Интеллектуальные права дирижера

Интеллектуальные права дирижера

Дирижер – это руководитель разучивания и исполнения ансамблевой музыки, в частности, оркестровой, оперной или иной разновидности совместного исполнения музыкантов. Эта профессия безусловно относится к творческим, так как именно художественная трактовка исполняемого музыкального произведения. В этой статье речь пойдет о том, какие ему принадлежат права, как дирижер может ими распоряжаться и какими способами защищать свои интеллектуальные права. 

Объекты интеллектуальных прав дирижера

Интеллектуальные права дирижеров относятся к смежным с авторскими. Следовательно, их объектом будет исполнение. При этом важно отметить, что объект смежного права дирижёра возникает не единожды, а при каждом акте воспроизведения музыкального творения. Например, на воспроизведение симфонии номер 7 Людвига ван Бетховена в Концертном зале им. Чайковского 17 мая 2022 года и на воспроизведение того же музыкального произведения 12 июля 2022 года у дирижёра возникнут отдельные смежные права. Причина здесь в том, что каждый раз у дирижёра появляется отдельный результат его творческого труда. При этом, чтобы такой результат появился, а, как следствие, возник объект смежных прав, дирижер должен участвовать в воспроизведении лично. То есть, если поставить перед оркестром экран, на котором будет идти запись дирижерской работы, у дирижера смежных прав не возникнет, только у музыкантов. Между тем, у этого правила есть и правило «антипод». Исполнение может быть признано объектом прав, смежных с авторскими, только в том случае, если оно выражено в форме, которая допускает их воспроизведение и распространение при помощи технических средств. 

Субъекты интеллектуальных прав дирижера

Субъектом интеллектуальных прав, в рассматриваемом случае, прав, смежных с авторскими, является дирижер. То есть физическое лицо, чей творческий труд лежит в основе звучания музыкального произведения оркестром при любой форме организации этого коллектива. Также результатом творческого труда дирижера является трактовка музыкального произведения, что дополнительно индивидуализирует его как субъекта смежных прав. 

Необходимо отметить, что ст. 1313 ГК РФ выделяет дирижеров в отдельную группу субъектов смежных прав, что свидетельствует о том, что у них возникают отдельные исполнительские права (смежные права), не входящие в состав смежных прав на совместное исполнение с артистами, в рассматриваемом случае с музыкантами оркестра. Тем не менее, исходя из общего определения профессии дирижера, он является, в частности, руководителем. Следовательно, согласно ст. 1314 ГК РФ, ему не только принадлежат смежные права на совместное исполнение, но и право их осуществления от имени коллектива исполнителей, то есть музыкантов, входящих в оркестр. Можно предположить, что законодатель имел ввиду, что смежные права на совместное воспроизведение принадлежат дирижеру в разрезе его деятельности как руководителя оркестра, а отдельно ему принадлежат смежные права на трактовку музыкального произведения. 

Согласно ст. 1315 ГК РФ дирижеру принадлежат следующие смежные с авторскими права: 

  • исключительное право на исполнение, то есть имущественное, предполагающее возможность извлечь доход из своего творчества, а также иным способом использовать свои смежные права;
  • авторство, то есть право признаваться автором исполнения;
  • право на имя, то есть право на указание своего имени на фонограммах, афишах и т.д. Здесь необходимо уточнить, что согласно ст. 1315 ГК РФ при наличии смежных прав на совместное исполнение право на имя есть у коллектива исполнителей, в рассматриваемом случае, оркестра, но, как правило, имя дирижера все равно указывается отдельно;
  • право на неприкосновенность исполнения, то есть право на защиту от любых изменений, если они искажают смысл или целостность восприятия творения.  По правилам ст. 1315 ГК РФ такие искажения могут быть внесены в запись, в сообщение в эфир или по кабелю, при доведении исполнения до общего сведения. В случае с дирижером речь идет о таких изменениях, которые нарушат ту трактовку, которую он вкладывал. Например, в процессе записи звук музыки был убыстрен.

Все вышеперечисленные смежные права дирижера, кроме исключительного права, являются неотчуждаемыми (неисключительными). Осуществлять свои смежные права дирижер может только с согласия автора музыкального произведения, если в конкретном случае его получение необходимо, то есть живое воспроизведение происходит до того, как музыкальное произведение перешло в общественное достояние. Обязательной государственной регистрации смежные права дирижера не подлежат. 

Передача интеллектуальных прав дирижера

Дирижер, как и любой другой обладатель смежных прав, может использовать свое исключительное право любым, не противоречащим закону, способом. 

Ст. 1317 ГК РФ приводит перечень способов использования смежных прав. А именно:

  • сообщение в эфир или по кабелю;
  • доведение исполнения до общего сведения таким образом, чтобы любой мог получить к нему доступ из любого места и в любое время (сеть Интернет);
  • запись исполнения, изготовление фонограмм с нее и их распространение, а также публичное исполнение такой записи и ее прокат.

Также к использованию исключительного права относится возможность заключения договоров с третьими лицами, на передачу им исключительных прав. Именно этот способ реализации своих исключительных прав наиболее часто используется дирижерами. Здесь могут заключаться лицензионные договоры. Лицензия возможна как исключительная, так и неисключительная. Также часто используется договор об отчуждении исключительных прав на исполнение. В рассматриваемом случае необходимо обратить внимание на то, что исключительные права имеют отношение к объекту смежных прав, то есть к конкретному исполнению, а не в целом к исполнению дирижёром какого-либо музыкального произведения. То есть, реализуя свое право на исполнение симфонии номер 7 Людвига ван Бетховена в Концертном зале им. Чайковского 17 мая 2022 года дирижёр не лишается права на дальнейшее исполнение этого музыкального произведения. 

Так как дирижёры часто бывают штатными сотрудниками каких-либо оркестров их деятельность будет осуществляться в рамках трудовых договоров, что также является формой реализации исключительного права. То есть исключительное право на исполнение музыкального произведения принадлежит работодателю изначально, уже в момент исполнения, так как его передача состоялась при подписании дирижером трудового договора, а вознаграждением за такую передачу является заработная плата.

Исключительное право дирижёра на исполнение также может переходить в порядке наследования

Защита интеллектуальных прав дирижера

Интеллектуальные права дирижёров подлежат правовой защите и охране в соответствии с действующим законодательством. Охраноспособность наступает в момент исполнения и в дополнительной государственной регистрации не нуждается.  Таким образом, при нарушении своих смежных прав дирижёр может обратиться за судебной защитой, а до этого прибегнуть к досудебной защите, то есть направить нарушителю соответствующую претензию. Необходимо отметить, что чаще всего нарушение смежных прав дирижёров касается искажения исполнения, а также лежит в области исключительных прав, например, несанкционированное распространение записи исполнения.

Для того, чтобы обезопасить свое исполнение, дирижёр может прибегнуть к внесудебным способам защиты своих интеллектуальных прав. Для этого дирижёру необходимо иметь запись своего исполнения, фонограмму, так как обезопасить сам процесс исполнения нельзя. Далее следует выбрать один из способов защиты, который сохранит запись в неприкосновенности и, в случае возникновения спора, поможет дирижеру доказать, что его право на исполнение было тем или иным способом нарушено. Необходимо отметить, что способ хранения записи принципиального значения не имеет. Можно использовать компакт-диск, а можно применять электронную версию. Вариантов внесудебной защиты существует много. В частности, можно просто хранить запись дома или в ином месте, можно отправить письмо самому себе и т.д. Но самым действенным способом защиты интеллектуальных прав на настоящий момент является депонирование. То есть дирижер передает запись своего исполнения специализированной организации, которая фиксирует время передачи гарантирует отсутствие доступа к записи исполнения третьих лиц.  

Заключение

Подводя итоги статьи, необходимо сказать, что в законодательстве присутствует некоторая неопределенность в трактовке смежных прав дирижёров, выделяя их из остальных исполнителей. По этой причине можно порекомендовать пользоваться общими правилами, предусмотренными для исполнителей, если в законе напрямую не сказано иное.