Защита прав покупателя при работе с фрилансерами

фрилансеры

Развитие современных технологий приводит к появлению новых объектов прав в цифровом пространстве, которым не дана полная правовая оценка с точки зрения действующего гражданского законодательства. Тем не менее, оборот различных объектов интеллектуальной собственности набирает колоссальные темпы, в правоотношения активно вовлекаются фрилансеры, непосредственные создатели объектов авторских прав. Как защитить себя, заказывая фрилансерам создание различных объектов, разберем в статье. 

Какие объекты интеллектуальной собственности покупает бизнес

Что приобретает бизнес? 

1. Для рекламных кампаний нужно создание визуальных объектов – листовки, баннеры, видео-ролики. Здесь предметом договора может быть визуальный объект, графическое решение, цветовое сочетание, либо сложный объект – аудиовизуальное произведение, состоящее из нескольких элементов, каждый из которых будет защищаться авторским правом – музыка, танец, изображения и т.д. 

2. Для присутствия бизнеса на просторах интернета необходимо взаимодействие с аудиторией через сайты, СМИ, консультации. Следовательно, объектом приобретения здесь будет текстовый материал – статьи, заметки, книги, научные работы и т.д.

3. Для идентификации и персонификации бизнеса важны логотипы, слоганы, средства индивидуализации. Они также могут быть заказаны у специалистов-дизайнеров и являться предметом сделки по приобретению. 

4. Различные сопутствующие бизнесу объекты – дизайн упаковок, отличительных признаков, брендированной продукции, подарков и т.д.

В современных реалиях огромное значение имеют и весьма специфические объекты интеллектуальной собственности – цифровые. Это объекты, ограниченные виртуальным пространством, их существование вовне, в виде материальных и осязаемых предметов невозможно. Например, это аккаунты в сетях, игровые объекты, VR-картины, 3D-модели, трехмерные компьютерные модели и т.д. Такие объекты иногда называют «виртуальным имуществом».

Как мы видим, объектов интеллектуальной собственности, в которых может быть заинтересован бизнес, огромное количество. С создателями таких объектов надо выстраивать правильное взаимодействие.

Возможности дистанционной работы открыли бизнесу новые горизонты в плане найма персонала, поиска специалистов и работы с так называемыми фрилансерами. Это физические лица, которые занимаются проектными работами, выполнением отдельных заказов с определенным результатом в виде создания того или иного объекта и последующей передачей его заказчику. 

Строиться такие взаимоотношения могут на основании договора, либо через самостоятельные ресурсы – онлайн биржи. 

Взаимодействие с фрилансером по договору

Нужный бизнесу специалист (дизайнер, программист, художник, редактор, копирайтер, актер и т.д.) может находиться за тысячи километров от места присутствия заказчика и работать самостоятельно, как физическое лицо на специальных налоговых режимах. Он обладает специальными знаниями, навыками и готов оказать услугу, нужную бизнесу. 

Заключая договор с фрилансером, нужно помнить, что если в результате его работы создается интеллектуальная собственность (какие-либо объекты, перечисленные выше в статье), то он является их автором, а следовательно, имеет на них права. Причем часть этих прав неотчуждаемы.

Например. Компания заключила договор с дизайнером на разработку логотипа. Фрилансер прекрасно справился, уложился в срок, правильно понял пожелания заказчика и сделал готовый продукт. Компания оплатила деньги за его работу и начала использовать логотип в своей деятельности. А автор фрилансер спустя какое-то время потребовал от компании выплаты авторского вознаграждения за использование охраняемого объекта его творчества. Ошибка здесь в том, что в договоре не указано, что исключительные права на созданный объект фрилансер передает заказчику. 

В договоре на создание объекта интеллектуальной собственности всегда нужно указывать, что исключительные права на созданный объект передаются заказчику. 

Либо между заказчиком и фрилансером сразу заключать договор авторского заказа, согласно которому права на созданный объект переходят компании. Только в этом случае компания-заказчик вправе использовать в полном объеме созданное фрилансером творение. Это касается текстов, роликов, слоганов и др. Особую значимость права на интеллектуальную собственность приобретают в отношениях с программистами. Этот пункт договора защитит покупателя услуг от возможных конфликтов и финансовых потерь в будущем.

Еще пример. Туристическая компания заключила договор с дизайнером на разработку рекламного баннера. Фрилансер-дизайнер передал по договору прекрасную картинку с надписью наименования туристической фирмы на фоне деревянного моста, уходящего в море. Заказчик доволен, работу принял и оплатил, а картинку начал использовать в печатных листовках для рекламы. А позднее выяснилось, что фотография эта с мостом в море имеет автора, сделана она в конкретном месте, защищена авторскими правами и права на нее даже зарегистрированы в добровольном порядке. Автору не составит труда доказать, что это его фоторабота, а вот у компании возникнут проблемы, поскольку получается, что таким образом она нарушает авторские права фотографа. Правильнее предусмотреть в договоре, что исполнитель-фрилансер при выполнении заказа обязуется не нарушать авторских прав иных лиц, использовать материалы, находящиеся в открытом доступе, а если это обязательство нарушается, что компания имеет право взыскать убытки с фрилансера. 

Важно прописать в договоре, кто будет отвечать за последствия нарушения чужих авторских прав, которые могут быть при создании результата труда фрилансера. Логичнее возложить эту ответственность на исполнителя, поскольку именно он подбирает исходный материал для выполнения заказа.

Частые ошибки при работе с фрилансерами

Вот наиболее частые ошибки, которые совершает заказчик при работе с фрилансерами:

1. Работают без договора. Наличие переписки, доказательства договоренностей, выполненная работа – это все, безусловно, имеет значение. Но когда речь идет об объекте интеллектуальной собственности, договор крайне важен, поскольку именно от его условий зависит, насколько заказчик вправе пользоваться в дальнейшем результатами труда фрилансера. И, разумеется, без договора сложно будет предъявлять претензии о нарушении фрилансером сроков, условий договора и других важных обязательств. Без договора невозможно обратиться в суд, поскольку взаимные обязательства не зафиксированы документально, ссылаться заказчику не на что, а переписка не всегда будет являться доказательством.

Кроме того, для кого-то будет важным момент, что расходы по официальному договору на оплату труда фрилансера можно учесть в качестве расходов бизнеса и тем самым повлиять на налогообложение. Без договора сделать это не получится. 

2. Выбирают не верный вариант договора. Например, договор подряда подходит, если речь идет о ремонтных работах (о работах, где есть материальный результат без творческой составляющей). Договором услуг пользуются, если результат нематериальный (например, консультация). Но когда заказчик-предприниматель заказывает видео-контент, где участвуют в съемках люди, или написание книги, то речь уже идет о специальном виде договора – авторского заказа. Именно эта форма взаимодействия в полной мере предусматривает все нюансы создания объекта интеллектуального труда и последующих прав на него. Если не оговорить порядок передачи исключительных прав на результат, то заказанный логотип или слоган будет продан фрилансером другим компаниям и повлиять на этот факт будет невозможно. 

Варианты договоров зависят от того, создан ли уже объект до заключения договора или только будет создаваться в рамках взаимодействия.

3. Не соблюдают требования статей 1234 и 1235 ГК РФ об обязательной письменной форме договора. Если, например, джинсы можно приобрести в магазине, не заключая письменный договор купли-продажи, то для договора об отчуждении исключительного права и для лицензионного договора предусмотрена обязательная письменная форма. Закон прямо указывает, что если нет письменной формы, то нет и договора. Важно понимать, что письменная форма – это не всегда бумага, подписанная «живой» подписью и скрепленная «мокрой» печатью, если стороной выступает юридическое лицо. В современных реалиях широко применяется формат подписания договоров и других документов цифровой подписью. Если нет цифровой подписи, что стороны вправе предусмотреть в договоре, что обязательства из сделки возникают с момента обмена скан -копиями подписанного сторонами документа с последующим обменом бумажным вариантом, либо прямо предусмотреть, каким именно образом будет соблюдена письменная форма договора (например, закон допускает заключение письменного договора путем обмена документами без составления единого документа, фиксирующего договоренности).

4. Отсутствие четкого описания задачи. Когда речь идет о творческом труде, наибольший риск в том, что видение заказчика и фрилансера не совпадут. Чтобы минимизировать такие разногласия и прийти к наиболее приемлемому результату для обоих сторон, важно донести до фрилансера максимально подробно задачу и видение результата. Не важно, оформлено ли это в виде технического задания, описано ли в договоре, согласовано ли сторонами в переписке – важно зафиксировать, что конкретно хочет видеть предприниматель.

Если заранее четко описать результат невозможно, в договоре надо предусмотреть порядок внесения изменений в задачи (сколько раз, в каком виде, сроки исполнения после изменения задачи и т.д.).

5. Нарушение формы заключения договора. Зачастую фрилансер находится вдалеке от предпринимателя, а взаимодействие осуществляется через электронные каналы связи. Заключение договора без «живой» подписи на бумаге вполне возможно (например, через обмен скан-копиями документа по электронной почте), но тогда такая форма заключения договора должна быть прописана в его условиях. Если этого не сделать, есть риск, что договор может быть признан незаключенным со всеми вытекающими последствиями.

6. Отсутствие идентификации объекта. По договору созданный фрилансером объект интеллектуальной собственности передается компании-заказчику. Однако очень важно правильно идентифицировать и описать передаваемый объект - составить акт приема-передачи, где будет четко описан объект, которым теперь владеет компания. В идеале, в момент создания объекта фрилансером произвести его депонирование, получить уникальный идентификационный номер объекта, соотносящийся с его описанием и эталоном, указать эти признаки в акте приема-передачи и отразить факт перехода прав на него к компании-заказчику. Все эти действия можно сделать, не выходя из дома или офиса, буквально за 30 минут через специальные сервисы добровольной регистрации авторских прав. 

Этот момент крайне важен не только потому, что согласно нормам гражданского права должен быть четко указан предмет договора, иначе есть риск признания его незаключенным, но и для снижения рисков покупателя объекта в части законного использования этого объекта в дальнейшем. Зафиксировав идентификационный номер, фрилансер уже точно не сможет перепродать этот объект третьему лицу или совершить иные действия с ним без последствий. Доказать правообладание объектом, созданным фрилансером, компании не составит труда, и при этом не будет риска споров, о каком конкретно объекте идет речь.

7. Отсутствие согласования регистрации перехода права. Отдельные объекты авторского права могут быть зарегистрированы в различных реестрах (например, некоторые виды программного обеспечения регистрируются в реестрах отечественного ПО). Если объект, который подлежит отчуждению по договору, созданный фрилансером, в том числе, зарегистрирован, то и переход права на него должен быть также зарегистрирован. Лучше, если стороны предусмотрят, в каком порядке, за чей счет и в какие сроки будет производиться регистрация перехода права на уже зарегистрированные объекты. 

Взаимодействие с фрилансером через биржи

При работе покупателя с фрилансером через биржу выстраиваются отношения по аналогии с функцией банковской ячейки для наличных денег – то есть исполнитель-фрилансер получает оплату только после того, как заказчик принял работу и удовлетворен ее результатом. Для фрилансера на бирже есть гарантии, что заказчик не пропадет после получения работы и не будет уклоняться от оплаты. Удобный сервис, за который нужно оплачивать дополнительную комиссию. Однако все подобные посредники скрывают контакты исполнителей, препятствуют взаимодействию сторон напрямую, поскольку тогда они потеряют свою комиссию. Получается, что заказчик – покупатель работает «вслепую». Для некоторых ситуаций такая форма взаимодействия вполне подходит, особенно, если речь идет о разовых несложных задачах и в тех случаях, когда покупателю не важна личность исполнителя.

Для защиты интересов покупателя ОИС необходимо внимательно ознакомиться с условиями работы биржи и с условиями договоров, которые будет считаться заключенным с биржей при совершении определенных действий со стороны фрилансера и заказчика. Если речь идет об объекте, весьма важном для дальнейшей деятельности компании (логотип, например, или визуал для рекламной кампании с большим бюджетом и т.д.), то лучше все же заключать отдельный договор с исполнителем и прописывать  условия о переходе интеллектуальных прав внимательно.

Кроме того, зачастую биржи не несут никакой ответственности за качество выполненной работы, за юридическую чистоту сделки и т.д., по сути, гарантируя только безопасный способ оплаты в условиях удаленности покупателя-заказчика и автора-исполнителя. При возникновении каких-либо споров, связанных с обладанием имущественными правами на созданные фрилансером объекты, биржа ничем не поможет заказчику. 

На что еще стоит обратить внимание заказчику

Есть еще ряд неочевидных особенностей, связанных со сделками в отношении интеллектуальной собственности, о которых тоже стоит подумать. Например, если покупателем объекта интеллектуальной собственности выступает физическое лицо, состоящее в браке. Как правило, если нет отдельного согласования или брачного договора, то исключительные права на приобретаемый объект будут общим имуществом супругов. Да, права также признаются имуществом, и такое положение дел может стать неприятным сюрпризом, если вдруг придется делить имущество. 

Еще один момент связан с распространенным предложением на просторах интернет-пространства написания на заказ студенческих, дипломных и иных научных работ. Можно совершенно грамотно и правильно составить договор, предусмотреть переход права и полностью защитить формально интересы покупателя такого объекта интеллектуального труда. Однако современная судебная практика признает такие договоры недействительными. Договор о создании на заказ дипломной работы признается сделкой, которая совершена с целью, противной основам правопорядка и нравственности. Суд считает, что при такой сделке покупатель приобретает объект, на основании которого он получит документ, подтверждающий его личную квалификацию и уровень образования, но при этом обладатель этого документа отступил от правил учебного процесса и порядка получения знаний. Аналогичные моменты могут быть и в отношении иных работ на заказ, которые должны сдаваться в рамках учебного процесса. 

Таким образом, можно правильно составить договор с фрилансером, но не учесть того, что он все равно будет недействительным. 

Вывод. При взаимодействии с фрилансером, когда предметом договора является объект интеллектуальной собственности, особенно важно обращать внимание на условие о передаче имущественных прав на ОИС, а также на идентификацию объекта, права на который переходят покупателю. Это главные моменты договорных отношений в данном случае.