В чем различия между товарным знаком и коммерческим обозначением?

Коммерческое обозначение используется для выделения юридического лица  из множества других, товарный знак применяется для того, чтобы выделить определенный товар или услугу 

Товарный знак (ТЗ) обязательно нужно регистрировать с получением свидетельства в уполномоченном органе государственной власти. Стоит учесть, что регистрация товарного знака требует больших финансовых и временных затрат. При этом свой потенциал он может полностью выработать еще до получения свидетельства о собственности.

Для коммерческого обозначения (КО) не нужно получать государственную регистрацию, а также оно:

  • не может являться фирменным наименованием;
  • может не включаться в учредительные документы компании;
  • может применяться для индивидуализации одной или ряда организаций;
  • может использоваться в качестве указания на вывесках, бланках, в счетах и на любых других документах, в объявлениях, рекламе, наносится на товар или упаковку (ст. 1539 ГК РФ).

Существует ряд ограничений, это:

  • одновременное применение возможно только для одного коммерческого обозначения (статья 1538 ГК РФ);
  • в соответствии со ст. 1539 ГК РФ «употребление коммерческого обозначения правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории» – такое определение означает, что имеется ограничение по использованию коммерческого обозначения за границами местности, в которой работает юридическое лицо или ИП. Подтвердить известность можно различными способами – рекламными компаниями, подписанием договоров с контрагентами, осуществлением продаж в пределах данной местности;
  • исключительное право на коммерческое обозначение может перейти к другому правообладателю только вместе с компанией, для указания которой оно применяется. В случае, когда коммерческое обозначение используется собственником прав на него для индивидуализации сразу нескольких компаний, переход такого исключительного права вместе с одной из компаний лишает владельца прав на данное коммерческое обозначение для индивидуализации других его компаний (ст. 1539 ГК РФ);
  • владелец права на коммерческое обозначение может отказаться от своего права и предоставить его другому лицу, заключив договор аренды организации, руководствуясь ст. 656 ГК РФ, или договор коммерческой концессии, в соответствии со ст. 1027 ГК РФ;
  • если в течение одного года владелец права на коммерческое обозначение не использует его непрерывно, то исключительное право на него аннулируется (ст. 1540 ГК РФ).

Кратко сравнительный анализ двух понятий дан в таблице.

Коммерческое обозначение Товарный знак

нет необходимости в государственной регистрации

подлежит обязательной регистрации в Роспатенте

используется только в пределах местности, где осуществляет свою деятельность конкретная компания

действует на территории, где была произведена его регистрация

если коммерческое обозначение не применялось более года, то исключительное право на него прекращает свое действие

нет ограничения по времени его не использования, угроза потери права на него не распространяется

для указания компании можно применять только одно коммерческое обозначение

никаких ограничений по количеству используемых товарных знаков нет

продажа осуществляется только вместе с компанией

продать можно вне зависимости от компании

если неисключительное право на коммерческое обозначение передается третьему лицу, то владелец исключительных прав не имеет право его применять

если неисключительное право на товарный знак передается третей стороне, то применение его владельцем исключительных прав не прекращается 

право использования можно передать оформив договор аренды компании, или договор коммерческой концессии

после оформления лицензионного договора передается неисключительное право на товарный знак

при продаже организации коммерческое обозначение передается новому владельцу, вместе со всей организацией

владелец товарного знака имеет право оставить его себе, при продаже принадлежащей ему организации, но только если это устраивает покупателя