Авторское право юристов

Авторское право юристов

Юридическая наука и правоприменение не стоит на месте. Вопрос об авторских правах юристов периодически возникает среди теоретиков и даже практикующих специалистов, однако однозначного ответа в нормах закона так и нет. Попробуем порассуждать на тему прав юристов на правовые документы.

Какие объекты могут охраняться

Профессия юриста также разнообразна, как и многие другие, среди них есть преподаватели, теоретики, судьи, следователи, государственные служащие, эксперты, консультанты, юрисконсульты предприятий различных форм собственности и даже писатели. Разумеется, результатами их работы являются различные документы, тексты, подборки, данные, которые выражены в материальной форме. Как известно из теории авторского права, любые результаты творческой деятельности, выраженные в определенной форме, независимо от их художественной ценности, охраняются авторским правом. Как быть по отношению к правовым текстам и что может охраняться?

П. 6 ст. 1259 ГК РФ гласит, что не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Формулировка оставляет большой простор для вопросов и дискуссий. Но хотя бы из нее понятно, что точно не является предметом охраны. 

Итак, не охраняются авторским правом однозначно:

  • тексты законов (например, текст Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» и другие);
  • тексты иных нормативных актов (например, Указы Президента РФ, Постановления Правительства и т.д.);
  • официальные документы (например, Распоряжение администрации города Самары о выделении земельного участка под строительство, Постановление о сносе аварийного жилого дома и др.);
  • официальные документы международных организаций (например, резолюции ООН, Конвенции, международные договоры и т.д.);
  • судебные решения (решения и приговоры судов общей юрисдикции, арбитражных и специализированных судов). 

А вот дальше вопросы. Что относить к иным материалам законодательного, административного и судебного характера? Относятся ли, например, постановления о назначении экспертизы в гражданском судопроизводстве, постановление о привлечении стороны к участию в деле, постановление о прекращении производства по делу и др. документы за подписью судьи к судебным решениям или к документам судебного характера. Ответа в законе нет. Представляется, что логичнее относить все документы, которые исходят из-под «пера» судьи, к судебным решениям. Но тогда иные документы, которые попадают в дело от адвокатов и юристов (отзывы на исковые заявления, возражения, пояснения, кассационные и апелляционные жалобы и т.д.), возможно, относятся к иным документам судебного характера, ведь они появляются исключительно в связи с судебным процессом. 

Если рассуждать таким образом, то все «творчество» юристов, связанное с их участием или сопровождением судебных процессов не охраняется нормами авторского права. Но это всего лишь рассуждения и допущения, поскольку однозначного ответа на этот вопрос в законодательстве нет. 

Какие еще объекты могут охраняться? 

Огромный пласт юристов занимается научной и преподавательской деятельностью. Соответственно, из-под их пера и с приложением их знаний и творчества создаются монографии, научные статьи, исследования, диссертации и т.д. Все эти объекты, безусловно, охраняются, как научные работы. По общим правилам, такие объекты имеют автора или создаются в соавторстве и права на них охраняются с момента создания научного произведения. Данные объекты могут охраняться как научные произведения (например, диссертации, монографии) или как литературные произведения (например, статьи).

Огромный пласт охраняемых объектов в сфере права принадлежит учебной литературе. Как известно, учебники охраняются авторским правом и их свободное копирование и распространение в коммерческих целях является нарушением прав авторов. 

В практике часто создаются некоторые подборки – например, судебных решений, допустимых доказательств, справочники, статистические данные правовой науки и т.д. Такие объекты охраняются как факты и данные – объекты, не имеющие самостоятельной литературной ценности, но имеющие ценность информационную, благодаря форме и структуре информации.

Если совокупность статей и литературных произведений собирается в одну книгу, то получается сложный составной объект, результат творчества по подборке и расположению материала (отдельных объектов охраны). Такие произведения охраняются как составные – сборники, энциклопедии, антологии и т.д. Таких тоже немало в юридической практике. 

Охраняются ли авторским правом тексты договоров

Разберем охраноспособность договора, как документа, в котором в текстовом виде изложены последовательность и порядок действий двух или более сторон для достижения определенной правовой цели. В законодательстве мы по-прежнему не найдем однозначного ответа на данный вопрос. 

Договор состоит из разделов, каждый из которых несет свой смысл и состоит, как правило, из устойчивых шаблонных фраз. Большинство информации в договоре носит информационный характер и представляют собой сообщения о событиях и фактах – описание сторон договора, номер, дату, место составления или подписания, банковские реквизиты сторон, имена, фамилии, должности подписантов и т.д. Согласно подп. 4 п. 6 ст. 1259 ГК РФ такие объекты не охраняются авторским правом однозначно. 

Что касается изложения условий договора, то тут мнения могут разделяться. Одно дело, когда договор является шаблонным, составленным, например, через конструктор правовых документов, содержащим устоявшиеся фразы и формулировки. Тут о творческом вкладе человека говорить не приходится. 

Даже если договор составлял юрист самостоятельно, но использовал фразы и цитировал законы, то такой текст не будет охраняться в силу подп. 1 п. 6 ст. 1259 ГК РФ, поскольку официальные документы и тексты законов не охраняются авторским правом. 

Даже если формулировки отдельных пунктов договора не будут повторять тексты законов, а будут написаны самостоятельно, то в большинстве случаев мы не сможем найти автора, поскольку это результат усилий неизвестных лиц в неизвестном количестве, а такие результаты также не охраняются в силу подп. 3 п. 6 ст. 1259 ГК РФ, как объекты, не имеющие конкретного автора.

И только если изложение условий будет действительно творческим, самобытным, будет понятно, кто конкретно такой документ составил, то такая часть договора может стать охраноспособной. По общим правилам, на такие объекты должны распространяться нормы права о служебном произведении. 

Но это все теория. На практике же не распространены механизмы, когда юристы предъявляют свои права на договоры, а другие юристы ищут авторов таких документов, чтобы не нарушать их права. Да и вряд ли мы найдем серьезный документ – договор, написанный стихами, все же правовая наука – вещь серьезная и во многом формализованная. 

Какие доводы есть в пользу охраны авторских прав юристов

Мы определились, какие объекты точно не охраняются, а какие однозначно охраняются. Но есть и спорные ситуации, где четкий ответ дать не получится. Мало кто будет оспаривать, что некоторые объекты (даже на первый взгляд весьма формальные документы) создаются с применением творческого труда, юристы порой выдают оригинальное выражение своих идей, выводов и суждений. Записанные речи для выступлений в судах могут быть примером прекрасной словесности, стиля и иметь творческую направленность, несмотря на особенности и содержание. Итак, вот несколько оснований, что некоторые творения юристов подлежат защите по нормам авторского права.

  1. По ст. 1259 ГК РФ произведения, созданные творчеством человека, охраняются, независимо от их формы и содержания, не важен также уровень вложенного творчества и новизна. Таким образом, если произведение не подпадает под характеристики объектов, которые мы рассмотрели выше и которые однозначно не охраняются, то они вполне могут стать предметом охраны. 
  2. Объектов, охраняемых как литература, огромное множество, не обязательно в авторских текстах должна присутствовать образность. Ведь есть же справочники, учебники, схемы и т.д., где образность и художественная ценность отсутствует, но присутствует другая. Они решают практические задачи в сфере юриспруденции, однако творческие по форме и подаче материала. 
  3. Перечень охраняемых объектов и по российскому законодательству, и по нормам международного права не является исчерпывающим. Таким образом, почему бы не предоставить правовую охрану тем произведениям, которые не относятся к исключениям, ведь остальными признаками охраноспособности они обладают. 

Итак, к объектам творчества юристов, по которым нет однозначного решения, охраняются они или нет, можно отнести различные заключения, речи выступлений в судах, экспертные заключения, возражения, отзывы на исковые заявления и жалобы, соглашения и договоры, пояснения, меморандумы и т.д. С одной стороны, в таких объектах присутствует формализм, отношение к судебной практике, но с другой стороны, могут присутствовать и признаки произведения, которое относится к перечню охраняемых объектов. Напомним, что охраняться может часть произведения (например, описательная, содержательная часть договора).

Основной нюанс в авторском праве юристов

Рассмотрев разные аспекты защиты авторских прав юристов, мы пришли к выводу, что достаточно много объектов охраняются авторским правом. Часть объектов может охраняться авторским правом при соблюдении определенных требований к произведению со стороны законодательства и, если такой объект не подпадает под исключения. Однако не стоит забывать о важном нюансе. 

Ст. 1278 ГК РФ гласит, что «допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение произведения для осуществления производства по делу об административном правонарушении, для производства дознания, предварительного следствия или осуществления судопроизводства в объеме, оправданном этой целью».

С одной стороны, это означает, что в рамках судебного производства могут быть использованы объекты авторских прав без согласия автора – например, для целей доказывания определенных фактов в зале суда воспроизводится рекламный ролик, снятый по заказу предпринимателя – обладателя прав на это видео. Или в судебном споре об авторстве на какой-то литературный шедевр судья зачитывает его, обнародует или копирует для помещения в материалы судебного дела. Для таких целей не требуется согласия автора и авторам не выплачивается вознаграждение при таком характере использования их произведений. 

С другой стороны, эту же норму права можно применить и к объектам, созданным творчеством юристов. Каким бы новационным, творческим и изящным слогом ни была бы написана кассационная жалоба, в конечном итоге она используется для целей осуществления судопроизводства и при таких обстоятельствах можно делать это без согласия автора. Таким образом, даже если мы признаем охрану авторских прав на ряд документов, воспользоваться исключительными правами авторы в большинстве случаев не могут в отношении процессуальных документов. Извлечь материальную выгоду от использования своего творения при отправлении правосудия вряд ли получится (если не брать в расчет прямой заработок адвоката, не связанный напрямую с конкретным документом, представленным им в суд, хотя от вложения знаний и творчества адвоката в конечном итоге и может зависеть размер его гонорара). 

Выводы. Охраняются ли авторские права юристов зависит от многих факторов – вида объекта, его назначения, способа создания и порядка его использования. Вопросов в данной сфере много, дискуссии продолжаются, а в законодательстве нет четких ответов по некоторым спорным ситуациям. Но в любом случае и по отношению к результатам труда юристов стоит быть осторожным при использовании, копировании и воспроизведении, если есть подозрения, что объект может иметь конкретного автора и вопрос об охране неоднозначный.

 

 

Читайте также