Интеллектуальные права режиссёра

Интеллектуальные права режиссёра

Режиссер — это безусловно творческая профессия, связанная с интеллектуальным правом. Режиссерская деятельность регулируется правами, смежными с авторскими (смежными правами). В этой статье речь пойдет о том, кого следует в принципе считать режиссером, какие у этих деятелей искусства существуют права, а также как они могут их передавать и защищать. 

Объекты интеллектуальных прав режиссера

Согласно ст. 1304 ГК РФ объектами смежных прав признаются результаты исполнительской деятельности (исполнения). Так как по версии ГК РФ режиссеры-постановщики, относятся к исполнителям, и, как следствие, обладателям смежных прав, то к объектам интеллектуальных прав режиссеров следует относить результаты их интеллектуальной деятельности. Ст. 1304 ГК РФ в данном случае говорит о спектаклях, но с точки зрения практики это представляется не совсем точной формулировкой. Объектом их смежных прав также могут быть кинофильмы, рекламные ролики, интернет-сюжеты, телефильмы, фонограммы, если речь идет о творческой деятельности звуко-режиссеров, то есть любые объекты, произведения, для создания которых требуется подобная работа. 

Субъекты интеллектуального права режиссёра

В качестве субъекта интеллектуального права, в данном случае смежных прав, ГК РФ рассматривает исключительно режиссеров-постановщиков спектаклей, то есть лиц, осуществляющих постановку спектакля, независимо от того в какой сфере они работают: театральной, цирковой, кукольной, эстрадной или иного театрально-зрелищного представления.  Но, на практике спектакли бывают и теле-спектакли, радио-спектакли, домашние спектакли и другие. То есть их «зрелищность» находится под вопросом. Таким образом, даже с точки зрения гражданского законодательства, которое в рассматриваемом случае представляется несколько «урезанным» с точки зрения понятия «режиссер», к режиссерам-постановщикам можно относить достаточно широкий круг лиц. 

Далее следует перейти к трактовке самого понятия. Википедия дает следующее определение: это «творческий работник зрелищных видов искусства: «театра, кинематографа, телевидения, цирка, эстрады». К этому следовало бы добавить и работы в иных сферах, как-то режиссеры корпоративных праздников, домашних спектаклей, рекламных роликов, интернет-сюжетов и многое другое.  Следует обратить внимание, что речь идет именно о режиссерах, а не только о режиссерах-постановщиках. Кроме того, понятие «осуществляет постановку» является очень широким. 

Дело в данном случае в том, что постановщик – это то физическое лицо, творческий работник, который в процессе создания произведения координировал весь творческий процесс, можно сказать «осуществлял постановку», но он далеко не всегда является единственным его участником. Например, существует понятие «второй режиссер», чей творческий вклад в создание конечного произведения, театрального, кинематографического, эстрадного и других также значителен, что предполагает наличие у него таких же смежных прав, как и у постановщика. Здесь можно привести в пример титры практически любого фильма. Отдельно указан режиссер-постановщик, а отдельно просто режиссеры. Следовательно, киностудия признала за ними смежные права. 

Таким образом, терминология действующего гражданского законодательства не учитывает все нюансы. Тем не менее, представляется, что в качестве субъектов смежных прав следует рассматривать всех физических лиц, в той или иной форме занятых деятельностью, которую можно отнести к режиссерской. Основанием здесь, в частности, на ст. 1259 ГК РФ, которая относит произведения искусства, в данном случае, например, кинематографического или театрального, к объектам интеллектуального права, независимо от их достоинств, назначения и способа выражения. 

Ст. 1313 ГК РФ рассматривает режиссеров-постановщиков как исполнителей, следовательно, субъектов смежных прав. Далее, исходя из вышесказанного и ст. 1314 ГК РФ, если при создании произведения театрального, кинематографического или иного вида искусства, участвовало несколько режиссеров, то им принадлежат смежные права на совместное исполнение, а постановщик, в данном случае, является руководителем коллектива, который эти права осуществляет. 

К смежным правам режиссеров, согласно ст. 1315 ГК РФ, относятся: 

  • исключительное право на исполнение, то есть, в данном случае, на режиссуру;
  • право авторства, то есть право признаваться режиссером конкретного произведения театрального, кинематографического и иных видов искусства;
  • право на имя, то есть при тиражировании произведения в запись или в процессе его рекламы (афиши) должно быть указано имя или псевдоним;
  • право на неприкосновенность исполнения, то есть в режиссерскую постановку нельзя вносить изменения без его согласия.

Все права могут осуществляться только с соблюдением авторских прав автора изначального произведения, то есть того, которое легло в основу режиссерской работы. 

Смежные права принадлежат режиссерам по факту создания произведения и дополнительной регистрации не требуют. 

Передача интеллектуальных прав режиссера

Из всех вышеперечисленных смежных прав передано третьим лицам тем или иным путем может быть только исключительное право на произведение. Неисключительные права отторжению не подлежат, так как напрямую связаны с личностью исполнителя. 

Вариантов реализации своего исключительного права у режиссера существует несколько. 

Во-первых, он может быть штатным работником театра, киностудии, цирка и т.д. В этом случае исключительные права на созданное им произведение перейдут к работодателю по трудовому договору.

Во-вторых, режиссер может заключать лицензионные договоры и договора об отчуждении исключительных прав.

В-третьих, он может работать по договору авторского заказа. В этом случае исключительные права на произведение перейдут к заказчику после подписания акта приема-передачи.

Также исключительные права режиссера могут перейти к его наследникам по закону или по завещанию.

Защита интеллектуальных прав режиссера

Смежные права режиссеров подлежат правовой защите и охране на основании действующего законодательства. Следовательно, он может прибегнуть к судебной, досудебной (претензия) и внесудебной защите.

Нарушение смежных прав режиссеров чаще всего касается права авторства, права автора на имя и исключительных прав на произведение, в частности, при выплате вознаграждения.

Исходя из этого, самым верным для режиссеров будет прибегать к существующим способам самозащиты. Их несколько, но «предварительная подготовка» в любом случае будет единой. Режиссеру необходимо сделать запись своего произведения. В большинстве случаев речь идет о видео-записи, а в случае с радио-спектаклями и схожими произведениями об аудио. 

Потом надо выбрать один из способов самозащиты интеллектуальных прав. Можно отправить запись письмом самому себе, но в этом случае хранить ее придется, не вскрывая конверт. Есть вариант заверения у нотариуса, но в случае с видео и аудио записями он представляется сомнительным. 

Надо сказать, что все перечисленные способы защиты интеллектуальных прав не относятся к современным и эффективным. Самым прогрессивным способом самозащиты смежных прав режиссера на настоящий момент является депонирование. Практически это выглядит следующим образом. Режиссер передает запись своего произведения (спектакля, кинофильма, рекламного ролика, интернет – сюжета и т.д) специализированной организации, которая гарантирует отсутствие допуска к переданному объекту смежных прав третьих лиц, а также фиксирует время передачи. В основном это происходит в электронном виде. Такой способ внесудебной защиты, в частности, обеспечит режиссера вескими доказательствами в случае возникновения судебного спора. 

Заключение

Подводя итоги статьи, необходимо отметить, что, несмотря на описанную выше некоторую неточность, допущенную в ГК РФ, смежные с авторскими права принадлежат всем лицам, чьим творческим трудом создано произведение, которое можно отнести к режиссерской деятельности. Следовательно, на них распространяются все правили и ограничения, предусмотренные законом. 

Читайте также