Права смежные с авторскими

Права смежные с авторскими

Смежные права переплетены с авторскими, они помогают авторам представить их творчество людям и распространить его. Песня из плейлиста, отрывок из подкаста, передача, которую транслирует канал по телевизору, — все это права, смежные с авторскими. Их статус регулируется положениями статей главы 71 ГК РФ. Возникают в двух случаях:

1. Когда своим действием исполнитель знакомит публику с объектом: песней, книгой, театральной постановкой. Он тоже вкладывает часть творчества в свою работу, как и автор первоначального произведения. Смежное право возникнет и при исполнении фольклора, хотя последний не защищен законодательством.

2. Когда лицо создает результат интеллектуальной деятельности, но в большей степени использует технические средства, организационные способности и деньги, а не творчество.

На них действует принцип автоматической охраны: возникают с момента фиксации в материальной форме. Нигде не регистрируются и не требуют соблюдения других формальностей. Таким образом, зарегистрировать их нельзя.

Если правообладатель использует для исполнения первоначальный авторский объект, то он обязан соблюдать его права. Например, на исполнение песни нужно получить согласие у ее владельца.

При этом охрана смежных прав действует независимо от наличия авторских. Когда произведение переходит в разряд народного достояния, оно не охраняется, но смежные на него распространяются.

Объекты смежных прав

Объекты смежных прав — это результаты интеллектуальной деятельности. Их выделяют в отдельную группу из-за особенности создания: производители вкладывают в них не творчество, а инвестиции. Существует 5 объектов:

1. Исполнение — результат выступления артиста. Так произведения представляют публике, будь то пьеса, музыкальный номер, устное народное творчество или танец. Само исполнение — творческая деятельность, не выражена в материальной форме. Поэтому закон требует их фиксацию на носителе. Исключение — постановка в живом исполнении (спектакль), если зрители узнают ее независимо от актерского состава.

2. Фонограмма — только звуковая запись исполнений, звуков или их отображений. Производитель фиксирует звуки на любом носителе, и при помощи технических средств они преобразовываются в акустическую форму. Так они становятся доступными слушателю.

3. Сообщения передач эфирного и кабельного вещания. ГК РФ не содержит указания, что понимается под сообщениями. В данном случае права, смежные с авторскими, охраняют сигнал, который передается вещательными организациями, а не программу. Это значит, что возникает этот объект с сообщения передачи в эфир или по кабелю (трансляции), а не с момента создания такой программы.

4. База данных — единая система хранения данных, которые упорядочены конкретным способом, найти информацию в ней можно только с помощью компьютера. Особенность в том, что ее охраняют как авторское (форма и структура базы), так и смежное (само содержание).

5. Публикации, обнародованные после перехода произведений науки, литературы и искусства в общественное достояние. Цель — обнародовать старые и неизвестные творения. Существуют условия для охраны: работа выражена в объективной форме (например, текст), создана творческими усилиями автора, не известна ранее широкой аудитории, перешла в общественное достояние и стала публичной правомерно, на законных основаниях. Подробнее об общественном достоянии написано здесь.

Субъекты смежных прав

1. Исполнитель — тот, кто поет, играет, танцует или иным образом представляет публике авторское произведение или результат народного творчества, или в художественной форме участвует в его создании. Это всегда человек: артист-исполнитель, дирижер и режиссер-постановщик. Они проявляют в исполнении личный творческий вклад. Поэтому в содержание таких прав исполнителей входят личные неимущественные смежные права.

2. Изготовитель фонограммы — физическое или юридическое лицо, которое первым записывает звуки исполнения или природы, голоса и другие. Считают, что его творческий вклад минимален: для записи производитель использует лишь специальные знания и оборудование — право авторства не возникает. Для обозначения, что он обладатель фонограммы, он может указывать имя или наименование на ее экземплярах — знак охраны.

3. Организация эфирного или кабельного вещания — только юридическое лицо. Она должна соблюдать Закон РФ «О средствах массовой информации», и соответствовать определенным требованиям: вещать по кабелю или в эфир своими силами или с помощью третьих лиц, и получить лицензию.

4. Изготовитель баз данных — физическое или юридическое лицо, своим трудом собирает, обрабатывает и располагает материалы. Права изготовителя базы данных у него появляются, если он вложил значительные инвестиции в создание такого объекта.

5. Публикатор произведения — только физическое лицо, правомерно обнародовало или организовало обнародование неизвестных трудов науки, литературы, искусства. Его цель — находить необнародованные книги, публикации и таким образом знакомить аудиторию с объектами, имеющими культурную ценность.

Виды смежных прав

На результаты интеллектуальной деятельности, к которым относятся объекты смежных прав, признаются интеллектуальные права. Они состоят из трех групп:

1. Исключительное право — с его помощью субъекты смежных прав используют произведение любым способом и получают за это вознаграждение. Оно возникает на все рассматриваемые объекты, раскрывает способы их использования, передается другим лицам.

2. Личные неимущественные права — связанные с личностью автора, неотчуждаемы, и могут принадлежать только физическим лицам. Так, правом на авторство, на имя, на неприкосновенность исполнения обладают только исполнители и режиссеры-постановщики.

3. Иные смежные права. К ним относят право публикатора произведения, производителя фонограммы, создателя базы данных и вещательной организации указывать имя или наименование на своих работах.  Его нельзя передать, и в большинстве случаев оно принадлежит юридическим лицам.

Срок действия смежных прав

Личные неимущественные права исполнителей охраняются бессрочно и действует до дня смерти. 

У остальных — охрана этого права не зависит от продолжительности жизни первоначального обладателя. Для субъекта каждого он разный:

  • Срок охраны смежных прав на исполнение — в течение всей жизни артиста, но не менее 50 лет. Начинается со следующего за годом, когда было одно из событий: первоначальное исполнение, запись исполнения или сообщение ее в эфир.
  • Исключительное право на фонограмму действует 50 лет, начиная со следующего года, в котором сделана запись. Главное — должна быть обнародована в течение 50 лет после фиксации в объективной форме.
  • Смежное исключительное право на сообщения радио- и телепрограмм действует в течение 50 лет с момента передачи такого сообщения в эфир.
  • Права изготовителя базы данных действуют 15 лет с даты производства или ее обнародования. Если не показана публике в год создания, то действуют в течение 15 лет при условии обнародования в 15-летний срок с момента ее разработки.
  • Действие исключительного права публикатора — 25 лет, начиная с года, следующего за годом обнародования произведения.

Если сложно разобраться с многообразием сроков, то юрист всегда в этом поможет.

Международная охрана смежных прав

Основополагающие нормы сформулированы в важных международных договорах:

  • Международная конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция), принята в 1961 году. Это первый международный документ, который установил понятие смежных прав и их защиту.
  • В 1994 году участники Всемирной Торговой Организации разработали Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности или Соглашение ТРИПС. Его цель — упростить торговлю объектами интеллектуальной собственности, в том числе, и смежными правами. Раскрывает важные механизмы защиты: возмещение убытков, изъятие контрафакта таможенными органами.
  • Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) в 1996 году подготовила два договора. В Договоре ВОИС по исполнениям и фонограммам (ДИФ) выделены личные неимущественные права исполнителя, право быть признанным в качестве исполнителя и на защиту репутации. Договор ВОИС по авторскому праву (ДИП) посвящен охране произведений и прав авторов в цифровой среде.
  • Пекинский договор по аудиовизуальным исполнениям (ПДАИ) от 2012 года. Актуализирует систему охраны прав певцов, актеров и танцоров на аудиовизуальные произведения, установленную Римской конвенцией. 

Россия участвует в вышеперечисленных договорах. Значит, что отечественные правообладатели получают защиту за рубежом, и в то же время права иностранных исполнителей охраняются на нашей территории.

Защита смежных прав

С помощью Интернета и цифровых устройств пользователи легко копируют и делятся информацией, в том числе, фонограммами, материалами из баз данных.

Чтобы не допускать нарушения, государством установлены защитные механизмы:

  • Обеспечительные меры. Субъекты рассматриваемых прав в случае нарушения направляют претензию в адрес владельца сайта или его администратора. Если в течение 24 часов контент не удаляют, то такой сайт блокирует Роскомнадзор на основании постановления Мосгорсуда.
  • Гражданско-правовые средства защиты. Правообладатель с помощью суда восстанавливает нарушенные права, компенсирует убытки и предотвращает повторные нарушения в будущем.
  • Уголовные санкции. Их используют для наказания нарушителей, которые совершают преступления тяжкого характера, например, пиратство в  коммерческих масштабах. За них предусмотрены штрафы до пятисот тысяч рублей, а также лишение свободы.
  • Меры, принимаемые на границе. Для охраны таких прав, обладатель может обратиться в пограничные органы. Так он сдерживает распространение незаконных товаров в коммерческом обороте и выигрывает время для защиты в суде.
  • Технические методы защиты. Это специальные системы, не допускающие копирование или управляющие им. Они исключают тиражирование или сильно снижают качество копий — их невозможно использовать.
  • Превентивные меры. Действенный способ избежать нарушения — депонирование. Метод добровольной регистрации в системе COPYTRUST снижает риск использования объекта без разрешения и обеспечивает надежным средством доказывания. Владелец произведения фиксируется в цифровом виде. Такую зашифрованную информацию нельзя изменить, а сама запись удостоверяет существование произведения в конкретный момент времени.

Способов защиты много, однако каждый из них имеет свои нюансы, и чтобы получить нужный результат, лучше взаимодействовать с юристами. С профессионалами проще решить вопросы, какую политику взаимодействия с нарушителем выбрать, зафиксировать факт нарушения, подсчитать размеры возможных выплат и обеспечить адекватное применение мер ответственности. Судебный спор и вовсе не обойдется без профессионального представителя. 

 

Читайте также