Защита прав при работе на «стоках»

стоки

Современный бизнес невозможен без визуальной составляющей. Тексты заменяются инфографикой, видео, реклама немыслима без фотографий и объектов дизайна. Пока еще рынок не захватило творчество искусственного интеллекта, удобным решением остается брать в работу объекты, размещенные на так называемых стоковых хранилищах. Об этом и поговорим – как защитить права автора и права покупателя при сделках на «стоках».

Как мы знаем, у любой фотографии, любого рисунка, объекта дизайнерской мысли есть свой автор. Размещение фотографии в интернете, даже не на своей собственной странице в социальных сетях, не равно разрешению пользоваться этим объектом свободно. Использование фотографий в коммерческих целях без разрешения автора является нарушением норм авторского права РФ. 

А бизнесу может понадобиться:

  • использовать фотографии в рекламных целях (например, для рекламы туристического агентства нужны красивые виды пляжных пальм, а для рекламы салона массажа – соответствующие атрибуты в виде ароматических ламп, цветов и т.д.);
  • оформлять обложки книг на основе фотографий или рисунков;
  • создавать и оформлять упаковки товаров;
  • визуал для производства обоев, вышивки, ковров, полиграфии, одежды, тканей, архитектуры (для таких целей нужны векторные или растровые изображения, графика, дизайн и т.д.).

Иными словами, бизнес нуждается в визуале разных форм и выражений. Брать его можно либо у автора (и этот вариант также используется, только нужно заключить договор авторского заказа или покупки непосредственно самого объекта у автора с отчуждением прав), либо на специальных площадках. 

Что такое «сток»

Стоковым сервисом называют онлайн-площадки, на которых иллюстраторы и фотографы размещают свои работы за небольшую плату. Низкая стоимость картинки компенсируется тем, что изображение может продаваться неограниченное количество раз покупателям со всего мира.

Стоки бывают разных видов. Есть сервисы, где хранятся и предлагаются разные виды объектов – и фотографии, и дизайн, и рисунки, и изображения все в одном месте. Есть стоки, где размещаются только фотографии (их еще называют фотостоками). Есть сайты с продажей объектов исключительно узкой направленности, например, хранилище дизайна для вышивки программируемыми вышивальными машинами. 

Стоки могут быть платными и бесплатными. Могут быть комбинированными – часть контента может предоставляться платно, часть свободно. Бесплатные стоки разрешают скачать объект на любой ресурс, не указывать ссылки, откуда взят объект, а также разрешается преобразовывать скачанный объект под собственные нужды. Платные стоки, как правило, дают варианты на выбор, на каких условиях приобрести объект. От вида лицензии зависит объем полномочий покупателя. 

На данные сервисы объекты загружаются авторами. Условия пользования и взаимодействия между всеми субъектами в данном случае тоже разные. На каких-то ресурсах авторы могут соглашаться с правилами работы сервиса, на каких-то есть возможность выставлять свои условия для продажи или пользования. 

Таким образом, стоки – легкий, доступный способ быстро получить требуемый визуал. Всего в несколько кликов по запросу в поисковой строке можно увидеть огромное количество вариантов фотографий или изображений (иллюстраций) на выбор. Согласитесь, это гораздо проще, чем нанимать фотографа, договариваться с ним о стоимости его услуг, ждать исполнения, ждать результатов, иметь риск того, что фотограф увидел задачу по-своему и выдал совершенно не тот результат, который нужен заказчику. В век интернета все гораздо проще. Поэтому стоковые решения для объектов авторского права – удобный вариант для множества целей.

Условия отчуждения прав на стоковые объекты

Чтобы разобраться в том, в каком объеме прав приобретаются объекты на стоках, нужно различать типы лицензий. В российском праве существует два главных типа лицензий – исключительная и неисключительная. Исключительная лицензия подразумевает, что приобретатель объекта становится единоличным правообладателем и иным лицам запрещено его использовать без согласований с правообладателем. Неисключительная лицензия допускает отчуждение прав на объект неограниченному количеству пользователей. По сути это доступ к объекту, который не является нарушением авторских прав, но не предполагает исключительности владения всеми правами без ограничения времени. 

Но интернет - вещь интернациональная, а стоки могут быть созданы иностранными владельцами и действовать по миру. Тогда будут применяться нормы международного права или нормы той страны, на территории которой действует возможность пользоваться исключительными правами на объект (фотографию, рисунок, визуал, дизайн и т.д.). 

В международном праве есть три основных вида лицензий: 

  • Лицензия Royalty Free (возможность свободного многократного пользования без ограничений числа пользователей, сток может продавать или отдавать бесплатно объект сколько угодно раз любому приобретателю без ограничений);
  • Лицензия Rights Managed (аналог исключительной лицензии, при которой объект передается на определенных условиях, например, с ограничением срока действия, территории, способов использования, возможности переработок и т.д.);  
  • Лицензия Editorial license (особый вид лицензии, при которой права на объект передаются исключительно в целях информации или образовательного процесса, нельзя использовать объект, например, в рекламе, в качестве логотипа или бренда, таким видом лицензий чаще пользуются издатели или СМИ). 

Понимание разных объемов правомочий необходимо, чтобы разобраться в условиях работы каждого конкретного стокового сервиса. 

Основные ошибки покупателя при работе на стоках

В современном темпе жизни редко можно встретить человека, читающего заранее инструкции к технике, условия договоров, правила пользования и т.д. Однако пренебрежение этим может обернуться проблемами, причем зачастую с финансовой точки зрения весьма немалыми. Вот какие ошибки чаще всего допускают пользователи стоков – приобретатели.

1. Не читают условия, на которых распространяются объекты на конкретном стоковом сервисе. Зачастую понимание шанса быстро и бесплатно скачать визуал не доводит пользователя до «подвала» сайта и до текста лицензионного соглашения или хотя бы правил пользования стоком. А там могут быть сюрпризы – например, ограничение на тираж с использованием конкретной картинки, ограничение на размещение ее на предметах, подлежащих продаже, запрет на использование конкретных объектов в логотипах или иные неочевидные изначально ограничения. Одна и та же фотография может быть и бесплатной, и платной. Такая ситуация сразу должна насторожить пользователя и заставить его прочитать все же условия и правила. 

Также стоит учитывать ситуацию, при которой сток может размещать объекты на разных условиях – иными словами, на каждом объекте есть информация о пределах использования и условиях скачивания. 

2. Неправильно выбирают тип лицензий. Здесь проблема может состоять в том, что языковой барьер или нежелание разбираться приведет к тому, что пользователь будет рассчитывать на неограниченные права на приобретенную фотографию, а по сути, они будут ограничены. В таком случае есть риск на получение претензий от автора. Выход здесь аналогичен – читать и разбираться. 

3. Нарушают условия стока о подписи к скачанному материалу и указанию ссылки на ресурс. Ряд сервисов требуют при размещении полученного со стока объекта указать его автора и ссылку на сток. Некоторые не требуют этого. Лучше, всегда, где это возможно, указывать автора и ресурс получения объекта, даже если обязательные требования стока об этом отсутствуют.  

4. Не учитывают риски использования фотографий, на которых изображены люди. Как правило, автор соглашается тем или иным образом на использование фотографии неограниченно и предоставляет согласие изображенного на фотографии человека на использование его изображения. Проверить, дано ли такое согласие человеком, изображенным на фото, крайне сложно приобретателем объектов. Но учитывать такой риск все же нужно. Если есть возможность не использовать фотографии с изображенными на них людьми, то лучше этого не делать массово. Тем более, что есть альтернативные варианты – например, использовать ресурсы искусственного интеллекта по генерации изображений людей (сегодня это изобретение справляется с нужными задачами по получению изображений людей просто великолепно, и без риска нарушений чьих-либо прав). 

5. Не сравнивают условия разных стоков и не анализируют выгоду. Да, один и тот же объект может размещаться автором на разных стоках и на совершенно разных условиях. Автор, как правило, делает серию фотографий, отличающихся между собой крайне незначительно, и на разных стоках могут быть разные фотографии из одной серии, но по разным условиям и ценам.  

6. Не фиксируют идентификацию приобретенного объекта. Это вытекает из предыдущего пункта и является важным моментом. Например, клиент стока приобретает фотографию и затем перерабатывает ее, не сохраняя исходник и источник приобретения. Но может быть так, что аналогичная фотография размещена на ином стоке, но она другая, другой кадр, другой исходник, и распространяется она на других условиях. Тогда может произойти смешение, автор может заявить претензии, полагая, что переработан иной исходник. Чтобы доказать факт законного владения объектом и право на его переработку, стоит максимально сохранять идентификационные признаки объекта. 

Решением вопроса с идентификацией приобретаемых объектов прекрасно справляются сервисы депонирования или добровольной регистрации прав. В электронные реестры за считанные минуты можно загрузить файл любого типа и сохранить эталон на случай любых притязаний и споров. Это выгодно, удобно и доступно, не выходя из дома. 

Основные ошибки автора при работе на стоках

Большинство из вышеперечисленных ошибок можно отнести и к автору при размещении своих работ на стоках. Обращать внимание авторам нужно на следующие важные моменты:

  • проставление всех необходимых «галочек» при регистрации на стоке в качестве автора и понимание, какие последствия эти «галочки» влекут за собой;
  • если ресурс платный, то на каких условиях автор может вывести деньги и с какими комиссиями;
  • в юрисдикции какого права работает сток и каким законодательством будут регулироваться споры.

Какие последствия нарушения авторских прав при использовании стоков

Сделки через стоки подчиняются всем правилам обращения с объектами интеллектуальных прав. Распространение, использование, переработка, продажа и другие действия без согласования с автором или правообладателем признаются нарушением авторских прав по законодательству большинства стран мира. 

В российском праве за нарушение авторских прав предусмотрена ответственность в виде штрафов, возмещения ущерба вплоть до уголовной ответственности. Нарушение условий скачивания, условий пользования, условий размещения (если, например, выкладываются для продажи чужие фотографии или картинки) – все это влечет риск привлечения к ответственности. А размер ее бывает достаточно крупным – заявить можно до 5 миллионов рублей, либо полное возмещение причиненного ущерба, либо полученная прибыль из незаконного использования объекта. Но и без штрафов последствия нарушения прав могут быть ощутимыми: в век присутствия любого бизнеса в интернете могут ограничить доступ к сайту нарушителя со всеми вытекающими последствиями в виде потери клиентов, репутации и в конечном итоге материальных потерь.

Защита прав автора на стоках

Защищая свои права, автор должен сам соблюдать определенные правила работы на стоках:

  • нельзя размещать объекты, которые являются общественным достоянием;
  • на фото не должно быть логотипов компаний или изображений, которые могут нарушать права иных лиц;
  • на фото не должно быть лиц, которые не дали свое согласие на съемку;
  • действует запрет на порнографию, пропаганду наркотиков или противоправных действий.

Кроме того, обратить внимание стоит на технические требования к размещаемому контенту, а также к соблюдению обязательств автора по оплате налогов с дохода, полученного от продажи контента на стоках.

Разумеется, нельзя загружать для продажи произведения, на которые у лица нет прав, в данном случае ответственность за плагиат будет уже у самого «автора». Однако права автора могут быть нарушены тем, что его работы признают плагиатом и сервис заблокирует изображения для продажи. Защищать свои права от претензий самого стока придется через предоставление доказательств, что работа является авторской (например, предоставить наброски, промежуточные результаты с датами и т.д.). Сток может предъявлять претензии к автору также и в случае, если на загруженный визуал поступит жалоба от клиента в плагиате. 

Для того, чтобы минимизировать эти риски, автор должен всегда иметь под рукой доказательства своего авторства. Это легко обеспечить через процедуры депонирования фотографий в специальных электронных реестрах. Процесс депонирования занимает всего 10-15 минут, а автор обеспечен документальными доказательствами приоритета создания. Такие доказательства важны и в ситуации, когда автор увидит свою работу на другом аккаунте и будет защищать свои права. 

Если нарушение прав автора произошло со стороны покупателей или пользователей размещенного контента, то претензии тут предъявлять нужно администрации сервиса, поскольку он создавался, в том числе, с целью того, чтобы продажи визуала происходили без нарушений и с учетом интересов авторов. 

Любые взаимоотношения с администрацией сайта, с иными авторами лучше фиксировать письменно, возможно, данные документы понадобятся в последующем в судебных разбирательствах. 

Вывод. Работа авторов на стоках выгодна, поскольку данные сервисы обеспечивают некую гарантию результативных и выгодных взаимоотношений между потребителями и авторами. Однако это все равно не гарантия полной защиты прав, поэтому стоит быть готовым к отстаиванию своих интересов.