Использование цитат в авторском праве

Использование цитат в авторском праве

Наше общество устроено так, что все развитие идет через общение людей, обмен идеями, мнениями, споры и авторитет. Поэтому в сфере образования, науки, техники очень важно сообщество профессионалов и изучение работ друг друга. Не обойтись сегодня без упоминания мнения одного автора в работе другого. Разберем правила и особенности цитирования. 

Что такое цитирование 

Правомерно обнародованные произведения можно использовать свободно в строго определенных случаях. Свободное пользование означает, что произведение можно использовать без разрешения автора и без выплаты ему авторского вознаграждения. Рамки и условия такого использования оговорены в законе. Помимо этих случаев, есть правила пользования произведениями с выстраиванием договорных отношений с их авторами. При использовании авторских творений, объектов охраны нормами авторского права, на них можно ссылаться, использовать частично в своих работах. Это и есть цитирование. 

Такое использование произведения одного автора в произведении другого без получения разрешения автора или правообладателя и без необходимости выплаты ему компенсации (вознаграждения) называется цитированием. 

Изначально, в советском законодательстве цитирование относилось исключительно к печатному тексту. Распространялось оно по большей части в сфере науки и образовании. Правила оформления научных работ, работ студентов и аспирантов, предполагали определенные способы применения цитат, их объем и частоту. 

На сегодняшний день цитирование далеко не ограничивается исключительно текстами. Хотя в законе и нет описания, к каким объектам авторского права применимо цитирование, судебная практика и правоприменительная практика допускает цитирование и других объектов, например, фотографий, живописи, объектов дизайна и т.д. Если при создании объекта творчества будет включена фотография при соблюдении определенных правил, это может быть признано цитированием. То же относится и к объектам живописи, аудиовизуальным произведениям, музыке, графическим объектам и т.д.

Так, например, решением Красноярского краевого суда по делу № 53-Г11-55 было принято правомерным цитирование кинофильмов – в видеоролики были ставлены фрагменты из фильмов в информационных целях с диалогами персонажей данных фильмов. Фильмы-источники были на законных основаниях обнародованы автором, их наименования и авторы были указаны. По объему же цитирования суд признал, что заимствования продолжительностью 18 секунд и 22 секунды оправданы целью цитирования (ролики носили агитационный характер) и не являются плагиатом. Таким образом, действия признаны законным использованием части аудиовизуальных произведений, которое допустимо без согласия автора или правообладателя. 

По сути, закон не ограничивает круг тех объектов, которые могут быть использованы частично в других произведениях других авторов. На все объекты, которые возможно таким образом использовать, распространяются общие правила и ограничения. 

Цитирование не ограничено местом – это не только включение чужого произведения в материальный объект, но и цитирование в сети интернет. 

Цитирование и закон об авторском праве

Есть определенные правила свободного использования чужих произведений. Законное цитирование возможно при соблюдении следующих условий: 

1) Цитируемое произведение должно быть законно обнародовано;

2) Чужое произведение используется в строго определенных целях – научных, информационных, культурных, полемических, критических, учебных (подп. 1 п. 1 ст. 1274 Гражданского кодекса);

3) При цитировании обязательно должен быть указан автор используемого произведения и источник заимствования – наименование произведения или иные его идентифицирующие признаки;

4) Объем цитирования должен быть оправдан целью. 

Заимствование возможно только в тех случаях, когда преследуются некоммерческие цели, то есть прослеживаются задачи, перечисленные в законе. Если цель – извлечение прибыли (причем не важно, получил ли автор, использующий чужое произведение, реальную прибыль или нет), то взаимоотношения между авторами должны строиться на договорах.

Если с целями и правилами оформления цитат более-менее понятно, то одним из сложных вопросов в доктрине авторского права является вопрос определения допустимого объема цитирования. Хотя в некоторых иностранных юрисдикциях есть определенность в этом вопросе – например, в английском праве ограничения на цитирование составляет определенное количество слов, а в американском праве объем ограничивается процентом от общего авторского текста. В российском законе конкретики нет, приходится исходить из оценочных суждений. Ряд авторов считают, что оправданное цитирование ограничивается той частью произведения, которая раскрывает мысль автора по определенному вопросу. 

Если при заимствовании не соблюдаются все вышеперечисленные условия и ограничения, то в этом случае речь идет о нарушении личных неимущественных прав автора и исключительных прав на произведение. Такие действия влекут последствия, предусмотренные законом, в виде гражданско-правовой, административной или даже уголовной ответственности. 

Помимо свободного использования части чужого произведения цитирование может быть и «договорным» - с разрешения автора или правообладателя и на условиях, определенных сторонами в письменном соглашении. Для договорного заимствования нет ограничений в объеме цитирования, а также в объектах – использовать по согласованию с автором можно неопубликованные, например, произведения. Вознаграждение автору или правообладателю также определяется в соглашении.  

Как правильно оформить цитирование

Если речь идет о тексте, то заимствовать отрывок чужого произведения можно двумя путями: 

  • прямое (дословное воспроизведение текста);
  • непрямое (мысль автора передается не дословно, а ее содержание описывается словами автора нового произведения, который допускает заимствование). 

Прямое цитирование оформляется, в первую очередь, по правилам письменного русского языка: отрывок берется в кавычки, даже если текст переносится частично, то не вошедшие фразы заменяются многоточием. Указание на источник (наименование произведения) и автора, как правило, делается в сносках.

Следует иметь в виду, что в научных работах правила оформления цитирования и сносок могут быть более жестко регламентированы, например, ГОСТ Р 7.0.5-2008.  

Сноски (не важно, где расположенные, в конце произведения или постранично) не являются сами по себе цитатами, как не является ими и список литературы, используемый при создании нового произведения. 

Цитирование в художественных текстах

Очень «скользкий» момент с цитированием именно в художественной литературе. Прямого запрета на цитирование в этой сфере нет, какие-то особых норм, регулирующих этот вопрос, тоже нет. Но если обратиться к правилам и ограничениям по цитированию, то нужно, чтобы заимствование было оправдано целью автора. 

И вот здесь достаточно сложно доказать, что без включения в художественный, литературный текст частей других произведений, никак было не обойтись. В этой связи издатели художественной литературы советуют не увлекаться, а по возможности, совсем исключить использование чужих произведений без фиксации условий такого действия с автором или правообладателем. 

Чего стоит остерегаться при использовании цитирования

Поскольку грань между свободным цитированием и плагиатом оценочная, стоит воздерживаться от слишком объемных цитат, это может быть признано неправомерным использованием произведения. При включении в свое произведение частей иных авторских творений стоит жестко следить за рамками возможного свободного пользования (цели, правила оформления и т.д.).

Разумеется, нельзя выдавать чужие выводы, заключения, мысли за свои собственные, это явно является плагиатом. 

Как и за иные нарушения норм авторского права ответственность может быть применена судом в виде штрафа, возмещения причиненного автору ущерба (речь идет о материальном ущербе), в том числе, возмещение морального вреда, если нарушены личные неимущественные права автора – физического лица.

Вывод. Цитирование допустимо свободно и бесплатно, если оно применяется в строго ограниченных законом рамках. При возникновении любых сомнений в допустимости заимствований, лучше оформлять использование чужих произведений соглашением или отказаться от такого использования.