Регистрация авторских прав на логотип

Регистрация авторских прав на логотип

Бизнес с узнаваемым брендом выглядит солиднее и стоит всегда дороже. Логотип – обязательный элемент бренда компании, некая связь аудитории с продуктом. Из-за этой ценности он также может быть предметом незаконного использования, однако его можно защитить, либо как самостоятельный объект, либо как товарный знак. Разберемся в отличиях и процедурах регистрации прав на логотип.

Отличия понятий

Часто понятия «бренд», «товарный знак» и «логотип» используют как синонимы, что не совсем верно. 

Логотип – это некий символ компании, уникальный элемент графики, который используется для создания неповторимого визуального образа, эмблема фирмы. Это отличительная черта компании в целом, или ее товара (услуги). Он является средством индивидуализации, идентификации, служит созданию имиджа компании, является частью фирменного стиля. Законом не предусмотрена обязанность субъекту предпринимательской деятельности иметь свой логотип, это исключительно пожелание юридического лица таким образом продвигаться среди конкурентов и позиционировать себя на рынке. 

Товарный знак – это зарегистрированный в установленном порядке объект, эмблема, т.е. обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, на которое Государственным реестром товарных знаков выдано свидетельство. 

Брендом считают совокупность различных элементов стиля компании, которые стали популярны и известны обширной аудитории. Элементом бренда могут быть как логотипы, не прошедшие государственную регистрацию, так и зарегистрированные товарные знаки. В состав брэнда могут входить и иные элементы – гимны, речовки, слоганы, звуки и даже запахи.

Авторские права на логотип не нуждаются в регистрации, они охраняются авторским правом в силу ст. 1259 ГК РФ. Но это не означает, что средством индивидуализации компании могут свободно пользоваться и распоряжаться третьи лица, не имеющие к ней отношения. 

Зачем нужно регистрировать логотип?

Логотип, в отличие от товарного знака, защищается нормами авторского права без необходимости регистрации. Но существует добровольная регистрация объектов авторского права, и она имеет смысл в следующих случаях.

1. Логотип юридического лица вполне может стать популярным и узнаваемым, особенно если в рекламные кампании вложено немало средств. Представляя собой самостоятельную ценность, как графический объект, он может стать предметом незаконного использования, плагиата, хищения и т.д. Добровольная регистрация в электронном реестре обеспечит доказательствами авторства в случае спора. Имея свидетельство о добровольной регистрации, можно смело взыскивать через суд ущерб, причиненный нарушением авторских прав. Процедура значительно упрощается.

2. Мысль о регистрации данного объекта как товарного знака зачастую приходит менеджерам компании тогда, когда логотип становится узнаваемым и популярным. Если компания принимает такое решение, то, как правило, художник или дизайнер создает много различных его вариантов. Процессы прохождения государственной регистрации права на товарный знак достаточно длительные, и в этот период времени (речь идет о месяцах) графический логотип надо как-то защитить. Это наиболее уязвимый период в плане охраны будущих объектов промышленной собственности. Кроме того, авторские права стоит защитить через добровольную регистрацию еще и потому, что в случае оспаривания авторских прав на логотип, на основе которого зарегистрирован товарный знак, можно лишиться прав и на товарный знак.

3. Удачные графические решения в сфере промышленной собственности зачастую используются в качестве элементов более сложных изображений. Чтобы более эффективно осуществлять защиту авторских прав на такие объекты, неплохо зафиксировать их существование и авторство через регистрацию и депонирование.

4. С логотипом, права на который подтверждаются документально, проще совершать выгодные с экономической точки зрения сделки – продавать, уступать право полностью или частично, заключать лицензионные соглашения или договоры коммерческой концессии.

Как пройти добровольную регистрацию

Для регистрации права на такие объекты пользователь авторизуется в системе, осуществляющей управление реестром, и заполняет форму регистрации. В нее вносится общая для всех объектов авторских прав информация – наименование, полное имя автора (и соавторов), его паспортные данные и адрес места жительства, место и время создания депонируемого объекта. 

Для его идентификации в форме предусмотрено поле для его подробного описания. В него необходимо внести максимальное количество информации, указав вид и тип логотипа. 

Виды логотипов

Огромное разнообразие логотипов классифицируется по нескольким признакам. 

Они бывают текстовыми, в которых нет изображений, а используются только буквы. Текстовые в свою очередь делятся на аббревиатуры и слова. Примером аббревиатуры может служить логотип IBM, а текстового из слов – Samsung.

Логотипы могут быть графическими. В них используется только изображение (картинка) и нет другой информации. Это наиболее редко встречающийся вид. 

Графические логотипы подразделяются на:

  • знаки (символы), например, голубая птичка, как у Twitter;
  • абстрактные картинки (не являются изображением чего-либо узнаваемого), как, например, логотип фирмы Nike;
  • персонажи и талисманы (изображение какого-либо героя, человека, животного, вымышленного персонажа, который вызывает ассоциации с компанией и участвует в ее рекламных компаниях), например, изображение человека на продукции компании KFC.

Отдельный вид – комбинированные логотипы, в которых используется и графическое изображение, и текстовое. Здесь примером может служить логотип компании Burger King, где есть изображение бургера и наименование компании текстом.

По стилям их можно классифицировать на винтажные, минималистические, креативные, геометрические. 

Классификация позволит описать депонируемый логотип максимально подробно.

Разработка бренда, включающего в себя логотипы, - целое направление в дизайне, где могут принимать участие разные специалисты – художники, дизайнеры, веб. дизайнеры, маркетологи и даже психологи. Если в создании логотипа участвовали несколько авторов, то такой объект будет считаться созданным в соавторстве, а в регистрационной форме необходимо указать имена, паспортные данные и место регистрации каждого из соавторов.

Депонировать изображение в реестре допустимо в любом удобном пользователю формате, загрузить можно файл с любым расширением. Условия хранения, стоимость, предельные размеры депонируемых файлов определяются тарифами. В случае необходимости реестр оформит и выдаст документы, подтверждающие авторство, время заявки и форму объекта авторского права.