Авторские права аниматора

Микки маус

Развитие современных технологий позволяет создавать удивительные образы в рамках анимации. Мы являемся свидетелями рождения истинных шедевров, куда вносят свой вклад художники-аниматоры, программисты и дизайнеры. Однако действующее законодательство совсем недавно признало художника-постановщика анимационного фильма одним из авторов данного вида сложных произведений. 

Вплоть до июля прошлого года законодательство России четко определяло авторов только для одной категории сложных объектов – для аудиовизуальных произведений. И такими авторами нормы права признавали режиссера-постановщика, композитора и автора сценария. Причем перечень этот был закрытый. Все предельно понятно, когда речь шла о классическом произведении кинематографии – художественном или документальном фильме. Но вот по анимационным произведениям возникало много коллизий и вопросов. Художники не относились напрямую к понятию режиссера-постановщика. А, соответственно, не относились к числу авторов мультипликационного фильма. Согласитесь, не очень справедливо. 

Ранее все права на анимацию были за киностудией «Союзмультфильм». Но и с принятием Главы IV Гражданского кодекса РФ оставались вопросы по мультипликации – как определять авторство, ведь огромный вклад вносят именно художники-аниматоры. Без них не рождается мультипликационного фильма. Безусловно, за ними сохранялось авторство на созданное произведение в составе сложного, например, на персонаж, но не на объект (мультфильм) в целом. 

До 2022 года предпринимался ряд инициатив по расширению обозначенного в законе круга авторов такого сложного произведения, как аудиовизуальное. В итоге 14 июля 2022 года в статью 1263 ГК РФ внесли изменения и добавили нового субъекта права – художника-постановщика анимационного фильма. Большая заслуга в этом Министерства культуры РФ, которое убедило законодателей, что именно художники-постановщики вносят самый значительный вклад в рождение данного объекта творчества. 

Кроме того, изменение этой статьи ГК РФ привело в соответствие между собой и иные нормы права, в которых анимационный фильм прямо поименован как одна из категорий фильмов. Таким образом, справедливость в отношении этих субъектов восторжествовала. 

Специфика художника-постановщика, как субъекта права

Не секрет, что над созданием современной анимации трудится огромная команда художников, дизайнеров, программистов и т.д. Именно художник-постановщик анимационного фильма отличается тем, что его замысел воплощается на экране, именно он определяет художественную целостность всего мультфильма, утверждает внешность, облик и характер персонажей, качество всей картинки фильма в целом, отвечает за изображение эпохи, быта, декораций, сводит это все воедино и реализует общую концепцию мультипликационного произведения. 

Помимо творческой части он также работает с организацией создания аудиовизуального произведения – утверждает сметы, план работы, сроки, подбирает персонал и художников. Таким образом, именно этот субъект – художник-постановщик анимации – является ключевой фигурой в рождении фильма, сочетая и творчество, и организацию технического процесса. В квалификационном справочнике должностей работников культуры, искусства и кинематографии подробно расписаны функциональные обязанности такой должности. На него и опирались при определении роли художника-постановщика, как самостоятельного субъекта права. 

Анимационный фильм, как объект права

Для начала определимся, что анимационный фильм и мультипликационный фильм – понятия идентичные. Это разновидность сложного объекта охраны авторского права, аудиовизуальное произведение: зафиксированная серия связанных между собой изображений, сопровождающихся или не сопровождающихся музыкой или звуками, и предназначенная для зрительного и слухового восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Некоторые аудиовизуальные произведения в обиходе мы называем фильмами. 

Фильмы в свою очередь подразделяются на художественные или игровые, документальные, научно-популярные или образовательные, дебютные, анимационные.

Самое подробное определение данного объекта охраны мы найдем в Федеральном законе от 22.08.1996 № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации». В нем дается описание даже двух разных видов анимационных фильмов:

  • созданные в анимационной форме по сценарию, в которых использованы специально созданные компьютерной графикой двигающиеся на экране рисованные или объемно-кукольные образы или объекты;
  • авторские анимационные фильмы, созданы уникальной анимационной технологией и с помощью выдающейся техники исполнения.

Чтобы быть объектом охраны, анимационный фильм должен создаваться таким изначально. Произведения, куда анимация включена в качестве составной части, эпизодом или иным образом задействована при реализации замысла автора, не признается анимационным фильмом. В отношении них применяются общие принципы аудиовизуальных произведений. 

Права аниматора

Рассмотрим, какими же правами наделил закон художника-постановщика мультипликационного фильма (будем называть его аниматором). 

Он является обладателем всех прав автора сложного объекта. В соответствии со ст. 1245 ГК РФ у аниматора возникает право на вознаграждение в случае свободного воспроизведения его мультипликации в личных целях. Организации по коллективному управлению авторскими правами занимаются данными вопросами выплаты вознаграждений. 

Помимо этого, у аниматора есть иные имущественные права – передавать авторство по договорам, распоряжаться по своему усмотрению в рамках установленных норм права. 

К неимущественным личным правам аниматора относят право на указание своего имени (или псевдонима), право авторства, право на неприкосновенность, на обнародование или отзыв. 

Содержание этих прав полностью соответствует общей концепции авторского права и не отличается от содержания прав иных субъектов. Но есть одна особенность, касающаяся именно аниматоров. 

Дело в том, что измененное законодательство не имеет обратной силы, и все права аниматоров по новой норме (ст. 1240 ГК РФ) распространяются только на создателей тех фильмов, которые родились после вступления в силу измененной нормы права, а именно после 25 июля 2022 года. 

Стоит также четко разграничивать права аниматора на сложный объект – анимационный фильм в целом, и на созданный им персонаж. Про охрану прав на персонажа можно почитать подробнее в отдельной статье.

Кроме того, авторы составных частей анимационного фильма приобретают права на соответствующие части, однако не обладают исключительными правами на весь мультфильм в целом – не могут определять порядок и пределы его использования. 

Использование персонажей мультфильма, создание продуктов с включением частей аудиовизуального анимационного фильма, коммерческое использование без согласия правообладателя – все это примеры нарушения прав автора на анимацию.

Регистрация авторского права аниматора

Поскольку анимационный фильм является сложным объектом авторского права, то, как и иные объекты охраны данной отрасли, не подлежат обязательной государственной регистрации. Все возникшие с момента создания произведения права охраняются сразу после возникновения. Не требуется внесения их в реестры, фиксации их определенными документами и т.д.

Однако в этом и состоит риск нарушения этих прав. Аниматорам придется самостоятельно доказывать авторство и приоритет создания своего творчества в случае нарушения их прав. В этом случае включаются все инструменты, имеющиеся в арсенале авторского права – претензия о нарушении прав, восстановление положения, существовавшего до нарушения прав, компенсация причиненных убытков, опровержения, взыскание морального ущерба (в случае с авторами – физическими лицами). Нарушителей авторских прав наказывают также в рамках норм административного и уголовного права. 

Чтобы иметь «под рукой» доказательства, многие авторы пользуются возможностями добровольной регистрации прав, в том числе, и на такие сложные объекты, как анимационные фильмы. Добровольную регистрацию называют еще депонированием авторских произведений. Специализированные электронные реестры, хранящие эталонные копии произведений на определенных условиях, в случае необходимости могут выдать документы, которые будут являться допустимыми доказательствами в суде. 

Таким образом, имеющие документы, подтверждающие авторство, аниматоры (художники-постановщики мультипликационного фильма) находятся в более выгодном положении по сравнению с теми, кто таких доказательств не имеет. 

Вывод. Создатели мультипликационных фильмов получили законный статус авторов произведения в целом, что позволяет им использовать все многообразие защиты своих прав, в том числе, на получение вознаграждения от проката фильма. Это, безусловно, большой и значимый шаг в сторону развития этого жанра творчества.

 

Читайте также