Регистрация авторских прав на музыку

Регистрация авторских прав на музыку

В силу ст. 1259 ГК РФ музыкальные произведения с текстом или без текста являются объектами авторских прав. Современные технологии зачастую несут риски беспрепятственного незаконного использования музыки, хотя по закону обязательной ее регистрации не требуется. Но защитить свои права можно добровольно через регистрацию и депонирование музыкального файла в специализированном реестре. Разберем, насколько необходима и сложна эта процедура.

Современные технологические решения позволяют хранить объекты информации в различных форматах, в том числе, в виде аудио или видео файлов авторской музыки. Эталонный файл депонируется в хранилище, фиксируется время создания объекта и его форма в том виде, в каком автор хочет этот файл сохранить. Таким образом, обеспечиваются доказательства авторства и факта существования объекта охраны в определенном виде. 

Реестр сохраняет также информацию, которую предоставляет пользователь в отношении музыкального произведения. Заполнить форму регистрации совсем не сложно, разберем несколько важных моментов для простоты ориентации.

Типы и виды музыкальных произведений

В отношении любого авторского произведения в форме регистрации указывается его тип. В данном случае мы указываем музыкальное произведение. 

Для детализации регистрируемого объекта и в целях правильного его описания необходимо понимать и разграничивать музыкальные творения по видам и типам. По формату музыкальное произведение может быть представлено в виде теста (нотной записи), в виде аудиофайла или видео-файла, если речь идет о записи клипа с видеорядом. 

Музыкальное творение может быть с текстом (и это, кстати, не только песни, но и арии, рэп, вокализ и др.), а может быть без текста.

Объектами авторского права являются также составные, сложные музыкальные произведения, где помимо музыки присутствует хореография (например, балетные произведения, полька, вальс), драматургия (например, оперетта, мюзикл), а также сложные шоу или составные концерты. 

Реестр потребует указать жанр музыкального произведения. Автору (правообладателю) стоит определить жанр максимально приближенно: по жанрам произведения могут быть фолк, кантри, джаз, рок, хип-хоп, кантата, хорал, месса, этюд, ноктюрн, элегия, концерт и т.д. 

Подразделяются также музыкальные произведения на народную музыку (автор которой неизвестен), классическую музыку, духовную музыку и т.д. Есть также музыкальные произведения, перешедшие в сферу национального достояния, срок охраны исключительных прав на которые уже истек. Зарегистрировать права на народную музыку и на музыку, перешедшую в национальное достояние, нельзя, но возможно зафиксировать смежные права (права исполнителя или публикатора, например).

К самостоятельным объектам охраны относятся также производные произведения (переработки) – ремейки, ремиксы, каверы, аранжировки и т.д. Переработанное объекты музыки, если оно не нарушает прав первоначального автора, относится к объектам авторских прав и эти права могут быть зарегистрированы. 

Ремиксы и ремейки – варианты аранжировок музыкальных произведений, добавление в первоначальное звучание новых звуков, ритмов, современных спецэффектов. Кавер-версии музыки – альтернативное исполнение без существенного изменения. Переработки могут также касаться отдельных частей музыкального произведения – например, перевод слов без изменения музыки или аранжировка музыки без изменения текста.

Авторские и смежные права на музыку

Музыкальные произведения могут быть созданы одним автором полностью или являться предметом творения в соавторстве, когда речь идет, например, об авторе музыки и авторе слов. В данном случае на песню могут быть зарегистрированы авторские права отдельно на музыку и отдельно на слова песни. В этом случае в реестре будут отображены данные двух авторов одного произведения.

Иногда мало создать музыкальное произведение, важно его исполнить и записать для дальнейшей демонстрации аудитории. И здесь возникают смежные права – права исполнителя и создателя фонограмм. 

При указании смежных прав на музыку следует также учитывать вид исполнения –аккомпанемент, вокальная партия или импровизация. Можно также выделять такие виды, как хор, музыкальная группа, оркестр, соло, дуэт, квартет, трио и т.д. 

По участию третьих лиц в изготовлении записи или при исполнении произведения отдельно можно зарегистрировать смежные права на творчество дирижера, звукорежиссера, режиссера-постановщика клипа или музыкального шоу и т.д. 

Таким образом, в реестре могут быть зафиксированы как авторские права композитора, автора слов, так и смежные права - исполнителя, аранжировщика, режиссера, изготовителя фонограммы или записи и т.д. 

В жизни музыкального произведения важную часть играет запись и трансляция этих записей. Права лица, которое организовало запись музыки и тиражирование этих записей, относятся к смежным правам и также могут быть зарегистрированы в реестре. В этом случае в форму регистрации вносятся данные о правообладателе – изготовителе фонограммы.  

Для легального изготовления фонограммы необходимо получить согласие автора (или авторов, соавторов) музыкального произведения. Чаще всего легализация изготовления фонограмм производится через заключение лицензионного договора или иного вида договора об отчуждении прав с автором или обладателем смежных прав.  Хотя смежные права изготовителя фонограммы не обязательно регистрировать, для минимизации рисков при коммерческом использовании фонограмм все же рекомендуется получить доказательства наличия прав.

Электронный реестр допускают депонирование музыки в файлах различных  форматов– аудио, видео, текстовые. Условия хранения и доступа зависят от выбранного пользователем тарифа.