2021-08-03
2507 просмотра (ов)
Авторское право, как отдельная сфера юриспруденции, стала осознанной необходимостью для общества в связи с постоянным развитием искусства и науки.
Изначально законы защищали только те отношения, которые касались вещей, а не интеллектуальной собственности. Права создателей художественных, архитектурных и литературных творений сводились лишь к праву владения оригиналом творческой работы, выраженным в материальном виде (статуя, рукопись, картина и т.д.).
История авторского права как отрасли, отделенной от «вещного», связана с развитием печатного ремесла, которое позволило создавать многочисленные копии письменных документов. При торговле книгами тот, кто создал ее текст, не был участником сделки купли-продажи и оставался «в стороне», что обусловило необходимость защиты авторских прав.
На европейском пространстве появился первый нормативный акт, который закрепил возможность воспроизведения и распространения рукописей за их создателями - Статут королевы Анны, принятый в Англии 10 апреля 1710 г.
Принятие Статута стало немаловажным этапом для защиты авторских прав как общемирового явления. Он установил 14-летний срок действия авторского права и давал возможность продлить его на тот же срок. В это время только сам создатель работы и издатели, получившие от него лицензию, могли публиковать рукописи. Позже работа попадала в общественное достояние.
Также впервые в истории авторского права была закреплена необходимость зарегистрировать работу до ее публикации в специальном перечне и передать обязательный экземпляр в уполномоченные государством библиотеки (в большинстве стран подобные нормы дошли и до наших дней).
Позже Статут был сменен Законом об авторском праве 1842 г., согласно которому создателю принадлежали материалы, вышедшие при жизни, и его имя не отчуждалось спустя 7 лет после его смерти.
Законом регламентировалась и ответственность за незаконное присваивание чужого творческого труда.
Еще более обстоятельно к вопросу защиты авторских прав подошли разработчики Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. Претерпевшая ряд изменений за 135 лет, она до сих пор остается ключевым источником стандартов защиты авторских прав для стран-участников Конвенции (на 2020 год - 179 государств).
Базовые принципы Конвенции:
Страны-участники обязаны предоставлять создателям произведений и исключительные права:
С момента появления печатного станка издательское дело оставалось государственной монополией. Почти весь этот период истории авторское право в России подчинялось специальным ведомствам по делам печати.
Только в 1828 г., когда в Цензурный устав было включено "Положение о правах сочинителей", за создателями была закреплена возможность самостоятельно публиковать свои работы.
В 1830 г. принят отдельный Закон «О правах сочинителей, переводчиков и издателей», которым авторские права, по сути, признавались правами собственности.
Серьезным шагом к либерализации этой сферы стало принятие в 1911 г. Закона об авторском праве, за основу которого были взяты законы Германии, а также фрагменты Бернской конвенции.
В частности, впервые в российской истории авторского права появилось понятие «издательского договора» - соглашения о передаче произведения, по которому издатель обязуется издать или переиздать чью-либо работу. Важным отличием от аналогичных европейских законов об авторском праве была свобода перевода — любой текст мог быть без запретов или без получения разрешений переведен с русского языка на любой другой язык.
«Основы авторского права» от 16 мая 1928 г. признавали за создателями творческих работ права на эти работы в течение всей жизни, а также их переход к наследникам на 15-летний срок. Использование чужих трудов допускалось только по договору с создателем.
Как и в досоветский период, защита авторских прав в СССР была автоматической - без необходимости регистрации.
27 мая 1973 года СССР присоединился к Всемирной конвенции об авторском праве, действовавшей с 6 сентября 1952 года, что повлекло не только усиление защиты авторского права, но и ряд ограничений – в частности, ранее разрешался свободный перевод любых работ и их публикации за рубежом, но в дальнейшем перевод стал возможен только с разрешения владельца оригинала. Авторские права на сам перевод сохранял за собой переводчик.
Кроме того, появился новый вид свободно распространяющихся лицензий с целью упростить договорный процесс с издателями за границей. Право на опубликование работы стало в этих лицензиях передаваемым.
16 августа 1973 года создано "Всесоюзное агентство по авторским правам", управляющее правами на иностранные произведения в СССР и на советские работы в других государствах. Позже граждане сами смогли договариваться с иностранными писателями или издателями о том, чтобы получить лицензию на публикацию зарубежной литературы в СССР и советской литературы в других странах.
По состоянию на 1989-1991 годы законом об авторском праве в СССР предоставлялись права на авторство, имя и неприкосновенность своего произведения, возможность публиковать или использовать творческую работу в своих целях, получать плату за использование материала или предоставлять разрешение на публикацию третьим лицам.
Появилось в законе об авторском праве и понятие служебного произведения – работодатель имел право использовать работу сотрудника, созданную по заказу, в течение 3лет с её передачи, если меньший срок не устанавливался договором.
Авторское право в РФ, переняв многое из советской практики, тем не менее включило в себя намного больше норм, закрепленных в международных правовых актах.
Первый постсоветский Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 года № 5351-1 в некоторых положениях дублировал формулировки Бернской и Римской конвенций.
В законе прямо указывалось, что авторское право в РФ на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Одинаково защищены обнародованные и необнародованные произведения.
Срок защиты авторских прав был увеличен до 50 лет после смерти создателя работы (в 2004 г. продлен на срок до 70 лет).
Действующая сегодня часть 4 ГК РФ вступила в силу с 1 января 2008 года, отменив закон от 1993 г.
Закон, подвергшийся многочисленным правкам, объединил в себе наработки истории авторского права РФ, практиковавшиеся на постсоветском пространстве, и международный опыт. Отдельными разделами регламентируются патентное право, право на селекционные достижения, секрет производства и другие конкретные направления, в которых необходима защита авторских прав. Развитие IT-технологий продиктовало необходимость регулирования государственной регистрации программ для ЭВМ и баз данных.
Новшеством в истории авторского права в России стало появление прав публикатора на произведение науки, литературы или искусства, в том числе и в тех случаях, когда оно обнародуется публикатором в переводе с другого языка или в форме иной переработки.
Развитие информационных технологий в геометрической прогрессии не только ежедневно открывает новые знания потребителю информации – образовательной, развлекательной или культурной, – но и постоянно создает риски нарушения прав создателя произведения.
Из практикуемых сегодня способов защиты авторских прав в РФ, в том числе и с применением цифровых технологий, оптимальным можно считать депонирование. Принцип работы сервиса депонирования COPYTRUST заключается в получении для регистрируемых данных цифрового штампа времени, который доказывает существование электронного документа на определенный момент.
Для работы с сервисом COPYTRUST не требуется дополнительной установки программ или настроек ПК. Единственное, что необходимо – подключение к сети Интернет.
На протяжении всей истории авторского права защита интеллектуальной собственности была непростой задачей. Работу могли присвоить себе любые лица, к которым эта работа попала в руки, и доказать, кто ее создал, можно было в лучшем случае при наличии черновых материалов, да и то не всегда. Законы об авторском праве и IT-технологии, постоянно развиваясь, совместно боролись за то, чтобы интеллектуальная собственность была под защитой.
В современных реалиях защита авторских прав в РФ стала проще и доступнее, независимо от того, насколько известен создатель произведения и насколько сложны и ценны его работы.
553 просмотра (ов)
700 просмотра (ов)
895 просмотра (ов)