В чем разница между фирменным наименованием и коммерческим обозначением?

Фирменное наименование – это название предприятия, указанное и закрепленное в учредительных документах данной организации. Первоначально такое же название указывается в заявлении на официальную регистрацию юридического лица. Такое название может быть полным или быть представленным в сокращенной версии. Допустим, полное название – это «Закрытое акционерное общество «Кафель». Сокращенная версия – «ЗАО «Кафель». Есть ограничение – фирменным наименованием могут обладать только юридические лица, осуществляющие коммерческую деятельность. По понятным основаниям индивидуальный предприниматель не обладает фирменным наименованием.

Коммерческое обозначение применяется как инструмент для индивидуализации компании и не может быть включено в учредительные документы. Им могут владеть юридические лица (вместе с фирменным наименованием) и индивидуальные предприниматели. 

Для примера, зачастую согласно документам, осуществляет хозяйственную деятельность ИП Петров, либо ООО «Сирень», но на вывеске принадлежащих им помещений будет написано другое название. Это и будет являться коммерческим обозначением.

Из всего вышесказанного следует, что фирменное наименование на практике применяется в отношениях с другими субъектами, осуществляющими хозяйственную деятельность и с органами власти. В то же время коммерческое обозначение необходимо по большей части потребителям. Любое юридическое лицо должно иметь фирменное наименование. При этом применять или нет коммерческое обозначение решает руководитель каждого конкретного предприятия.

В рамках получения государственной регистрации юридическому лицу принадлежит исключительное право применения наименования предприятия. При этом применять фирменное наименование разрешается любым способом, главное, чтобы это не шло вразрез с действующими законами – можно создавать вывески, фирменные бланки, наносить на любую документацию компании, на товары, использовать в рекламных объявлениях, наносить на логотипы и так далее.

Необходимо соблюсти два условия, для того чтобы исключительное право на коммерческое обозначение считалось возникшим:

  • коммерческое обозначение должно иметь достаточное количество отличительных черт;
  • использование данного обозначения должно быть широко известно в пределах, ограниченных определенной территорией.

Статья 1539 ГК РФ определяет следующее:

1. Владелец исключительного права на применение коммерческого обозначения может использовать его в виде инструмента индивидуализации для принадлежащей ему организации любым законным способом (исключительное право на коммерческое обозначение), включая указание коммерческого обозначения на вывесках, фирменных бланках, в счетах, на различной документации, в рекламных объявлениях, нанося обозначение на товар или его упаковку, для различных целей в сети Internet, но только если данное обозначение имеет достаточное количество отличительных черт и его использование правообладателем для индивидуализации своей организации широко известно в пределах, ограниченных определенной территорией.

2. Законом запрещено применять коммерческое обозначение, которое может ввести в заблуждение потребителя, относительно принадлежности компании конкретному владельцу, в частности обозначение, схожее до стадии смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или коммерческим обозначением, которое защищено исключительным правом, при этом такое коммерческое обозначение принадлежит другому лицу, имеющему соответствующее исключительное право, возникшее ранее.

3. Если были нарушены правила, указанные в пункте 2 данной статьи, то лицо допустившее такое правонарушение обязано по требованию правообладателя полностью прекратить любое применение коммерческого обозначения и произвести возмещение понесенных убытков правообладателем.

4. Исключительное право на коммерческое обозначение переходит к третьей стороне только вместе с предприятием, для индивидуализации которого применяется данное конкретное коммерческое обозначение. Такая передача прав вместе с предприятием осуществляется в рамках договора, по универсальному правопреемству и по другим основаниям, установленным действующим законодательством.

В случаях, когда коммерческое обозначение применяется правообладателем для индивидуализации сразу нескольких организаций, то переход к другому лицу такого исключительного права на коммерческое обозначение вместе с одной организацией полностью аннулирует право использования данного коммерческого обозначения у правообладателя для индивидуализации других организаций все еще находящихся у него в собственности.

5. Правообладатель имеет законную возможность предоставлять другому лицу право на применение принадлежащего ему коммерческого обозначения в порядке и на условиях, которые указываются в договоре аренды предприятия, в соответствии со статьей 656, либо в договоре коммерческой концессии, в соответствии со статьей 1027.

Статья 1476 ГК РФ указывает следующее:

1. Правообладатель имеет право использовать фирменное наименование целиком или его отдельные компоненты в составе коммерческого обозначения, которое также находится в его собственности. Фирменное наименование обладает независимым правом на охрану отдельно от охраны коммерческого обозначения.

2. Правообладатель имеет право использовать фирменное наименование целиком или его отдельные компоненты в товарном знаке и знаке обслуживания, которые также находятся в его собственности. Фирменное наименование обладает независимым правом на охрану отдельно от охраны товарного знака или знака обслуживания.

В статье 1541 ГК РФ сказано следующее:

1. Независимо от исключительного права на фирменное наименование, возникает и действует исключительное право на коммерческое обозначение, включая фирменное наименование правообладателя и его отдельные компоненты.

2. В товарный знак, находящийся в собственности правообладателя может быть включено коммерческое обозначение, либо его отдельные компоненты. При этом такое, коммерческое обозначение, ставшее частью товарного знака, обладает независимым правом на охрану, вне зависимости от самого товарного знака.