Авторские права ювелира

кольцо

Успех бизнеса в ювелирной сфере во многом определяется уникальностью дизайна изделий. Сочетание искусства ювелира и дизайнерского решения рождают шедевры в камне и металле. Как защищаются авторские права в этой сфере – рассмотрим в статье. 

Обладание уникальным украшением – особое удовольствие. Разумеется, приобретенное изделие можно использовать в личных целях, а также распоряжаться им как вещью. А вот изготавливать с него копии и использовать в целях извлечения прибыли – уже будет нарушением авторских прав. 

Что защищается авторским правом в ювелирной индустрии

Если мы обратимся к действующему законодательству, то в ст. 1259 ГК РФ увидим перечень объектов, которые защищаются авторским правом. К сфере ювелирного искусства относится защита графики, дизайна в сфере декоративно-прикладного искусства. Напомним, что законом не охраняются идеи, концепции, способы, а к объектам охраны относятся только материальные воплощения идей. 

Для ювелиров и бизнесменов в этой сфере имеет значение дизайн конкретного украшения. Ведь повторение и свободное копирование уже нарушит эксклюзивность и повлияет на ценность итогового изделия. Поэтому важно защищать сам дизайн, решение, выраженную в конкретной форме задумку. Каждый новый созданный эскиз ювелирного изделия будет самостоятельным объектом авторского права. 

В концепции авторского права охрана произведения начинается с момента его создания в объективной форме, доступной для восприятия другими людьми. Не нужно объекты регистрировать, получать на них документы и что-то кому-то доказывать на стадии рождения творения. Доказывать авторство придется, когда права будут нарушены. 

Таким образом, применительно к ювелирной индустрии, если дизайн изделия кто-то скопировал и запустил свою коллекцию на основе чужих эскизов, то именно автору придется доказать свою правоту и претензии.

Как минимум, если дело дойдет до суда или официальных разбирательств до зала судебного заседания, то придется доказать:

  • что эскиз придуман и изготовлен этим автором;
  • что произведение родилось раньше, чем его использовал кто-то другой (так называемый приоритет создания);
  • что имело место нарушение авторских прав, в чем оно выразилось и какой ущерб в результате этих действий причинен автору или правообладателю.

И вот тут успех защиты прав во многом зависит от того, как и с помощью каких способов автор-ювелир защитил дизайн своих украшений или изделий. 

Как защитить дизайн ювелирного изделия

Есть несколько вариантов обеспечить себя доказательствами авторства. 

В рамках авторского права доказывать свое авторство можно любыми способами. Сохранять промежуточные эскизы, фиксировать с помощью фотографий этапы создания украшения определенного дизайна и т.д. Но самый удобный и наиболее дешевый способ - добровольная регистрация – депонирование. Объекты авторского права загружаются в электронный реестр, а организация, которая управляет этим реестром, обеспечивает своего клиента документами, когда это будет необходимо. Документы о депонировании принимаются судом в качестве доказательства авторства. Автор или правообладатель взаимодействует с организацией, управляющей реестром, на условиях договора, где предусматриваются правила загрузки и хранения эталонного файла, сроки, стоимость услуг и другие особенности. 

В случае с ювелирными изделиями депонируется их описание, фотографии, схемы, рисунки, чертежи, эскизы. Современные реестры принимают любые виды файлов. 

Защитить права ювелира можно и в рамках патентного права. Статья 1352 ГК РФ определяет понятие промышленного образца - решение внешнего вида изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства. Если изделие будет новым и оригинальным, то у автора ювелирного шедевра будут все шансы получить патент и защитить свой дизайн. Патент может быть получен и организацией, занимающейся изготовлением такого рода изделий.

Это более финансово затратный путь защиты права (стоимость процедуры получения охранных документов на промышленный образец может достигать 120 000 рублей), кроме того, он действует ограниченный период времени. Первый патент на промышленный образец получается на пять лет, затем его можно продлевать, но не более чем на 25 лет. Продление также оплачивается пошлинами. Зато у автора есть документ, который будет являться главным козырем в борьбе с изготовителями контрафакта. В ряде случаев эти затраты времени и средств окупаются и способствуют не только росту прибыли, но и играют роль в маркетинговых стратегиях. 

Еще одним вариантом защиты может быть регистрация изделия как товарного знака. Процедура также требует финансовых затрат (до 80 000 рублей), но зато позволяет получить конкурентное преимущество в сфере ювелирного производства и защитить бренд, дизайн или решение. Так, у всемирно известного изготовителя ювелирных изделий, владельца бренда Cartier, есть зарегистрированные товарные знаки (например, форма браслета). Изготовление данного изделия без согласия правообладателя будет являться нарушением его прав. Доказательствами наличия права в данном случае служат документы государственного образца.

Регистрация промышленного образца и товарного знака – процедуры с множеством нюансов, поэтому правильнее будет использовать сопровождение юриста. С депонированием справиться можно самостоятельно. Кроме того, стоит учитывать еще и такой момент. Если авторские права на первоначальное изображение или на дизайн ювелирного изделия будут оспорены, то могут быть оспорены и права на промышленный образец и товарный знак. Поэтому депонирование в рамках защиты изделия по нормам авторского права является необходимым шагом, в том числе, как часть стратегии защиты прав на этапе получения патента на промышленный образец и свидетельства на товарный знак. Особенно в ситуации, когда период патентования промышленного образца составляет 20 месяцев, а получение свидетельства на товарный знак – 18 месяцев. 

Авторские права ювелира 

Права автора ювелирного изделия или дизайна украшения состоят из двух аспектов. Личные неимущественные права являются неотчуждаемыми и действуют бессрочно. Это право авторства, право на имя, на неприкосновенность произведения. Имущественные права предполагают распоряжение результатом творчества, в том числе, таким образом, чтобы он приносил прибыль обладателю. 

В отношении объекта охраны можно заключать сделки, передавать его по наследству, использовать любыми доступными способами без нарушения прав и интересов иных лиц. 

Говоря о распоряжении правами в ювелирной индустрии, следует отличать права на интеллектуальную собственность от прав на конкретный объект. Приобрести серьги или колье для собственного использования не будет нарушением права, а вот изготовление копии и продажа с целью получения прибыли – уже неправомерное действие и карается санкциями. 

Имущественное право может быть передано по лицензионному договору. Например, эскиз кольца может быть предметом сделки, согласно которой автор или правообладатель наделяет третье лицо правом изготавливать изделия по этим эскизам на определенных условиях и в течение определенного времени. Таким договором может быть ограничена территория, на которой может применяться данный эскиз, а также дополнительные права – например, возможность изменения, доработки, усовершенствования и т.д. 

Приобрести можно также весь объем имущественных прав на неопределенный срок, такой договор называется договором об отчуждении авторских прав. 

Вывод. В ювелирной индустрии важна эксклюзивность. Авторам выгодно защищать свои работы и эскизы, поскольку на изготовление каждого уникального объекта требуется много времени, усилий и творчества. Для производителей изделий ювелирного направления также важна защита интеллектуальной собственности, поскольку именно на ней строится в основном бизнес и от наличия и эксклюзивности прав зависит уровень дохода. 

 

Читайте также