Каким условиям должны соответствовать секреты производства (ноу-хау), чтобы получить правовую охрану?

Ноу-хау (секрет производства) с точки зрения действия правового режима имеет определенные отличия от других объектов, которые, в том числе охраняет законодательство, включая объекты патентного права.

Например, в законодательстве РФ при установлении правового режима охраны изобретений, полезных моделей и промышленных образцов законодатель четко определяет объект охраны, выделяя из массы сведений те данные, в отношении которых может возникнуть исключительное право.

Закрепляя правовой режим ноу-хау (секретов производства), законодатель не дает конкретный перечень данных, которые могут получить охрану. 

Секреты производства (ноу-хау), получающие правовую защиту, и считающиеся тем ноу-хау, которые действительно дают организации ряд преимуществ над конкурентами, экономя временные, материальные и людские ресурсы, это:

  • Технические знания, позволяющие выпускать продукцию и при этом получать определенную коммерческую прибыль. К ним относятся: рационализаторские нововведения, информация о материалах и устройствах, а также сведения о самом производственном или бизнес-процессе.
  • Коммерческая информация, которая включает в себя сведения о сбыте, сырьевых рынках продуктов и материалов.
  • Информация об оптимизации производственных процессов на всех этапах.
  • Для того чтобы определенные сведения можно было отнести к секретам производства (ноу-хау), они должны соответствовать нескольким параметрам:
  • Иметь реальную или потенциальную ценность, так как о них ничего не известно, третьим лицам. На практике, если данные сведения становятся доступными ряду лиц, кроме обладателя (служащим или контрагентам), они не теряют статус секретности и по-прежнему, являются объектами охраны, в качестве ноу-хау (секретов производства). Когда подобный секрет известен только узкому кругу лиц, это дает возможность его обладателю, получить преимущества и занять главенствующее положение в определенном рыночном сегменте. В этом и заключается суть коммерческой ценности подобного рода секретов.
  • К ноу-хау нет свободного доступа на законном основании. Если какие-либо лица были допущены к информации, являющейся коммерческой тайной, то они обязаны сохранять всю полученную информацию в секрете и не передавать ее третьим лицам.
  • Лицу, которое обладает сведениями, являющимися конфиденциальными, необходимо установить по отношению к ним режим секретности (коммерческой тайны). Для этого необходимо предпринять ряд мер. 

К ним относятся: 

а) определение объекта охраны, с пониманием списка и качественного состава данных, которые являются ноу-хау (секретами производства) и подлежат охране;

б) подобная информация фиксируется на материальных носителях с грифом «коммерческая тайна», в том числе с надписью о владельце информации.