Авторское право Китая

Авторское право Китая

Китай ассоциируется у большинства соотечественников с высоким уровнем работоспособности населения и производством огромного количества контрафактной продукции. Как же обстоит дело с авторскими правами, и как защищены авторы Китая внутри этой страны – разберем в статье.

История авторского права Китая

Китай не может похвастаться многовековой историей становления норм, регулирующих права авторов, как, например, Великобритания или страны Европы. Управление авторскими правами через нормативное регулирование началось в стране при правлении партии Гоминьдана, это начало XX века. Затем эти нормы отменились в 1949 году, и началось становление современного института китайского авторского права в стране.

Важной вехой развития стало присоединение Китая к Всемирной организации интеллектуальной собственности в 1980 году. После этого национальное законодательство стало приводиться в соответствии со всеми международными нормами. В 1992 году Китай присоединился к главным международным документам, которые регулируют авторское право, - Всемирной конвенции об авторском праве и Бернской конвенции.

В текущий момент интеллектуальная собственность в Китае регулируется следующими нормативными актами: Закон КНР «Об авторских правах», Положение о его применении, Положение «О коллективном управлении авторскими правами», а также ведомственные акты главного компетентного органа регулирования и контроля за авторскими правами в стране - Главного государственного управления по делам прессы, печати, радиовещания, кинематографии и телевидения КНР.

Особенности закона об авторском праве Китая

Самобытность Китайской республики проявляется и в ее законах. Можно выделить несколько отличий и особенностей регулирования авторского права в Китае.

Законодательство быстро адаптируется к вызовам современной цифровой эпохи, много моментов, связанных именно с цифровизацией, интернетом и информатизацией, урегулировано в Китае лучше, чем в некоторых других странах. Существенные изменения  закона, связанные с цифровым пиратством и охраной прав авторов Китая, вносились в 2011 году, а последние поправки вступили в силу совсем недавно – 1 июня 2021 года.

Важной особенностью китайского законодательства, регулирующего авторское право, считается то, что оно не выделяет смежные права как отдельный вид интеллектуальной собственности, а относит их к авторским.

В Китае установлены достаточно разнообразные меры ответственности за нарушение авторских прав, а применять санкции могут не суды, а специально учрежденные для этого органы. Как и в других странах, для применения ответственности необходимо наличие причиненного ущерба, но в Китае размер необходимого для наказания ущерба ниже (чем, например, в России), а санкции в законе прописаны строже.

Объекты охраны. Понятие произведения

Авторское право Китая не ограничивается охраной только литературных, музыкальных и культурных произведений, состав объектов охраны определен так: «произведения литературы, искусства, естественных и технических наук, инженерно-технического творчества». То есть модели, конструкторские решения и технические объекты также подпадают под режим охраны авторского права. Тем не менее, этот факт не исключает наличие патентного права.

Формы (объекты авторского права) могут быть такими:

- литературные произведения (устные, в том числе);

- произведения музыкального жанра (кстати, отдельно в законе выделены песенные), театральные постановки, а также хореографические и цирковые;

- произведения архитектуры и изобразительного искусства, фотографии;

- продукция кинопроизводства (фильмы и аналогичные произведения);

- конструкторские чертежи и карты географические, объекты в графической форме, а также модели;

- программное обеспечение и иные объекты.

В законе дан также перечень исключений – тех объектов, на которые авторское право и защита не распространяется: это формулировки законов и подзаконных актов, официальных документов, а также информация о текущих событиях, формулы, числовые таблицы, являющиеся общеупотребительными, календари, документальные формы.   

Законодательство Китая описывает также производные произведения – созданные в процессе переработки. Кстати, право на перевод произведений указывается в перечне отдельно. Авторское право на производное произведение в Китае принадлежит тому лицу, которое его осуществило. Но при этом должно быть сохранено авторское право в отношении первоначального произведения.

Объекты охраны в Китае не подлежат обязательной регистрации, но широко развито депонирование в Национальной администрации по авторскому праву. Авторы Китая используют этот шаг, поскольку он существенно повышает шансы на успех в случае спора об авторстве.

Личные и имущественные права автора

Как уже упоминалось, закон Китая не отделяет смежные права от авторских. Перечисляются следующие виды авторских прав на произведения: право на обнародование, право признаваться автором произведения и указываться в качестве его автора, право на внесение изменений в произведение, на охрану произведения от искажений и изменений; на воспроизведение и изготовление копий через печать или фотокопирование, литографию или аудио и видеозапись, пересъемку и т.д., на распространение на возмездной или безвозмездной основе, право проката, право публичного экспонирования - показа оригиналов или копий произведений изобразительного искусства и фотографии, право исполнения, право публичного показа с использованием технических средств и оборудования, право на трансляцию произведения через беспроводные или проводные сети (отдельно указано право на трансляцию произведения в информационных сетях способом, позволяющим иметь доступ к произведению из выбранного получателем произведения места в выбранное им время),  право на кинозапись, на переработку, на перевод произведений с одного языка на другой, право на создание сборника или составного произведения и другие.  

Часть из перечисленных прав являются личными и не подлежат отчуждению (на авторство, на неприкосновенность и внесение в произведение изменений), остальные могут быть переданы по договору об отчуждении исключительных авторских прав.

В законе также дается достаточно обширный и четкий перечень (12 пунктов), когда использование произведения в Китае допускается свободно – без разрешения автора и без выплаты авторского вознаграждения. Например, цитирование, изготовление копий материалов библиотек, видеозапись предметов искусства в общественных местах, находящихся вне помещений и др.

Особенности защиты авторских прав Китая

Суть авторского права Китая, как и в других странах мира, - не только провозгласить права на произведения, но и обеспечить работающий механизм защиты этих прав и наказания нарушителей.

Главной отличительной чертой защиты авторских прав в Китае является создание разветвленной сети специализированных административных органов и судов. С этой системой плотно взаимодействуют таможенные органы, призванные работать также в направлении охраны авторских прав и пресечения контрафакта.

В Китае применяются все три возможные меры ответственности за нарушение авторских прав – гражданско-правовая, уголовная и административная.

Самой распространенной и эффективной мерой по борьбе с нарушениями является обращение в административные органы с целью проведения проверок и разбирательства. Процедура разбирательства и привлечения к ответственности в целом схожа с российским административным производством – в полномочия административного органа входит установить факт наличия или отсутствия правонарушения и применить меру наказания. Штрафы достаточно серьезные и могут превышать размер причиненного ущерба в пять раз. Однако убытки и ущерб возмещаются через систему гражданского судопроизводства.

По общему правилу, споры по правам авторов относятся к подсудности народных судов средней ступени (города и автономные округа), а в Шанхае, Пекине и Гуанчжоу созданы специализированные суды по интеллектуальным правам. Сумма компенсаций за нарушение авторских прав определяется по размеру причиненных убытков, а в случае затруднения с определением размера, компенсация назначается в твердой сумме, установленной законом (верхний предел в сумме около 760 тысяч долларов США, нижний в районе 76 долларов США).

Заключение

Несмотря на сравнительно короткую историю становления, авторское право Китая стремительно развивается, как и вся экономика страны в целом. В правовом регулировании интеллектуальной собственности еще много недостатков, но законотворчество оперативно реагирует на современные реалии и совершенствует всю систему противодействия нарушений.

Читайте также