05.02.2022
4299 просмотра (ов)
Использование фонограмм на сегодняшний день — один из наиболее распространенных способов донесения музыкальных произведений до широких масс. Естественно, в данном случае требуются особые методы защиты прав исполнителей, авторов и изготовителей, которые и будут рассмотрены в этой статье.
Понятие «фонограмма» российское законодательство определяет как любую исключительно звуковую запись исполнения или других звуков либо их отображение. Если такая запись включена в аудиовизуальное произведение, то фонограммой она не признается (пп. 2 п.1 ст. 1304 ГК РФ).
Надо сказать, что это определение принято и в мировой практике. В частности, оно примерно аналогично звучит в:
Согласно Главе 71 ГК РФ интеллектуальные права на фонограммы отнесены к объектам смежных прав. Субъекты смежных прав в данном случае могут обладать как исключительными правами, так, в некоторых случаях, и неисключительными. Они признаются и действуют независимо от авторских прав на ее составляющие (музыку, тексты песен и т.д.). Но, тем не менее, осуществлять их можно только, если соблюдены авторские права тех, кто участвовал в ее создании.
Первоначально обладателем смежных прав на фонограмму, согласно ст. 1322 Гражданского кодекса РФ, становится ее изготовитель. То есть физическое или юридическое лицо, которое взяло на себя ответственность за первую ее запись. На практике, это тот, кто вложил денежные средства в ее изготовление: арендовал студию, обеспечил звукозаписывающую аппаратуру и т.д. Исходя из этого, в данном случае следует применять финансовый, а не интеллектуальный критерий. Таким образом, под изготовителями фонограмм чаще всего следует понимать звукозаписывающие компании.
Исключительные права на фонограмму, то есть правомерная возможность ее использования, принадлежат ее изготовителю. В перечень способов использования (ст. 1324 ГК РФ), с учетом особенностей этого объекта, входят:
К последним трем пунктам необходимо добавить, что в случае, если фонограмма была опубликована в коммерческих целях, ее дальнейшее использование вышеперечисленными способами допускается без согласия правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения.
Исключительные права на фонограмму действуют в течение 50 лет с 01 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена ее первая запись. Если она была обнародована, то течение срока действия исключительных прав на нее начинается с 01 января года, следующего за годом такого обнародование, но при условии, что это событие состоялось не позднее, чем по прошествии 50 лет с момента первой записи. Эти сроки установлены в ст. 1327 ГК РФ.
В этой же норме (в ст. 1327 ГК РФ) говорится, что исключительное право переходит к наследникам и другим правопреемникам изготовителя фонограммы в пределах оставшейся части этих сроков.
После истечения этих сроков фонограмма переходит в общественное достояние и может быть свободно использована любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты вознаграждения ее автору.
Также изготовитель фонограммы является обладателем ряда неисключительных прав:
Здесь необходимо отметить, что упоминание наименования (имени) на упаковке фонограммы — его еще называют правом лейбла — следует относить к одному из способов защиты смежных прав на фонограмму. Оно действует в течении всей жизни физического лица или до момента прекращения существования юридического лица, в зависимости от того, кто из них является изготовителем фонограммы.
Еще одним субъектом смежных прав на фонограмму является исполнитель, то есть физическое лицо, творческим трудом которого создано исполнение произведения (ст. 1313 ГК РФ). В рассматриваемом случае это может быть певец, музыкант и т.д. Исполнители имеют права, перечисленные ниже (ст. 1315 ГК РФ):
Вышеуказанные правомочия ограничены необходимостью соблюдения прав авторов исполняемых произведений.
Согласно ст. 1317 ГК РФ исполнитель имеет право распоряжаться своими исключительными правами на фонограмму, в частности, заключать договора на их отчуждение и лицензионные договора.
Неисключительные права исполнителя, то есть право на имя, право авторства исполнения и право на защиту исполнения от искажений, возникают в момент первого исполнения произведения и действуют бессрочно. Право исполнителя может наследоваться. Помимо этого, исполнитель может оставить завещание или иные письменные указания, где будет обозначено лицо, на которое исполнитель возлагает охрану своих прав. Названную функцию это лицо будет исполнять пожизненно.
Под авторами произведений в рассматриваемом случае следует понимать физических лиц, чьи творческим трудом создано авторское произведение, ставшее основой для записи фонограммы. В качестве авторов здесь можно рассматривать композиторов, авторов текстов песен и т.д. Под правами авторов следует понимать (ст. 1255 ГК РФ):
Права авторов в данном случае подлежат охране на тех же принципах, которые предусмотрены законодательством для защиты прав авторов в целом.
Изготовитель фонограммы может осуществлять свои права только с соблюдением прав авторов и исполнителей (п. 2 ст. 1323 ГК РФ). Здесь необходимо отметить, что с точки зрения практики, в том числе судебной, права на нее принято считать производными от прав на первоначальное произведение, то есть музыку, стихи песни и т.д. Таким образом, интеллектуальные права на фонограмму хоть и независимы от прав авторов и исполнителей, но реализоваться могут только при учете последних.
Тем не менее, формулировка п. 2 ст. 1324 ГК РФ, о соблюдении авторских прав и прав исполнителей не устанавливает конкретных действий, с помощью которых изготовитель фонограммы может эти права соблюсти. Практика, разумеется, признает такие варианты, как заключение договоров об отчуждении исключительных прав или лицензионных договоров на произведение и/или исполнение, но этот способ не является единственным.
Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо обратиться к судебной практике, где встречается такой способ защиты прав изготовителей фонограммы как доказательство отсутствия нарушения права. Надо заметить, что в качестве такого доказательства можно рассматривать, например, расписку о том, что автор или исполнитель не протестует против использования его произведения (исполнения). Тем не менее, здесь стоит порекомендовать, для минимизации оснований для возникновения споров, пользоваться названными выше и предусмотренными действующим законодательством видами договоров.
Вопросы аранжировки и переработки музыкальных произведений, предназначенных для производства фонограмм, следует рассмотреть отдельно. Несмотря на то, что произведение, возникшее в результате творческого труда аранжировщика, становится отдельным произведением, на которое у последнего возникают авторские права, оно тесно взаимосвязано с первоначальным произведением. Таким образом, авторские права аранжировщика могут возникать из договоров об уступке исключительных прав, лицензионных договоров, договоров авторского заказа заключенных с автором первоначального произведения, или аналогичных и плюс к ним трудовых договоров с обладателем смежных прав на фонограмму.
Права звукорежиссеров на фонограмму отдельно в законе не отражены, поскольку, как уже было сказано, в основу признания кого-либо изготовителем фонограммы заложен имущественный фактор, а не вложение личного творческого труда. Тем не менее, существует мнение, что права звукорежиссеров необходимо рассматривать по аналогии с правами аранжировщиков музыкальных произведений, предназначенных для записи фонограмм.
К нарушениям прав на фонограмму следует относить любое неправомерное использование исключительных и неисключительных прав изготовителей фонограмм, исполнителей и авторов произведений, которые легли в основу первоначальной записи.
Самым распространенным видом нарушения таких прав является «пиратство». А именно: несанкционированное использование первоначальной записи фонограммы или ее копии, путем изготовления с последующей реализацией ее экземпляров, публичное воспроизведение фонограммы и т.д.
Обратите внимание, что факт нарушения должен подтверждаться отсутствием согласия правообладателя. Как уже было сказано выше, установленных форм для такого согласия не существует, и в случае спора может быть принято любое доказательство его наличия. Невыплата соответствующего вознаграждения также является нарушением прав на фонограмму.
В начале необходимо отметить, что государственной регистрации смежные права на фонограмму не требуют, так как возникают у изготовителей и исполнителей автоматически.
Действующим законодательством предусмотрены технические способы защиты авторских и смежных прав на фонограммы и информирование о наличии таких прав.
Под техническими средствами следует понимать любой способ защиты с использованием технических устройств, который может предотвратить или ограничить какие-либо действия в отношении фонограммы, не разрешенные автором или иным правообладателем. В частности, это касается защиты от:
Под информацией об авторском и смежном праве надо понимать любую информацию, с помощью которой можно идентифицировать автора, исполнителя и изготовителя фонограммы.
Самыми распространенными способами информирования о наличии прав на фонограмму являются символы и знаки защиты.
Следует различать символ защиты и знак защиты авторских прав на фонограмму, которые могут использовать ее изготовитель и исполнитель. Символ защиты представляет собой знак (℗), то есть заглавная букву Р в круге (от англ. phonogram — фонограмма). Знак защиты состоит из: символа ℗, года первого издания фонограммы, имени (наименования) правообладателя.
В действующем законодательстве предусмотрена уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность за нарушение смежных прав на фонограмму.
Среди особенностей защиты смежных прав, а в рассматриваемом случае, прав на фонограмму, также следует отметить меры, которые предпринимаются на границе, при импорте экземпляров фонограмм, а также, в случае нарушения прав правообладателей, изъятие технических средств, которые использовались для изготовления таких экземпляров.
Также для защиты смежных прав используются и иные методы, не только прямо предусмотренные в законе. В частности, к ним можно отнести нотариальное заверение копий экземпляров фонограмм, хранение исходников и т.д.
Одним из таких способов защиты смежных прав является депонирование фонограммы на материальном носителе или в электронном виде. Он состоит в передаче в электронный архив («облачное» хранилище) или обычный архив специализированной организации (например, www.copytrust.ru) копии регистрируемой фонограммы и выдаче соответствующего документа, в котором будет указано, что конкретное произведение депонировано и на какую дату.
В заключении необходимо отметить, что авторские и смежные права на фонограммы надо относить к сложным и не полностью регулируемых законодательством объектам защиты. Деятельность по незаконному изготовлению фонограмм с нарушением авторских прав преследуется по закону.
669 просмотра (ов)
359 просмотра (ов)
165 просмотра (ов)