Авторские права кинооператора

кинооператор

Киноиндустрия – это целый мир взаимоотношений, сложных и с правовой точки зрения, и с творческой, и с коммерческой. Объединение усилий и таланта множества людей рождает объект охраны авторским правом – кинофильм, состоящий из разных самостоятельных объектов охраны. Как защитить права такой важной фигуры в кинопроизводстве, как оператор, поговорим в статье. 

Какие элементы кинооператорской работы могут быть защищены авторским правом

Если мы обратимся к нормам Гражданского кодекса РФ, статьям раздела об авторском праве, мы не увидим там такого отдельного объекта охраны, как кинооператорская работа. Охраняется кинематографическое произведение, которое является сложным, составным. Здесь российское законодательство повторяет нормы Бернской конвенции и Всемирной конвенции об охране авторских прав, в которых указано также, что кинематографическое произведение и произведение, созданное способом, аналогичным кинематографии, охраняется как объект авторского права. 

Но кинофильм – это всегда результат творческого союза и взаимодействия огромного количества людей – это и авторы сценария, композитор, гримеры, костюмеры, художники, кинооператоры, актеры, звукооператоры и т.д. Каждый из участников творит в своей области, внося результат своей деятельности, своего таланта в общее дело, которое потом превращается в такой сложный объект охраны. 

Кто же автор кинофильма? Закон говорит, что авторами кинематографического произведения признаются автор сценария, режиссер-постановщик и композитор, который написал музыку или песню специально для данного фильма. Звучит логично, ведь именно эти люди внесли наибольший вклад и без сценария, без музыки, а также без руководящего начала и объединяющей роли режиссера не получился бы итог творческого союза. А как же быть с остальными, кто работал над фильмом? Например, оператор.

Закон говорит о том, что любой результат творческой деятельности человека, выраженный в объективной форме и который возможен к восприятию другим человеком, охраняется авторским правом. А это означает, что и грим, и костюм, и зарисовки художника являются объектами охраны их авторов. 

Что касается оператора, то тут есть некоторый нюанс. Авторское право рождается там, где есть творческая составляющая деятельности, где результат работы связан с личностью автора, где в результате работы выражается внутренний мир, видение, талант конкретного человека. Может ли быть работа кинооператора творческой? Безусловно, иначе бы такой отдельной номинации, как приз за лучшую операторскую работу, не было бы на различных кинофестивалях и конкурсах. Может ли быть фильм снят без творчества оператора? Тоже ответ положительный. Актеры могут сыграть свои роли на камеру, которая закреплена на штативе, или находится в руках отдельного человека, который будет выполнять указания режиссера-постановщика и реализовывать не свое, а именно его видение процесса. То есть главным фактором, чтобы признать работу кинооператора объектом авторского права, является то, насколько оператор свободен в реализации своего творческого выбора, насколько он вложил свой талант в результат и в рождение аудиовизуального произведения. 

Кинооператор работает над созданием разных фильмов – художественных, документальных, хроник и т.д. Например, в составе художественного фильма есть эпизод, где ведутся съемки природы, и эти съемки сделаны на высоком уровне и с творческой составляющей. Будет ли этот эпизод объектом охраны? Да, и его использование без согласия автора всего аудиовизуального произведения и автора этого эпизода – кинооператора – будет нарушением авторских прав. 

Кинооператор может быть автором документального фильма, например, если он совмещает в себе и роль режиссера-постановщика. Если, например, один человек снимал извержение вулкана и смонтировал на основе своей операторской работы документальный фильм, то он будет единоличным автором данного фильма. 

Если оператор снимал документальный ролик или фильм, и в кадре имеются люди, не актеры, то здесь придется учитывать права таких людей, поскольку оператор будет использовать их изображения. Для попавших в кадр лиц будет сохранено личное неимущественное право на изображение (ст. 152.1 ГК РФ). Согласно данной статье для использования объекта охраны – созданного аудиовизуального произведения – необходимо согласие гражданина, снятого на пленку.

Вернемся к художественной киноиндустрии. В любом случае при производстве сложного произведения со всеми участниками заключаются договоры, и кинооператор – не исключение. Чтобы заведомо исключить споры о наличии или отсутствии творческой составляющей в работе оператора, логичнее презюмировать, что такая составляющая есть (иначе бы не имело смысла приглашать в команду такого специалиста), и кинооператор создает произведение, которое охраняется. Поэтому в договоре определяются условия отчуждения его авторских прав в пользу того лица или тех лиц, кто будет значиться авторами киноработы. Эти договоры могут регулироваться гражданским законодательством или трудовым.

Если кинооператор является штатным сотрудником киностудии и выполняет свою работу в рамках трудовых отношений, то к его работе применяются правила о служебном произведении. Изначально на такое произведение права возникают у работодателя. Но правило это можно изменить соглашением сторон.

Таким образом, результат работы кинооператора, если в него вложен творческий труд, охраняется законом и может быть передан правообладателю сложного произведения по договору, или просто иному правообладателю, кто заинтересован в приобретении конкретного объекта в коммерческих целях.

Процедура регистрации авторского права 

Авторские права по законам Российской Федерации не подлежат обязательной регистрации. Поэтому и на кинооператорскую работу охрана распространяется без каких-либо формальных действий. Если возникает ситуация, когда есть риск, что созданный оператором объект может быть использован кем-то не в интересах автора, такой объект можно зарегистрировать в специализированном реестре авторских прав в рамках добровольной регистрации. Этот процесс еще называют депонированием. 

Коммерческие организации, управляющие такими реестрами, оказывают и сопутствующие услуги – предоставляют документы на случай споров, предоставляют гибкие условия хранения файлов и т.д. Депонировать можно файлы любого формата, включая видео файлы.

Через депонирование работу кинооператора на отдельные элементы съемок можно защитить и предоставлять ее затем режиссерам на условиях различных договоров – отчуждать авторское право полностью (имущественное право), либо на условиях исключительной или неисключительной лицензии. 

Таким образом, добровольная регистрация авторских прав на работу кинооператора требуется не всегда, но в отдельных случаях она может стать необходимой и важной для автора. 

Особенности защиты авторских прав 

Каких-либо особенностей защиты авторских прав именно кинооператора закон не устанавливает. Разве что имеется специфика определения отдельного объекта охраны – вычленения как отдельного объекта результата работы именно этого субъекта. В остальном кинооператорская работа охраняется, как и любые другие произведения авторского права – видеоролики, видеоигры, театральные постановки и т.д. 

Авторское право презюмируется, и в случае нарушения его исключительных и личных неимущественных прав автору придется доказывать, что объект создан его трудом. Доказать это можно различными способами, но наиболее удобным является все же депонирование. В случае работы оператора в составе команды создателей фильма, условия защиты его прав оговариваются в договоре. Этот момент, возможно, даже более важный, чем возможность депонировать произведение. На каких условиях он отчуждает свои имущественные права, какая за это выплачивается компенсация – все это должно стать предметом соглашения о порядке взаимодействия кинооператора с режиссером-постановщиком или иным правообладателем на конечный продукт. 

Последствия нарушения авторских прав

Права любого автора, и кинооператор тут тоже не исключение, охраняются гражданским, административным и уголовным законодательством. К кинооператорской работе применяются все нормы права, какие мы используем при защите авторов. К гражданско-правовым мерам защиты относятся возмещение причиненного ущерба (если его можно посчитать в определенной денежной сумме и доказать, что именно в этой сумме случились потери у автора), а также выплата компенсаций (если размер ущерба определить сложно). Гражданско-правовые меры традиционно призваны компенсировать потери автора из-за неправомерных действий нарушителя, тогда как административное и уголовное право является, скорее, больше карательным механизмом.

Административная ответственность устанавливается по отношению к нарушениям любых авторских прав, она определена в виде штрафов, обязательных работ и т.д. Уголовная – наиболее серьезное наказание, практика применения уголовного законодательства по отношению к нарушителям авторских прав очень скудная, но, тем не менее, в законе она есть. 

Выводы. Законодательство не в полной мере отвечает на возникающие на практике ситуации с правами на творчество именно кинооператора. Представляется, что надо исходить из того, что если созданным оператором объектом может воспользоваться недобросовестно иное лицо, то его стоит защищать через депонирование, если же творчество оператора включено в состав группы людей, создающих сложное аудиовизуальное произведение, то стоит обратить внимание на урегулирование всех правоотношений с оператором в заключаемом договоре. Там предусмотреть и вопросы авторского права на операторскую работу. 

 

Читайте также