Авторское право Бразилии

Авторское право Бразилии

Бразилия – страна-участник международно-правового объединения БРИКС, право которой относится к романо-германской группе латиноамериканского типа. Это означает, что главенствующая роль принадлежит именно правовым нормам, а не прецедентам. Рассмотрим нормы авторского права в этой стране и как защищены авторы Бразилии.

История авторского права Бразилии 

Авторское право Бразилии развивалось под сильным влиянием США, особенно в 70-80-х годах ХХ века, когда США препятствовали становлению Бразилии как растущей компьютерной индустрии. Разногласия в этой сфере, а также в сфере фармацевтического производства и патентования вынуждали Бразилию соглашаться на условия штатов в области авторского права, чтобы не попасть под санкции и не потерять рынки сбыта. 

В 1990 году при вступлении Бразилии в ВТО управление авторскими правами в стране пришлось регулировать в соответствии с требованиями ТРИПС. И в 1998 году принимается Закон «Об авторском праве и смежных правах».

Реформированию авторское право Бразилии подверглось, начиная с 2005 года и заканчивая поправками в Закон, принятыми в 2013 году. Таким образом, на сегодняшний день в Бразилии действует Закон об авторском праве и смежных правах от 1998 года с поправками от 2013 года. 

Особенности закона об авторском праве Бразилии

Бразилия является участницей главных международных соглашений – Бернской и Римской конвенций, а также Женевской конвенции. Ввиду этого факта, суть авторского права Бразилии сводится к тому, что авторам произведений, страной гражданства или страной первой публикации которых являются страны-участницы указанных международных соглашений, предоставляется равный объем охраны. Объем охраны такой же, какой предоставлен автору в его собственной стране. Таким образом, Бразилия соблюдает все основные принципы Бернской конвенции по минимальному уровню охраны авторских прав. 

В ст. 11 Закона указывается, что субъектом авторского права может быть физическое лицо, но, в то же время, предусматривается, что нормы могут распространяться и на организации.

Статья 22 Закона делит права автора на имущественные, как в большинстве правовых систем мира, и моральные (хотя наиболее распространенным понятием здесь  принято считать «личные неимущественные права»).

Особенностью регулирования интеллектуальной собственности в Бразилии является то, что компьютерные программы и базы данных охраняются сразу двумя законами – нормами Закона об авторском праве и специально принятым нормативным актом – законом от 19 февраля 1998 г. № 9609. Нормы этих законов где-то дополняют друг друга, где-то повторяют.

Бразильское законодательство предусматривает возможность уступки автором своих прав на будущее произведение, однако срок здесь ограничен пятью годами. 

Понятие произведения

Закон приводит примерный перечень объектов интеллектуальной деятельности (объекты авторского права), состоящий из 13 пунктов, на которые распространяется защита авторских прав, а также исчерпывающий перечень объектов, исключенных из-под охраны. Не подпадают под понятие «произведения» идеи, методы, концепции, проекты, нормативные процедуры, тексты договоров и нормативных актов, юридические решения, планы, диаграммы, календари и другие объекты, прямо указанные в Законе.

Под защиту авторских прав попадает также произведение, перешедшее в общественное достояние Бразилии. Кстати, Бразилия – одно из немногих государств, которое ввело в закон описательное определение национальному достоянию. Правда, не предусмотрело при этом детализацию режима охраны и санкции за его нарушение.

Бразильское законодательство предусматривает необходимость получить предварительное разрешение автора на любую форму использования произведения, которая существует или в будущем может быть разработана. Помимо привычных форм использования авторского произведения, как воспроизведение, исполнение, публикация, демонстрация, указаны и такие формы, как адаптация, аранжировка или переделка произведения, архивирование, перевод произведений и т.д.

Как и во многих странах, регистрация для целей охраны авторства не обязательна. Но закон допускает факультативную регистрацию в специализированном органе. Широко используется и депонирование, как метод фиксации авторства для минимизации рисков и защиты прав в случае необходимости. Выбор органа для депонирования зависит от произведения – музыкальными произведениями занимается Музыкальная школа, литературные депонирует Национальная Библиотека, авторство на аудио и визуальные произведения хранит Национальный институт кино. Если же произведение не подпадает под перечисленные категории, то оно депонируется в Национальном Совете по авторскому праву. 

Личные и имущественные права автора

Как уже отмечалось, личные права автора названы в бразильском законе «моральными» и к ним относится:

- право на авторство;

- право не опубликовывать свое произведение или изымать его из оборота;

- право иметь доступ к единственному или редкому экземпляру своего произведения, если он находится у третьего лица даже на законных основаниях;

- право изменять произведение;

- право защищать свое произведение, репутацию и достоинство.

Имущественные права предполагают возможность автора использовать и распоряжаться своим произведением, извлекая из него материальную выгоду. Они охраняются в течение 70 лет после смерти автора, и данный срок даже выше установленного Бернской Конвенцией минимального срока в 50 лет. 

Предусматривает Закон и широкий спектр ограничений прав автора, когда согласие на использование произведения не требуется и компенсация не полагается. Например, театральные постановки в семейном кругу или без целей извлечения прибыли, воспроизведение в педагогических целях, цитирование публичных выступлений и т.д. 

Особенности защиты авторских прав в Бразилии

Нарушение авторских прав преследуется в Бразилии, в основном, по уголовному законодательству. В отношении преступлений в области компьютерных технологий применяется также закон о программном обеспечении. Эта двойственность ведет к тому, что некоторые нормы в части применения наказания не состыковываются между собой, особенно после внесения поправок в уголовное законодательство, регулирующее нарушения авторских прав. 

В зависимости от нарушения может применяться частный порядок до уголовного суда (аналог российского гражданского иска, когда судебные издержки ложатся на стороны спора), и публичное уголовное преследование. Нормы уголовного права предполагают срок тюремного заключения за нарушение авторских прав от трех месяцев до четырех лет.

Хотя гражданско-правовой и административный порядок привлечения к ответственности нарушителей и предусмотрен нормами права, применяются они гораздо реже, чем уголовное наказание. И даже в случае с преступлениями, где наказание предусматривается минимальное (менее года или год), возможно приостановить судебное преследование по инициативе суда или обвинителя. 

Слабо урегулирована также ответственность поставщика услуг в сети интернет и в области хранения данных. Судебная практика идет по пути применения общих положений гражданского законодательства, но единых специальных норм нет, и огромный пласт проблем авторского права в интернете остается нерешенным. 

Заключение

Бразилия, как страна с развивающейся экономикой, как государство, вступившее в качестве полноправного члена в новый формат международных отношений – объединение стран БРИКС, движется по пути строительства культуры интеллектуальной собственности. Нормы права в целом, и авторского права, в частности, подвергаются трансформации, но не такими темпами, как хотелось бы. Бразилия пока по-прежнему остается страной – приютом пиратства, особенно с усовершенствованием технологий копирования.

Читайте также