Что такое секрет производства (ноу-хау) с точки зрения международного законодательства?

Понятие «ноу-хау» впервые было использовано в судебной практике Великобритании, в знаменитой фразе «to know how to do it» — «знать, как это сделать».  Достаточно быстро его переняли суды Соединенных Штатов. Впервые это определение получило свое применение в деле «Дизенд против Д. Брауна» в 1916 году.

Конвенция, которая была подписана в Париже чуть позже, вообще не затрагивала такое понятие – ноу-хау (секрет производства), а значит, не считала его частью промышленной собственности. Но уже, в 1974 году в Мельбурне в ходе работы AIPPI – Международной ассоциации по защите промышленной собственности, страны-участницы подписались под резолюцией, которая рекомендовала внесение изменений в Парижскую конвенцию, в том числе по защите и охране ноу-хау (секретов производства), предложив определение самого понятия:

«Ноу-хау (секрет производства) состоит из знания и опыта технической, коммерческой, административной, финансовой или другой сущности, которая практически применяется в производстве или профессиональной деятельности».

Дальнейшая судебная практика и правовая доктрина наполнила содержание термина, а также развила его. Так в комментариях по судебной практике за 1939 год (Restatement (First) of Torts) отмечается: «секрет производства (ноу-хау) может состоять из любой формулы, образца, устройства или компиляции информации, используемой в чьем-либо бизнесе и предоставляющей ему возможность получения преимущества над конкурентами, которые его не знают или не используют. Это может быть формула химического вещества, технология обработки или список потребителей». 

В Соглашении ТРИПС, в свою очередь, очень внимательно отнеслись к проблеме охраны ноу-хау (секрета производства) и посвятили объемный раздел закрытой информации (undis closed information), которая должна соответствовать нескольким критериям:

  • должна быть секретной и неизвестной широкому кругу лиц;
  • представлять определенную ценность с коммерческой точки зрения;
  • должны быть предприняты определенные усилия для сохранения ее конфиденциальности.

Данный документ вводит запрет на получение секретной информации методами, которые противоречат принятой честной деловой практике. К подобным практикам обычно относят: нарушение любого из пунктов подписанного договора, пренебрежение вопросами конфиденциальности, принуждение к подобного рода нарушениям. Для защиты правообладателей ноу-хау (секретов производства) от различного рода нарушений (организации промышленного шпионажа, шантажа или подкупа работников компании, не исполнение обязательств, прописанных в договоре и прочее) могут быть применены разные варианты защиты. Это могут быть меры, используемые в уголовной, административной или гражданской практике для вынесения наказания по делам подобного рода.

ЕС (Европейский Союз) не имеет строгих стандартов в отношении охраны ноу-хау (секретов производства). В 2011 году комиссия ЕС дала поручение организации Hogan Lovells International LLP составить отчет, представляющий картину национального законодательного регулирования таких вопросов. Он мог бы стать основой для возможного дальнейшего урегулирования идентичных вопросов в едином, эффективном для всех стран-членов ЕС ключе. Отчет стал бы своеобразной точкой опоры, которая позволит оттолкнуться от нее для разработки единых правовых документов. В январе 2012 года подробный отчет был составлен и опубликован. Он показал, что существуют достаточно сильные противоречия в решении вопросов охраны ноу-хау (секрета производства). В первую очередь, столь разный подход к проблеме был обусловлен тем, что государства по разному подходили к самому понятию «Ноу-хау» («секрет производства»). Большинство стран вообще не рассматривают его в качестве интеллектуальной собственности.

Часть стран (Нидерланды, Италия, Франция) в основе правовой борьбы с проявлениями недобросовестной конкуренции рассматривают общие положения гражданского права, действующего на территории своих стран, и предусматривают ответственность за гражданский деликт. Другие государства (Швейцария, Япония, ФРГ) в системе правовых норм имеют специальные законодательные инструменты, которые жестко регулируют случаи проявления недобросовестной конкуренции, и по каждому конкретному ее проявлению предусмотрено соответствующее наказание. В третьих странах (Англия) предполагается охрана, которая зиждется на общих положениях гражданского права и отдельных законодательных актах о честной конкуренции, процессах продажи и приобретения интеллектуальной собственности и т.д.

Германия, в защите и охране прав на ноу-хау (секретов производства), опирается на § 21 Закона о недобросовестной конкуренции, который рассматривает незащищенные основными правовыми нормами государства результаты деятельности изобретателей, конструкторов, инженеров и прочие улучшающие технологию самого процесса изобретательства. Данный параграф распространяется не только на закрепленную в письменном виде информацию, но и на весь производственный процесс организации, включая определенный опыт работников определенного предприятия.

Соединенные Штаты опираются на принятый в 1979 году Единообразный закон о торговых секретах (Uniform Trade Secrets Act).

Этот документ рассматривает торговый секрет, в виде информации, относящейся к областям научных изысканий, коммерции, финансов, техники, определенных экономических данных (включая модели, чертежи, программы, формулы, идеи, прототипы, методики, технологии, процедуры или коды, архивирующиеся любым способом, но, не сводя все только к перечисленным пунктам). Информация должна соответствовать следующим критериям:

  • Иметь собственную коммерческую ценность в данный момент, либо в обозримом будущем. Ценность не должна являться достоянием широких масс, для ее получения необходимо приложить ряд усилий, но в конечном итоге она сулит ряд выгод ее обладателю при ее использовании, либо раскрытии.
  • Являться предметом определенных усилий для сохранения ее секретности. Сам размер принимаемых мер по ее охране определяется рядом обстоятельств, которые в первую очередь опираются на принцип разумности и адекватности. Судебные инстанции подробно изучают технические моменты, которые были использованы при организации охраны секретной информации. Большое внимание уделяется внутренней политике организации, касающейся обмена информацией с третьими лицами.