Патент используются на новые технические решения в процессе игры и на новаторские элементы ее дизайна. Интерфейс игры или его часть, дизайн упаковки или игрового поля могут быть запатентованы в качестве промышленных образцов, которые регистрируются в Роспатенте сроком на 5 лет, патент продлевается несколько раз, но не более, чем на 25 лет.

В качестве полезной модели выступают уникальные атрибуты игры, которые регулируют процесс хода игроков. При условии, что обеспечивают ее отличительную особенность на рынке и влияют на коммерческий успех. Например, вместо кубика для определения очередности хода используют ранее неизвестное приспособление.

ГК РФ не выделяет сюжет, методы и способы игры в качестве объектов охраны, поэтому права на правила игры, ее механизмы и идеи не подлежат защите и, соответственно, регистрации. Уберечь  концепции и идеи от незаконного использования поможет режим коммерческой тайны, который позволит предотвратить незаконную передачу данных контрагентами и сотрудниками компаний о разработчиках, условиях сделок по передаче авторских прав и собственных средствах разработки. Практика показывает, что запатентовать игру как изобретение вряд ли возможно.

Депонирование

Закон не требует регистрировать права на игру. Но фактическое обладание такими правами не уберегает от их нарушения. Так, например, без разрешения правообладателя нарушитель может изменить исходный код компьютерной игры, и тем самым создать новый объект охраны, представляющий собой копию первоначальной игры.

Однако тот, кто первым написал исходный код программы, придумал дизайн игры признается ее правообладателем, и может защищать свою интеллектуальную собственность от несанкционированного использования. Поэтому политика защиты авторского права на игру предполагает, что владельцу исходного кода потребуется доказать свое авторство. Подтвердить его может депонирование в системе COPYTRUST. Для этого разработчик или автор передает копию материалов, составляющих игру (программный код, дизайн упаковки, описание правил, информацию, перечень элементов), для размещения в реестре, а также предоставляет описание технических и функциональных характеристик программы. И получает свидетельство, доказывающее факт существования элемента игры на конкретную дату и в конкретное время.

Все, чем владеют разработчики, программисты, дизайнеры игр — интеллектуальная собственность, а значит требует специальной охраны, в том числе, через суд. Оформлению перехода исключительных прав следует уделять пристальное внимание, поскольку правообладатели могут столкнуться с использованием их игр без прав, невозможностью их продажи и неполучения дохода.