Что такое общеизвестный товарный знак?

Товарный знак, по решению, вынесенному Роспатентом может признаваться общеизвестным товарным знаком в пределах границ Российской Федерации, если этот товарный знак подлежит охране в пределах границ Российской Федерации на основе факта его государственной регистрации или согласно международным договоренностям, либо обозначение, применяемое в виде товарного знака, но не обладающее правовой охраной на территории России. При этом необходимо соблюдение еще одного условия – товарный знак или его обозначение из-за интенсивного применения должны быть широко известны в Российской Федерации среди определенного круга потребителей, такое условие касается товаров заявителя на указанную в заявлении дату. По заявлению данного заявителя производится процедура признания применяемого им товарного знака или обозначения, используемого в качестве товарного знака общеизвестным на территории Российской Федерации товарным знаком.

Такой статус «общеизвестного» предоставляет правообладателю два неоспоримых достоинства, это:

  • срок действия права на общеизвестный товарный знак не ограничен, при этом охрана действует также на неоднородные товары, если применение другим лицом данного товарного знака будет вызывать ассоциации у потребителей с владельцем права на общеизвестный товарный знак и может каким-то образом нарушить законные интересы правообладателя;
  • приоритет на товарный знак имеющий статус общеизвестного может быть установлен до даты выдачи Свидетельства Роспатентом.

Статус общеизвестного может получить товарный знак, который долгое время применяется в качестве товарного знака, но не имел право на охрану на территории РФ.

Защищаются общеизвестные товарные знаки в Российской Федерации на основании норм национальных законодательных актов – Гражданского кодекса, а именно части 4, также нормативной документации Роспатента, кроме национального уровня существует международные соглашения защищающие товарные знаки – Конвенция по охране промышленной собственности (ст. 6.bis), Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPS).

Алгоритм проведения всех процедур, касающихся правовой охраны по общеизвестному товарному знаку отражен в Правилах признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации, которые утверждены Приказом Роспатента, датированным 17 марта 2000 г. № 38.

Алгоритм проведения включает в себя несколько этапов:

1. Подача заявления в Роспатент, с предоставлением данных, документально подтверждающих общеизвестность товарного знака и оплату пошлины.

2. Уведомление о приеме заявления к рассмотрению, проверка по формальным признакам.

3. Процесс рассмотрения в ходе заседания Экспертной комиссии без присутствия заявителя.

4. По итогам Заключения Экспертной комиссии принимается решение.

5. Внесение данных в Перечень общеизвестных в России товарных знаков.

6. Выдача свидетельства о признании общеизвестным.

7. Публикация данных, относящихся к торговому знаку в официальном бюллетене.