Авторское право Франции

Авторское право Франции

Франция — родина многих шедевров, колыбель шансона, знаменитая самобытной литературой, драматургией, архитектурой. Считается, что Франция подарила миру коньяк, при этом оставив себе арманьяк. Охраняются ли авторским правом рецепты французских вин или сыров? И как в целом обстоит дело с управлением авторскими правами во Франции?

История авторского права Франции

Зачатки нормативного регулирования интеллектуальной собственности Франции существовали еще в XV веке, когда королевская власть наделяла пользователей авторских произведений разрешениями — патентами.

Авторское право в виде самостоятельного института появилось во времена Французской революции — в период с 1791 до 1793 годов были приняты семь законов, регулирующих авторское право. Они просуществовали до 1957 года. 

Существенная реформа авторского права была проведена в конце XX века. Она окончилась принятием закона от 1985 года, который закрепил различные виды прав авторов и увеличил срок охраны произведений до 70 лет после смерти автора. Современные законодательные нормы приняты во Франции 1 июля 1992 года.

На становление авторского права Франции большое влияние оказало развитие этого института в Великобритании. А уже французские нормы, в свою очередь, повлияли на развитие международного авторского права.

Франция — участник всех универсальных международных конвенций по авторскому праву и современных директив в сфере интеллектуальной собственности в информационном обществе.

Особенности закона об авторском праве Франции

Франция — одна из немногих стран, где правовые нормы, которые касаются прав авторов, собраны в единый документ — Кодекс интеллектуальной собственности. Он представляет собой объединение двух ранее существующих законов:

  • Закона об охране авторских прав на литературную и художественную собственность 1957 года,
  • Закона об авторских правах и правах артистов-исполнителей, производителей фонограмм и видеограмм и организаций аудиовизуального вещания 1985 года. 

Эти два закона с принятием Кодекса вошли в него в качестве первой и второй части.

Кодекс также содержит директивы международных договоров, и последние правки в него вносились в 2016 году.

Франция достаточно быстро реагирует на вызовы современной общественной системы и технологического прогресса. Во исполнение европейских директив в 2006 году принимается Закон об авторском праве и смежных правах в информационном обществе (DADVSI). Это попытка противостоять незаконному скачиванию авторских произведений в интернете.

В 2009 году нормотворчество сделало еще шаг в направлении защиты прав авторов в цифровом пространстве. Был принят закон HADOPI (по первым буквам независимого органа, созданного в рамках этого закона — Высшего Совета по распространению произведений и защите прав в Интернете — Haute Autorite pour la Diffusion des Oeuvres et la Protection des droits sur Internet). HADOPI призван выполнять функцию посредника между правообладателями и провайдерами, отслеживать персональные адреса нарушителей, идентифицировать их и принимать меры для предотвращения нарушений и защиты прав авторов. 

Понятие произведения

Французский кодекс провозглашает, что охране подлежат все результаты творческого и интеллектуального труда автора — человека. Однако правовая охрана обеспечивается только формам, в которые авторы облекают свое творчество (не идеи). Любая форма творческого самовыражения охраняется, независимо от назначения, достоинства и сущности, его эстетической или экономической оценки. 

Личность автора имеет существенное значение для охраны и составляет суть авторского права Франции. Защищаемое законом произведение рассматривается как продолжение личности автора. Для правовой охраны также важны новизна, уникальность и оригинальность произведения.

Объекты авторского права, перечисленные в законодательстве Франции, в целом совпадают со списком охраняемых видов произведений, данных в Бернской конвенции. Но объекты отличаются по содержанию. Законы Франции очень подробно и своеобразно подходят к описаниям некоторых видов охраняемых произведений.

Так, например, французские правоведы признают защиту нормами права интернет-сайтов. Достаточно подробно (по сравнению с законами других стран континентального права) дано описание такого типа произведения, как мультимедийный продукт. Он относится к объектам прав «особого рода» и отличается от аудиовизуальных произведений. Отличие в том, что мультимедийный продукт является интерактивным, то есть позволяет взаимодействовать с пользователем. Причем это понятие не смешивается с видеоиграми.

Во французском авторском праве дается более широкое содержание для музыкальных произведений. Охране подлежат все серии звуков, включая хоры, пение птиц и т.д. Фактически более четким будет понятие «звуковое произведение».

Отдельным объектом охраны признается комикс. Родиной Франции являются персонажи известных комиксов «Астерикс», «Блэксэд», «Смурфы». Кстати, не все кинолюбители знают, что популярный кинофильм Люка Бессона «Валериан и город тысячи планет» создан на основе известной серии французских комиксов.

И, разумеется, производители французских сыров также охраняют свои рецептуры как отдельный объект авторского права. Кстати, перечень объектов, не подлежащих охране, отсутствует в законодательстве.

В соответствии с нормами международных конвенций производные произведения также подпадают под объекты охраны. Это адаптации, сборники, аранжировки, рецензии, перевод произведений. 

Кстати, во Франции действует правило о возможности перевести произведение без согласия правообладателя, если произведение является общественным достоянием. В этом случае на перевод будет распространяться авторское право. 

Аналогичные правила действуют и в отношении адаптации произведений общественного достояния. Показателен в этом плане судебный процесс, который закончился в 2007 году и длился целых шесть лет. Истцами выступали наследники В. Гюго с требованиями о запрете адаптации романа «Отверженные» и выплате им материальной компенсации. В результате суд отказал в требованиях на том основании, что данное литературное произведение является общественным достоянием Франции и запретить его обработку невозможно.

Регистрация авторских прав во Франции, как и в большинстве развитых стран, не требуется. Охраноспособность произведение приобретает с момента его создания. А вот фиксировать авторство на произведение можно различными способами — например, через депонирование — чем и пользуются французы.

В стране широко развита система различных организаций, которые осуществляют представительские функции авторов, поддерживают творчество и способствуют соблюдению законодательства в этой сфере. В частности, в отношении музыкальных произведений наиболее крупными и значимыми являются общества Adami и SACD.

Личные и имущественные права автора

Как и в других системах континентального права, во Франции нет четкого разделения на имущественные и личные неимущественные права. Они признаются единым целым «исключительным правом на нематериальный объект». 

Такое толкование правомочий автора приводит к тому, что по закону он не вправе разорвать связь со своим произведением, передав права другому лицу. На деле же сформировалась определенная правовая фикция — автор вправе отказаться от части своих прав, в частности, от реализации некоторых моральных прав. 

Такие юридические конструкции дают поле для процветания так называемого «литературного рабства», когда неизвестные авторы отдают свои произведения для публикации под именем популярного автора, и при этом они готовы пожертвовать некоторыми своими личными правами в угоду заработку. Хотя судебная практика однозначно трактует невозможность отказа от моральных прав, и если автор заявит в суде о своем авторстве, то несмотря ни на какие договоры, оно будет за ним признано.

Под моральными правами понимается: 

  • право создателя произведения на указание его имени,
  • на защиту произведения от искажений и изменений без его согласия,
  • право на опубликование,
  • на защиту чести и достоинства автора,
  • на предотвращение дальнейшего распространения произведения. 

Под имущественными – все права, осуществление которых несет потенциальную коммерческую выгоду. Если для имущественных прав установлен срок охраны в 70 лет после смерти автора, то моральные права охраняются французскими законами «вечно».

Особенности защиты авторских прав во Франции

Защита авторских прав во Франции осуществляется через систему судопроизводства, как в гражданском, так и в уголовном порядке. Споры об авторстве рассматриваются либо в Департаменте по рассмотрению авторских споров, созданном при Национальном патентном ведомстве Франции, либо в национальных судах. Предусматривается возможность обжалования вынесенных решений в судебных структурах Евросоюза.

Нарушение авторских прав во всемирной сети наказывается, в том числе, в соответствии со специальным законом, принятом в 2009 году специально для охраны авторства в интернете (Haute Autorite pour la Diffusion des ffiuvres et la Protection des Droits sur Internet). Он предусматривает достаточно жесткие меры наказания, а также предлагает бороться с интернет-пиратством в двух направлениях — через ограничения незаконных предложений и наказания нарушителей. В судебной практике Франции уже есть прецеденты полного закрытия сайтов, нарушающих авторское право. Далее дело остается за сокращением спроса на пиратскую продукцию.

Уровень штрафных санкций за нарушение авторских прав установлен во Франции до 500 000 евро, а предельный срок тюремного заключения — до пяти лет.

Заключение

Авторское право Франции на сегодняшний день является одним их самых передовых институтов среди правовых систем мира. Страна достаточно своевременно реагирует на новые вызовы цифровой действительности в сфере интеллектуальной собственности. Нормы авторского права в этой стране — образец грамотного сочетания исторических, концептуальных основ континентального авторского права и современного регулирования правоотношений новой реальности. Франция умело выдерживает баланс личных интересов автора с экономическими интересами французского общества. 

Читайте также