Авторские права звукорежиссера

звукорежиссер

Несмотря на то, что лавры успеха и популярности у зрителя достаются по большей части автору и исполнителю музыкальных произведений, роль звукорежиссера в рождении современных композиций также важна. Уровень технических средств, позволяющих сделать из простой мелодии неповторимый шедевр комбинации звуков, дает простор для творчества звукорежиссера. Охраняются ли его права? 

Роль авторских прав звукорежиссера в создании произведений

Работа звукорежиссера нужна не только в индустрии музыки и записи фонограмм. Сегодняшние реалии маркетинга и бизнеса не обходятся без аудиовизуальной составляющей в рекламе. Огромное количество рекламных материалов создается через видео-ролики, аудио-сообщения. Звукорежиссер как раз отвечает за эстетичность, качество и техническую составляющую аудио контента. Воплощенные в жизнь идеи записи звука, наложения одного звука на другой могут являться главным фактором успеха продвижения бизнеса. Качественные аудио записи, за которые тоже часто отвечает звукорежиссер, также являются основой многих бизес направлений. Таким образом, талант и творчество звукорежиссера часто необходимы в разных сферах жизни, шоу бизнеса и иного бизнеса. А поскольку данный результат работы представляет из себя определенную ценность, то эту ценность необходимо охранять и регулировать права на нее. 

Если результат работы звукорежиссера является творческим, и он выражен в определенной форме, доступной для восприятия иными людьми, то такой результат является объектом авторского права. Только созданное человеком творчество охраняется пока по законам РФ. Иными словами, не будет предметом охраны механическая запись звука без вложения в нее творческой составляющей, таланта, личного видения, без отпечатка личности звукорежиссера. Равно как не будут охраняться и записи, созданные с применением только технических средств или искусственного интеллекта. 

И здесь кроется очень важный момент – отличие авторских прав звукорежиссера от смежных прав изготовителя фонограмм. 

Объект охраны творчества звукорежиссера – это в настоящее время не просто фиксация какого-либо музыкального произведения, не банальная звукозапись, а результат тембровой обработки, смешения отдельных ранее записанных источников звука, их монтирование, создание итогового звучания. Такую работу можно сравнить с результатом работы художника, только смешиваются не краски, а звуки. Разумеется, этот вид деятельности – самостоятельное творчество, результат таланта и определенных навыков, умений и мастерства. Такой вид творчества стал доступен сравнительно недавно, как появилась техническая возможность такой работы со звуком. 

Права звукорежиссера 

Итак, если есть объект охраны, на него возникают права автора. У звукорежиссера, как и у любого автора любого объекта авторских прав, есть комплекс правомочий. Это имущественные права – возможность распоряжаться результатом своей работы и творчества, извлекать из него коммерческую выгоду, распространять и т.д. Второй аспект – личные неимущественные права – называться автором, проставлять свое имя на экземплярах записи, защищать свое творчество от несанкционированных изменений.

Если личные неимущественные права неотчуждаемы, то исключительные могут передаваться по сделкам и по наследству. Это важный момент для деятельности звукорежиссера, поскольку зачастую результат его труда является составной частью сложных объектов охраны. К сложным относятся, например, кинофильм, мультипликационный фильм, аудио-визуальное шоу, показ, телепередача и т.д. Для рождения данного объекта охраны многие участники вкладывают свой творческий труд, являясь соавторами. Как правило, созданием сложного объекта руководит одно лицо – физическое или юридическое. Оно же выстраивает правоотношения с участниками. Это может быть, например, продюсер. Заключая договор со звукорежиссером, в нем, как правило, регулируются вопросы передачи прав звукорежиссера на результат его интеллектуальной деятельности.

Если звукорежиссер выполняет свою работу в качестве наемного сотрудника в рамках трудовых правоотношений, то к результатам его интеллектуальной деятельности применяются правила о служебном произведении. По умолчанию права на такие результаты принадлежат работодателю, но стороны могут предусмотреть иное распределение прав соглашением. 

Сложные произведения могут создаваться трудом не одного звукорежиссера, а целой команды. Тогда будет идти речь о соавторстве, если в результате их совместной деятельности рождается самостоятельный объект, входящий в состав сложного произведения. Действующее законодательство признает равный вклад каждого соавтора в создание итогового результата, поскольку ст. 1258 и ст. 1229 ГК РФ содержат правило о распределении исключительного права в равных долях. Но ГК РФ допускает и иное распределение – главное, чтобы соавторы зафиксировали это в соглашении между собой. 

Процедура регистрации авторского права 

Авторские права в России не нужно регистрировать. Обязательной государственной регистрации на эти объекты не предусмотрено, но все более широко развивается добровольная регистрация или депонирование. Она важна, поскольку авторы стремятся защитить свои права на случай будущих споров или посягательств, ведь по закону именно автору придется доказывать свое авторство на произведение. 

За небольшие деньги, не выходя из дома, онлайн, можно загрузить результат своего творчества в специальный электронный реестр объектов авторского права и иметь в случае необходимости документы о приоритете создания и о формальном авторстве. 

Если речь идет именно об авторском праве звукорежиссера на результат своего творчества, то в реестр он может загрузить результат работы над мелодиями и звуком в виде аудио файла любого подходящего формата. При необходимости судебной защиты организация, управляющая реестром, выдаст документы для суда. 

Меры защиты прав звукорежиссера

Действующее законодательство, к сожалению, не дает конкретики, как защищать свои права именно звукорежиссерам. Можно применять только общие нормы права о гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности. Но главный момент – отличать возникновение и защиту авторских прав от смежных прав изготовителя фонограммы. Если имеются сомнения или разграничить результаты деятельности сложно, лучше составлять грамотные договоры, которыми регулируются взаимоотношения между звукорежиссером и заказчиком. Договоры важны, когда работа звукорежиссера предполагается как вклад в создание иного, сложного объекта охраны авторским правом. По грамотно составленному договору иногда защитить свои права проще и быстрее, чем по общим нормам авторского права. 

Если же звукорежиссер создал самостоятельное произведение, и оно охраняется как отдельный объект, то наличие добровольной регистрации также облегчает защиту. Останется доказать причиненный ущерб или факт нарушения. 

Как и при иных нарушениях авторских прав с нарушителя можно взыскать причиненный его действиями ущерб в полном объеме, а если рассчитать его в определенной сумме невозможно, то потребовать выплаты компенсации в твердой сумме. Размер компенсаций определяется судом с учетом характера нарушения, личности нарушителя, наличия умысла и многих иных факторов. 

Выводы. Как мы видим, такой объект охраны, как творчество звукорежиссера, появился сравнительно недавно. Нормы авторского права же существуют еще в том виде, как они зарождались до появления современного творчества, поэтому нормативное регулирование не всегда успевает за технологиями и новыми творческими направлениями. Поэтому пока при охране прав звукорежиссера приходится довольствоваться общими принципами авторского права и общими нормами об объектах охраны.

 

 

 

Читайте также