Авторские права сценариста

сценарист

Сценарист в современных реалиях – это не только важная фигура в киноиндустрии. Сегодня без сценариста не обходится множество направлений бизнеса, невозможно функционирование медиапространства и даже образования. Интеллектуальный труд сценариста требует охраны. Об этом и поговорим. 

Если мы чуть выйдем за рамки привычной ассоциации с созданием сценария для фильма, то увидим, что сценарист задействован в создании видеоигр, ток-шоу, сложных мультимедийных проектов (порой даже с дополненной реальностью), концертов. Различные бизнес-мероприятия, такие как выставки, презентации высокого уровня требуют привлечения сценариста, как одного из важных фигур всей команды организаторов. Детские шоу, праздники, модные показы, квесты, мероприятия по тимбилдингу и даже корпоративы. Не забываем также влиятельных блогеров (и не только влиятельных), для которых нужны сценарии роликов и маркетинговых видеоматериалов, онлайн-школы, где требуются сценаристы для прописывания уроков и иного обучающего контента. 

Целые бизнесы могут быть построены на работе автора сценария. Вспомним, например, некоторые успешные детские каналы, где сценарий является основой успеха, и где сценарист играет ключевую роль в создании продукта, как развлекательного, так и обучающего. Многие каналы весьма успешны и приносят неплохую прибыль.

Как видим, сфер приложения труда и креатива со стороны сценариста немало. И в каждом случае интеллектуальный труд такого профессионала имеет ощутимую ценность, особенно, если создаются продукты коммерческого назначения или с потенциальным коммерческим результатом. Таким образом, важность фиксации прав сценариста, а также важность защиты таких объектов интеллектуальной собственности, как сценарии, сложно переоценить. 

Сценарий как объект интеллектуальной собственности

Гражданский кодекс РФ в ст. 1259 называет произведение сценографического искусства одним из объектов авторских прав. Однако больше нигде в законах мы не найдем определение и признаки такого объекта. Как правило, определение сценария сводится к более узкому – вид художественного творчества в сфере оформления спектакля или иной сценической постановки. Аналогично можно вывести определение сценария в сфере киноискусства. Главным признаком здесь является возможность воссоздать по сценарию некое оформление, результат, доступный для зрительного восприятия.  

Сценарий зачастую является составной частью сложного произведения, которое в целом также охраняется авторским правом. Например, творческий вклад автора сценария является частью командной работы при создании такого аудиовизуального произведения, как кинофильм, наряду с работой композитора, художника, оператора и т.д. Таким образом, отдельный объект авторского права как сценарий может быть составной частью более сложного объекта охраны, как, например, художественный кинофильм. 

Напомним, что авторским правом не охраняются идеи. То есть если у человека возникла идея сценария, он ее рассказал, а тот человек написал по этой идее сценарий, автором будет тот, кто выразил эту идею на бумаге. В законодательстве закреплено, что объектом охраны может быть только то, что выражено в объективной форме. Никакого плагиата в данном случае не будет. С момента рождения сценария на бумаге возникает авторское право на него.

Особенности защиты авторских прав сценариста

Итак, сценарий – полноправный объект авторского права. У автора возникают на него права двух видов:

  • личные неимущественные права;
  • исключительные (имущественные) права. 

Чтобы не нарушать права автора сценария, необходимо заключать договор, на основании которого охраняемый объект (сценарий) может быть передан. Имущественные права на сценарий могут перейти на основании двух видов договоров:

  • договора об отчуждении права (согласно этому договору права на сценарий переходят в полном объеме и бессрочно);
  • лицензионного договора (здесь оговариваются конкретные сроки пользования объектом авторского права, условия, объем прав, исключительность владения и т.д.).

И тот, и другой договор заключаются в письменной форме и не требуют регистраций. Такая форма взаимодействия между автором и владельцем сложного произведения, которое создается с использованием сценария, выгодна обоим сторонам. Автор получает справедливое вознаграждение за свое творчество и труд, а продюсер, или коммерческая компания, или иной владелец прав получает гарантии, что автор не будет препятствовать дальнейшему использованию фильма, программы, шоу или иного подобного объекта. 

Существует еще договор авторского заказа, согласно которому сценарий может быть написан на заказ, под конкретный запрос с установлением неких вводных данных. Тогда судьба сценария и владения им (имущественные права на него) прописываются в этом договоре. Например, если бизнесмен заказывает мини-фильм, видео-ролик, который он впоследствии планирует использовать в коммерческих целях или в рекламной кампании, то со всеми участниками процесса – оператором, актерами, сценаристом и т.д. должен быть заключен договор, где будет условие об отчуждении всех исключительных прав на объекты, являющиеся составными частями конечного объекта. 

Наличие договорных отношений все равно не является гарантией отсутствия проблем в будущем. Важно правильно составлять договоры, прописывать взаимные права и обязанности, детали на случай разбирательств в судах. Грамотнее привлечь специалистов к данной задаче.  

Как и в случае с любыми объектами авторских прав, личные неимущественные права сценариста на сценарий являются неотчуждаемыми. Автор сценария всегда будет иметь право быть указанным в качестве создателя, защищать свой сценарий от несанкционированных искажений и изменений. 

Исключительные права предполагают, что автор праве распорядиться сценарием по собственному усмотрению, например, продать его или передать на каких-либо иных условиях. 

Поскольку сценарий – объект специфический в том плане, что он, в отличие от литературного романа, например, изначально создается для того, чтобы на его основе родилось иное произведение – спектакль, шоу, игра, фильм, видеоролик и т.д., его защитить наиболее важно. 

Права на произведение, которое создается на основании сценария, зачастую принадлежат киностудиям или продюсерам (в случае с кинофильмами), театрам (в случае со спектаклями) и т.д. Права на ролики могут принадлежать также физическим лицам, если речь идет о их личных страницах в социальных сетях и не только. 

Процедура регистрации авторского права на сценарий

Российское законодательство не требует государственной регистрации прав на объекты авторского права, сценарий тут не исключение. Защитить и доказать свое авторство сценаристу можно с помощью тех же инструментов, как и авторам иных произведений. Например, можно заверить авторство через нотариуса, направить самому себе письмо со сценарием (при этом необходимо хранить конверт невскрытым и вскрыть его тогда, когда понадобится доказать приоритет создания и авторство).

Самым современным способом фиксации авторства является депонирование в электронных реестрах, специально созданных для целей хранения объектов авторских прав и объектов промышленной собственности. 

Фактически депонирование – это добровольная регистрация прав и приоритета создания произведения. В случае со сценарием его текст загружается в виде текстового эталонного файла в электронный реестр, причем делается это онлайн. А система обеспечивает его хранение на определенных условиях за вознаграждение. Тарифы отвечают запросам клиентов, система проставляет метку времени, хранит, помимо эталонного файла, информацию об авторе, месте и времени создания сценария, наличии соавторов, наименовании и т.д. В случае необходимости организация, управляющая реестром, выдает документы, в том числе, для предоставления в суд. 

Какие меры защиты доступны сценаристу в случае нарушения его авторских прав

Основная проблема авторского права при защите авторами своих интересов состоит в том, чтобы иметь доказательства, что объект создан своим творческим трудом. Гражданское процессуальное законодательство строится на принципе, что каждая сторона обязана доказать то, на что она ссылается. И если автор будет ссылаться в претензиях или в исковом заявлении на то, что его права нарушены, а сценарий позаимствован незаконно, ему придется доказать, что сценарий создан именно им.

Если такие доказательства имеются, то арсенал средств защиты достаточно широк. К тому, кто незаконно воспользовался текстом сценария, можно предъявить досудебную претензию, потребовать прекратить использование чужого интеллектуального труда или потребовать возмещения причиненного ущерба. Если претензия не принесла результата, то спор переходит в зал судебного заседания. 

В рамках гражданско-правовых мер защиты автор сценария может претендовать на получение компенсации за незаконное использование сценария или возмещения ущерба. Компенсация применяется тогда, когда размер ущерба определить затруднительно. Если есть возможность предъявить в суде доказательства размера причиненного ущерба, то сценарист вправе требовать его возмещения в полном объеме. 

За нарушение авторских прав предусмотрена также административная ответственность и даже уголовная. Эти меры, скорее, относятся к защите интересов общества и государства, являются больше мерами наказания и предотвращения нарушений в будущем. Но как средство воздействия на нарушителя также могут применяться и авторами.

Выводы. Сценарий в современном мире не ограничивается киноиндустрией. Развитие видео-контента, цифровых технологий дает широкий простор для творчества авторам сценариев. Их права защищаются нормами закона, однако, учитывая специфику авторского права, сценаристам стоит позаботиться о наличии доказательств своего авторства самостоятельно. 

 

Читайте также