Авторские права визажиста, гримера и мастера татуировок

Авторские права визажиста, гримера и мастера татуировок

В этой статье будут рассмотрены вопросы, связанные с авторскими правами визажистов и гримеров, а также авторов татуажа, то есть специалистов в области макияжа, грима и тату, мастеров по созданию образа с помощью косметических и технических средств. В силу специфики этих видов деятельности статья коснется не только их объектов, субъектов, способов передачи и защиты авторских прав, но и возможности самого существования макияжа (грима, тату) как объекта охраны. 

Авторские права на макияж, грим и татуировки

Сначала необходимо дать определения рассматриваемых понятий. По общему правилу, макияж – это искусство оформления человеческого лица при помощи косметических средств, грим – искусство изменения внешности актера с помощью специальных средств (грима), в частности, пластических и волосяных наклеек, парика, сценической косметики, прически и т.д., татуировка (тату) – это искусство нанесения на тело человека рисунков путем накалывания и втирания в кожу красящих веществ. 

О том, могут ли существовать авторские права на макияж, грим или тату споры шли много лет не только в нашей стране, но и в мировой практике. В российском законодательстве до сих пор этот вопрос не разрешен. По этой причине опираться приходится на несколько судебных решений, принятых в иностранных государствах, и на единственную пока позицию Выборгского районного суда Санкт-Петербурга, принятую у нас в 2012 году. 

Один из первых судов, прошедших по этому вопросу, связан с гримом артистов бродвейского мюзикла «Cats». Их сценический макияж (грим) был признан объектом авторских прав визажиста (гримера), так как оставался неизменным, несмотря на постоянную смену актерского состава. Аналогичная ситуация связана с музыкальной группой «KISS». 

Спор же между визажистом Влада Хаггерти и Kylie Cosmetics касался обычного, не сценического, макияжа и тоже был разрешен в пользу мастера работы. 

В Выборгском районном суде Санкт-Петербурга судились два визажиста: Дарья Петухова скопировала авторский макияж визажиста Alex No и выдала его за свою работу. Суд согласился с истцом и признал макияж объектом авторского права

В России пока нет судебной практики, которая касалась бы авторства на татуировки. Поэтому необходимо обратиться к судебным решениям иностранных государств. Например, спор между автором татуировки на лице Майка Тайсона, Виктором Витмиллом, и кинокомпанией Warner Brothers, которая использовала аналогичную туту на лице актера в фильме «Мальчишник 2: Из Вегаса в Бангкок». Дело закончилось досудебным соглашением, инициированным кинокомпанией, так как рассматривающая это дело федеральная судья Катерина Перри была полностью на стороне мастера татуировки. Похожий спор также был между компанией, которой принадлежали авторские права на тату многих известных баскетболистов, Solid Oak Sketches, и создателями игры NBA 2K15, в которой использовались образы баскетболистов, в частности, Леброна Джеймса, чья татуировка и стала предметом спора. Суд отказал тату-салону по формальным (техническим) основаниям, но наличие авторства на тату не оспаривалось. Надо отметить, что сам баскетболист был на стороне разработчиков игры, так как считал татуировку неотделимой частью своего образа. 

Макияж, грим и татуировка как объекты авторского права

Выборгский районный суд Санкт-Петербурга в своем решении по вопросу авторства на макияж опирался на следующее. Согласно ст. 1259 ГК РФ объектом охраны являются произведения науки, литературы и искусства, независимо от их формы выражения, назначения и достоинств. Но при этом такой объект должен обладать еще одним качеством, а именно охраноспособностью. Для этого необходимо соблюсти следующие критерии:

  • объект должен быть создан творческим трудом его автора (авторов);
  • объект должен быть выражен в объективной форме, то есть таким образом, чтобы его можно было обнародовать.

Таким образом, если макияж сделан конкретным визажистом, имеет индивидуальный характер, то есть не является повторением работы другого визажиста, то его можно признать произведением искусства, то есть объектом охраны и защиты. 

Здесь надо отметить, что суд особо подчеркнул, что под оригинальностью он понимает макияж, имеющий критерий новизны, то есть предназначенный для фотосьемок, рекламы, киносъёмок, театральных постановок и т.д. Только в этом случае он может быть причислен к произведениям искусства. Повседневный макияж такими критериями не обладает, следовательно, к объектам авторского права относится не может. 

Если применить приведенные «выкладки» Выборгский районный суд Санкт-Петербурга по аналогии, то сценический грим и авторские татуировки также следует относить к объектам авторского права, подлежащим охране и правовой защите, если они удовлетворяют установленным законодательством правилам. 

Также, необходимо обратить внимание, что у макияжа, грима и тату, как объектов охраны, есть еще одна особенность. Их материальным носителем является лицо или тело человека. Но ст. 1227 ГК РФ не связывает возникновение интеллектуальных прав с собственностью автора на материальный носитель созданного им произведения. 

Субъекты авторского права на макияж, грим и татуировку 

Субъектом авторского права на макияж является визажист.  Здесь важно учитывать, что речь идет о человеке, который макияж сделал, а не о профессии. Цель создания макияжа также не важна, следовательно, неважно, где и какими средствами он был нанесен. Существенно только то, что он носит индивидуальный характер и обнародован или может быть обнародован. Например, если макияж будет сделан кем-либо в домашних условиях, а потом фотография модели (имеется в виду тот, на кого макияж нанесен, а не профессия) будет опубликована на странице в Интернете «доморощенного» визажиста, при этом условия о создании творческим трудом, индивидуальности и новизне будут соблюдены, то такой макияж станет объектом авторских прав, подлежащий правовой защите и охране, а автор смело может называть себя визажистом. 

Несколько иначе обстоит дело с субъектами авторского права на грим и татуировки. Начнем с того, что гример – это профессия, которая, по идее, предполагает наличие соответствующего образования. Впрочем, обязательным оно не является. Таким образом, субъект авторства на грим – это физическое лицо, которое занимается нанесением сценического макияжа актерам и иным лицам, гример. Следовательно, отличие от визажиста в физическом объекте для деятельности и цели выполнения работы. Нанесение татуировок является лицензируемой деятельностью. Следовательно, субъект авторского права на тату – это тату-мастер, получивший лицензию в установленном законом порядке. 

Необходимо отметить, что в соответствии с действующим законодательством все действия, связанные с повреждением кожного покрова человека, требуют получения соответствующей лицензии. Следовательно, нанесение перманентного макияжа также относится к лицензируемой деятельности. Таким образом, в этой части субъектом авторского права на макияж является визажист, получивший лицензию государственного образца. 

Автор макияжа, грима или татуировки, которые являются произведением, обладает всеми интеллектуальными правами, которые предусмотрены в ст. 1255 ГК РФ. А именно: исключительное право на произведение, авторство, право автора на имя, на неприкосновенность произведения, на обнародование произведения.

На неприкосновенности необходимо остановиться чуть подробнее. Особенностью такого произведения как макияж, грим и тату является его целостность. То есть значение имеет любая деталь. В особенности цветовая гамма. По этой причине, если другой визажист, гример или тату - мастер воспроизведет особенность нанесения и форму, но цветовую гамму изменит полностью, вопрос, является ли это плагиатом, будет спорным.

Если авторами макияжа будет несколько визажистов, то они считаются соавторами. Это же касается гримеров и мастеров татуировки.

Авторские права на макияж, грим и тату не подлежат обязательной государственной регистрации. Их охраноспособность признается по факту создания произведения.

Передача авторских прав визажиста 

Как уже было сказано выше, у макияжа, грима и татуировки как объектов авторских прав, есть особенность. Они наносится на человеческое тело. Следовательно, исключительные права на такие произведения не могут быть переданы вместе с материальным носителем. Таким образом, сам предмет передачи может быть представлен в виде фотографии, рисунка или иным аналогичным образом. Можно ли его представлять в виде описания является спорным вопросом. 

В целом, авторские (исключительные) права на макияж, грим или татуировку могут быть переданы третьим лицам любым из способов, предусмотренных действующим законодательством. Основным из них являются лицензионные договоры, которые могут быть как исключительными, так и неисключительными. Также может быть заключен договор об отчуждении исключительных прав на произведение.  Также в этой сфере широко распространены договоры авторского заказа. Обычно они применяются, когда индивидуальный макияж, грим и татуировку делают под конкретное мероприятие, например, празднование Хеллоуина. Макияж, грим и тату могут быть служебными произведениями. Это наиболее часто встречающийся вид договоров в театре, кино, модельном бизнесе, при работе автора в салоне красоты или туту-салоне по трудовому договору. 

Исходя из того, что макияж, грим и татуировка, обладающие необходимыми признаками, признаются произведениями, то исключительные права на них могут передаваться по наследству.  

Защита авторских прав визажиста 

Авторские права визажиста, гримера или тату - мастера подлежат правовой охране и защите с момента создания произведения, то есть макияжа, грима или татуировки соответственно. Следовательно, автор может защитить их любым, не противоречащим закону, способом, а именно:

  • судебным, который, как уже было сказано, на настоящий момент не очень распространен, вероятно, в силу сложности доказывания наличия авторских прав у конкретного визажиста, гримера или тату - мастера и отсутствия законодательной базы, применимой к конкретному виду произведений;
  • досудебный (претензия), аналогично судебному, применяется на практике редко;
  • внесудебный, то есть любой способ самозащиты, выбранный автором соответствующего произведения, и не противоречащий законодательству.

На внесудебных способах защиты авторских прав визажиста, гримера или автора татуировки необходимо остановится подробнее. В силу особенностей соответствующих объектов авторских прав, они не имеют постоянного материального носителя, а в случае тату такого носителя, который сам по себе может подлежать охране и защите интеллектуальным правом. То есть макияж и грим сначала наносятся, потом смываются, а татуировка, которая может быть как постоянной, так и временной, либо смывается, либо остается на человеке, которого тату – мастер может больше никогда и не увидеть. Следовательно, автору, который хочет защитить свои права, необходимо зафиксировать внешний вид своего произведения. Лучше всего, в данном случае, прибегнуть к фотографированию. Далее нужно избрать один из способов фиксации авторства и времени создания произведения. Можно отправить фотографию себе по почте, потом хранить, не вскрывая конверта, но этот способ нельзя считать полностью надежным. Можно обратиться за нотариальным заверением. Но лучшим из способов здесь является депонирование. То есть визажист, гример или автор татуировки передает фотографию модели (части ее тела), на которую нанесен авторский макияж, грим или тату в специализированную организацию, которая фиксирует время передачи и гарантирует, что фотография не попадет в руки третьих лиц.

Заключение

Несмотря на отсутствие прямой законодательной базы авторские права визажистов, гримеров и мастеров татуировки существуют и их необходимо охранять и защищать. По этому авторам, которые не хотят, чтобы их работу воспроизводили третьи лица без их разрешения, необходимо прибегать к одному из способов самозащиты. Как уже было сказано, оптимальным здесь является депонирование, которое, в частности, гарантирует наличие у визажиста, гримера или тату-мастера веских доказательств своего авторства, в случае возникновения спора. 

Читайте также