Регистрация авторских прав на сценарий

Регистрация авторских прав на сценарий

По мотивам литературных произведений создаются различные театральные, хореографические постановки, шоу, концерты, игры и аудиовизуальные программы. Их основу составляет сценарий – самостоятельный объект творчества и охраны авторских прав. Защитить права на него можно через процедуры добровольной регистрации в электронном реестре. Это не сложно и надежно.

Сценарий – это литературное произведение, написанное как основа для аудиовизуального произведения. Ст. 1259 ГК РФ относит эти произведения к самостоятельным объектам авторских прав. Сценарий необходим для кинофильма, документального фильма, театральной драматической постановки, пантомимы, оперы и балета, видео игры, шоу и т.д. Он представляет собой подробную литературно-режиссерскую разработку с указанием слов и конкретных действий актеров, действующих лиц, описания оформления площадки (сцены), порядка выступления участников, элементов действий, авторских переходов от эпизода к эпизоду. Он дает представление об используемых технических средствах, особенностях сцен, способах повышения активности и вовлеченности аудитории и т.д. 

Сценарий является основным базовым документом, объединяющим многих участников творческого процесса, начиная от продюсера и заканчивая техническим персоналом проекта. На его основе разрабатываются бюджеты, расписания съемок, графики репетиций, порядок привлечения к работе персонала и т.д. Результат – кинофильм, театральная постановка, шоу или концерт – всегда комплексная работа множества профессионалов разных направлений, и во многом эффективность их работы зависит именно от качества сценария. 

Успешные сценарии и режиссерские решения представляют собой не просто художественную ценность, но и значимый коммерческий потенциал, что дает основания задуматься о защите прав на этот вид объектов. Аналогично литературным произведениям и другим объектам защиты, такие объекты могут быть зарегистрированы в электронном реестре с депонированием их эталонной копии. 

Для регистрации заполняется форма, где на первом этапе вносится общая информация о произведении – его тип (указываем, что регистрируется право на сценарий), время и место создания, название, данные об авторах и соавторах

Важный момент – подробное описание объекта в целях его более точной идентификации. Здесь необходимо указать вид и тип сценария.

Разделяются они на две главные подгруппы - технические (постановочные) и литературные.

Литературный сценарий — это конкретное описание сюжетных линий аудиовизуального произведения и проработанные диалоги актеров (участников). Литературный представляет собой завершённое произведение, которое может быть любого жанра и стилистики. Постановочный (технический) сценарий — это рабочий документ, представляющий собой хронометраж сцен, раскадровку, чередование и последовательность сцен, планов, ракурсов, описание звукового оформления. Постановочный создается, как правило, после литературного, он является монтажным планом и руководством к действию для дальнейшей работы операторов, звукооператоров, работников со светом, музыкой, спецэффектами, и т.д. В техническом сценарии могут содержаться конкретные указания для гримеров, костюмеров, художников и других участников творческого процесса. 

Сценарии могут решать также более узкие задачи. Сценарий-экспликация, например, это документ с описанием организационного порядка проведения мероприятия или театральной постановки. Сценарный план закрепляет письменно этапы проведения мероприятия с указанием времени начала каждого этапа, длительности, порядка подготовки необходимого оборудования и т.д.  

По формату сценарии подразделяются на следующие виды:

  • формат двух колонок (где визуально документ разбивается на две вертикальные колонки, в одну из которых помещается видео часть, а во вторую – аудио часть); такой формат часто используется для телепередач и съемок с использованием нескольких камер с разных точек съемок;
  • формат киносценария (где последовательно описываются сцены для однокамерной съемки, а затем даются диалоги или дикторский текст);
  • раскадровка (визуально понятные картинки замысла режиссера, серии последовательных кадров с описанием наложения звука или текста в последующем); такой вид часто используется для коротких видеороликов;
  • сценарий-повествование (в нем отсутствует визуальная часть, такой сценарий оформляется в виде сплошного текста и больше подходит к форматам «дикторских» произведений);
  • репортажно-документальный сценарий (чаще используется в документалистике, такой сценарий содержит общее описание визуала, замысла режиссера; такой вид сценария, скорее, определяет общее направление работы, а конкретный подробный сценарий итогового результата съемок формируется уже после того, как будет отснята визуальная составляющая).

Вышеописанные виды и типы сценариев могут быть использованы в рамках одного сценарного произведения как составные части. Конкретные виды и типы сценариев желательно включить в описание регистрируемого произведения. 

При регистрации в форму заполняются данные об авторе сценария. При этом важно не забыть о соавторах. В отношении каждого соавтора указываются полное имя, адрес регистрации, паспортные данные для их идентификации. При этом не стоит забывать, что автор сценария может быть сам соавтором при регистрации аудиовизуального произведения – результата творения многочисленной команды наряду с художниками, композиторами, костюмерами, визажистами и т.д. В данном случае у автора сценария будет разная роль при регистрации сценария, как самостоятельного произведения (он может быть единственным автором), и регистрации аудиовизуального произведения, как результата реализации сценария (в качестве соавтора). Например, автор сценария художественного фильма (объектом регистрации в данном случае будет кинофильм) будет соавтором этого произведения. Если же регистрироваться в качестве самостоятельного объекта авторского права будет сам сценарий фильма, то его автор и будет указан в реестре в качестве единственного (если сценарий создан исключительно его творчеством, без привлечения иных лиц). 

Несмотря на то, что сценарии могут создаваться на основе литературного произведения конкретного автора, считать сценарий переработкой исходного литературного творения не верно, он является самостоятельным процессом творчества и не считается производным произведением. Тем не менее, согласие автора литературного произведения, если сценарий создается на его основе, для написания сценария получить необходимо.

Реестр поддерживает депонирование любых форматов файлов с эталонными копиями сценариев, размер файлов и сроки хранения определяются выбранным пользователем тарифом.