Охрана товарного знака

Охрана товарного знака

Конкуренция и борьба за внимание потребителя в модели нашего общества подстегивают компании выделяться, закреплять свою узнаваемость и тем самым повышать продажи. Наличие товарного знака – важный показатель уровня развития и масштабности бизнеса. Поговорим о том, как его охранять.

Что такое товарный знак

Товарный знак (или знак обслуживания) – это определенное обозначение, которое служит в целях индивидуализации товаров и услуг организаций или предпринимателей. Это может быть изображение, словосочетание, символы на фоне или без фона, объемный объект, сочетание изображений и слов и т.д. Есть и нетрадиционные виды. Среди разнообразия видов - звуковые, цветовые, осязательные, голографические, позиционные, динамичные, объемные, жестикуляционные, обонятельные, световые и даже вкусовые обозначения. К словесным товарным знакам могут относиться имена, фамилии, географические названия. 

В статье 1482 ГК перечень критериев и характеристик для описания товарного знака не исчерпывающий, простор для фантазии автора обширный. 

Какие признаки обязательны для товарного знака

Российское законодательство установило достаточно широкие рамки критериев, по которым объект может быть признан товарным знаком. Фактически нормы права выстроены таким образом, что товарным знаком может быть любой объект, за исключением тех, которые прямо указаны в перечне статьи 1483 ГК РФ. В этой норме права перечисляются те критерии, по которым товарный знак не может быть зарегистрирован, и он достаточно обширный. 

Анализируя закон, можно прийти к выводу, что он должен обладать двумя характеристиками:

  • быть отличимым от общеупотребительных слов, словосочетаний и терминов, чтобы выполнять функцию индивидуализации;
  • быть отличимым от уже существующих, зарегистрированных и используемых в похожей категории товаров или услуг.

Регистрировать товарный знак имеет смысл, если он выполняет свою главную функцию – способность отличать товары (услуги) одного производителя от другого. Среди других функций – указание на происхождение товара, установление связи между товаром и потребителем, некая гарантия качества услуг или товаров данного производителя, реклама с целью сбыта и поиска клиентов и покупателей.

Что не может быть товарным знаком

Статья 1483 ГК РФ содержит обширный перечень обстоятельств, когда в регистрации товарного знака будет отказано. Так, не допускается регистрировать в качестве товарного знака обозначения, которые не обладают различительной способностью или состоят только из элементов, вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида. Не зарегистрируют товарный знак с элементами, характеризующими товары, которые указывают на вид, качество, количество, ценность, время, место и способ их производства и сбыта; представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров. Откажут в регистрации аморальных изображений или объектов.

Помимо перечисленного, нельзя зарегистрировать товарный знак, где используются:

  • сведения, вводящие потребителя в заблуждение, ложная информация;
  • государственная символика;
  • наименования международных организаций и их символы и др.

Как мы видим, нюансов много и толковать их достаточно сложно на практике. Вопросами регистрации товарных знаков занимаются патентные поверенные и юристы, специализирующиеся именно на данной сфере права. Многие моменты, не урегулированные напрямую законодательством, разрешает судебная практика, которая систематизирует спорные вопросы и направляет в процессе применения норм.

Методы защиты знака

Если товарный знак выполняет свои функции, и компания с его помощью занимает значимые доли рынка, имеет возможность устанавливать и регулировать цены, поддерживать спрос и интерес потребителя к товару или услуге, то такой товарный знак может иметь значительную коммерческую ценность. Именно поэтому стоит позаботиться о защите.

В целях защиты товарный знак регистрируется по желанию его обладателя (автора). Регистрирующим органом является ФГБУ «ФИПС», структурное подразделение Роспатента. Критерий местности для регистрации – один из важных, поскольку защита действует в той стране, в которой товарный знак зарегистрирован. Процедура регистрации не быстрая, занимает около 12-15 месяцев. 

Сначала подается заявка с приложением пакета документов – сама форма заявки и требуемые документы утверждены Приказом Министерства экономического развития РФ от 20 июля 2015 г. № 482. Затем проводятся экспертизы – формальная и экспертиза обозначения, в ходе которых проверяется правильность оформления заявки, полнота указанных сведений, наличие и верность оформления приложенных документов, а также наличие обстоятельств и критериев, по которым в силу закона может быть отказано в регистрации товарного знака. Формальная экспертиза проводится в течение одного месяца с даты подачи заявки. Затем, в случае положительного заключения по обеим экспертизам, заявитель оплачивает государственную пошлину, и в течение еще одного месяца производится регистрация. 

Итогом процедуры регистрации является внесение информации в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания и выдача свидетельства. Этот документ удостоверяет приоритет и исключительное право обладателя товарного знака. Сведения о зарегистрированных товарных знаках являются открытыми и публикуются в официальном издании Роспатента. 

Товарные знаки регистрируются на юридических лиц или на физических лиц со статусом индивидуальных предпринимателей или самозанятых (такую возможность для самозанятых предоставили сравнительно недавно, в 2022 году). Физические лица без статусов не могут их регистрировать (это понятно, поскольку данные средства индивидуализации имеют значение для предпринимательской деятельности и извлечения прибыли, и вести такую деятельность гражданину без соответствующей регистрации нельзя). Для юридического лица товарный знак является нематериальным активом, и зарегистрированные в установленном порядке знаки ставятся на бухгалтерский учет организации.

Сколько действует

Срок действия свидетельства, выданного Роспатентом, составляет десять лет. Его можно продлевать неограниченное число раз.

На продление подается новое заявление в Роспатент, оплачивается госпошлина. Если товарный знак не используется, то регистрацию можно аннулировать досрочно.

Что дает регистрация

Регистрация товарного знака в Роспатенте удостоверяет факт наличие такого объекта и его правовой охраны, а также наличие комплекса исключительных прав на охраняемый объект у организации или физического лица-предпринимателя. Это значит, что обладатель знака вправе использовать его в своей деятельности любым законным образом – размещать на товарах, на бланках, в рекламных кампаниях, использовать его в доменном имени и на своих сайтах.

Регистрация позволяет расценивать товарный знак как актив, совершать с ним сделки (заключать договоры отчуждения, пользования и т.д.), использовать его как имиджевую составляющую при общей оценке компании (ее статуса). Так, например, если в отношении незарегистрированного товарного знака сторонами подписан лицензионный договор, то судебная практика признает его незаключенным (см. постановление ФАС МО от 14.05.2010 по делу № А40-131747/09-110-922).

Означает ли это, что если знак зарегистрирован, то права на него не нарушаются? Нет. Любые права могут быть нарушены, однако защитить их, получить справедливую компенсацию и наказать нарушителя по закону можно только в отношении объектов, которые охраняются в силу закона. И именно регистрация делает эти изображения, средства индивидуализации товарными знаками -охраняемыми объектами промышленной собственности. 

Означает ли отсутствие регистрации невозможность пользоваться разработанным изображением или иным объектом? Нет, компания вправе использовать любые, не запрещенные законом, средства индивидуализации и предметы своего имиджа и бренда. Однако защищать свои права при отсутствии регистрации, в случае если конкуренты будут использовать эти же или аналогичные знаки отличия, будет проблематично. Ведь отсутствие регистрации означает отсутствие доказательств приоритета создания и принадлежности права на эти объекты определенному юридическому или физическому лицу. 

Как еще можно защитить знак отличия

В бизнесе можно использовать различные элементы бренда и имиджа – не все изображения будут являться товарными знаками. Такие элементы можно защитить через механизмы защиты произведений в рамках авторского права. Например, компания вправе использовать логотип, не регистрируя его как товарный знак, но может быть при этом правообладателем этого произведения (изображения логотипа), которое подлежит защите нормами авторского права. 

Авторское право защищает права автора с момента создания произведения в материальной форме, а правообладателя – с момента приобретения этих прав по любому законному основанию (сделка, наследование). Проблема с объектами авторских прав в том, что в случае нарушения доказывать авторство придется самостоятельно. Документа о праве, аналогичного свидетельству на товарный знак, нет. 

Однако, тут на помощь приходит возможность добровольной регистрации авторских прав и депонирование объектов. Так, логотип можно депонировать в специализированном реестре, зафиксировав приоритет создания, указав в реестре его подробное описание, авторов, объем прав. Тем самым правообладатель или автор обеспечит себя доказательствами правомерности использования логотипа и прав на такое произведение. При нарушении прав реестр выдаст документы для досудебного или судебного урегулирования споров, они имеют силу письменных доказательств по нормам процессуального права РФ.

Защита прав обладателя товарного знака 

При незаконном использовании товарного знака у правообладателя есть арсенал средств, поименованных в статье 1252 ГК РФ. Потерпевшая сторона может потребовать:

  • признать право;
  • пресечь действия, нарушающие право или создающие угрозу его нарушения;
  • возместить убытки;
  • изъять контрафактный материальный носитель;
  • опубликовать решение суда о нарушении прав с указанием законного правообладателя.

Реализовать эти права обладатель товарного знака может как в досудебном порядке, так и в суде. 

Досудебное разрешение арбитражных споров 

Любые недоразумения и посягательства на права в первую очередь компании и предприниматели стараются решить мирно, без обращения в суд. Как правило, досудебное урегулирование выражается в направлении претензии в адрес стороны, которая, по мнению потерпевшего, нарушила закон. В претензии указываются обстоятельства нарушения, доказательства этого факта, доказательства законных прав обладателя товарного знака или логотипа, а также указывается, что именно требует потерпевший. Для ответа на претензию предоставляется определенный срок. 

Результативность досудебного урегулирования конфликта зависит от обстоятельств и весомости доказательств факта нарушения и доказательств наличия права на товарный знак или логотип. Положительную роль может сыграть и расчет причиненных убытков.

Защита товарного знака в суде

Если в установленный срок для ответа на претензию никакой реакции от нарушителя не последовало, либо конфликт остался неурегулированным, разрешать его придется в суде. Этот путь намного длительнее и затратнее по финансовым расходам, поскольку предполагает судебные издержки (оплата экспертиз, представителя-адвоката, гос. пошлины и т.д.).

Суд возбуждает производство на основании искового заявления потерпевшего, где необходимо указать все обстоятельства и доказательства того, на что ссылается истец. В исковом заявлении придется подробно изложить, по каким критериям истец считает, что использование третьим лицом его товарного знака является нарушением его прав – доказать, что потребитель ассоциирует его знак отличия со знаком ответчика, например.

В суд чаще всего обращаются с исковым заявлением о возмещении ущерба, причиненного незаконным использованием средства индивидуализации. Ущерб рассчитывается истцом и складывается из прямых убытков (реальных финансовых потерь истца), а также неполученной прибыли. Расчет должен быть приложен к исковому заявлению. 

Однако не во всех случаях можно рассчитать причиненный ущерб от такого рода нарушений. Оценить урон репутации или подсчитать, сколько реализовано по факту контрафактной продукции нарушителем иногда невозможно. Тогда средством восстановления нарушенного права истца является компенсация. 

Как посчитать компенсацию за незаконное использование товарного знака

Альтернативой возмещению ущерба потерпевшему через суд является взыскание компенсации. 

Потребовать ее можно в следующих размерах:

1) от десяти тысяч до пяти миллионов рублей (здесь суммы зависят от того, при каких обстоятельствах состоялось нарушение, его характер, последствия, умысел и т.д.);

2) в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак;

3) в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.

Вышеуказанных компенсаций можно требовать по каждому отдельному случаю нарушения, либо в целом за факт нарушения. Право выбора здесь предоставлено истцу. 

Все эти меры – взыскание ущерба или компенсации, признание права – призваны возместить потери потерпевшей стороне конфликта. Однако есть и меры, целью которых является наказание правонарушителя. Оно может быть административным или уголовным.