Авторские права певца

певец

Чуть больше века назад вопрос о сохранении прав на исполнение даже не стоял – ведь права певца исчезали сразу после исполнения, зрителям и певцам оставались только впечатления и эмоции. Но с изобретением записей, а затем с развитием интернета и нового формата медиа-общения эти вопросы уже стали приобретать значимость. Как защищать права певцов – рассмотрим в статье. 

Значимость авторских прав певца в музыкальной индустрии

Деятельность певца-исполнителя очень многогранна, достаточно чуть вспомнить наличие видов, жанров музыки. Именно применительно к исполнению можно выделить творческую составляющую этой деятельности – ведь одну и ту же мелодию (со словами или без) можно спеть очень даже по-разному. Вариативность исполнения, а также пространство для фиксации этого творчества, позволяют рождаться многим объектам охраны. 

Каждое исполнение уникально. Если речь идет об опере, оперетте или ином жанре классического пения, то исполнение конкретного певца может быть визитной карточкой целого спектакля, а порой даже и всего театра. Зрители идут на индивидуальность певца, его характер, харизму, проявляющуюся в исполнении. Разумеется, такое исполнение – это предмет охраны, поскольку представляет из себя ценность, ведь певец делится не только не своим талантом, но и представляет публике результат огромной работы, тренировок, репетиций – в хорошо поставленный голос вложено много сил, средств, времени.

Если речь идет не о профессиональном исполнении, то оно может быть не менее ценным. Кавер-группы, например, собирают огромные залы, а конкретный подросток, исполняющий песни в роликах соцсетей, может быть настолько популярным, что его исполнение может быть предметом рекламы, а значит, представлять также немалую коммерческую ценность. 

Таким образом, исполнение – это важный объект авторских прав, который необходимо защищать, особенно в современном медиапространстве. 

Какие элементы могут быть защищены авторским правом 

Российское законодательство (подп. 1 п. 1 ст. 1304 ГК РФ) дает не очень пространное определение исполнения – это результаты исполнительской деятельности. Закон четко определяет, что права на исполнение могут возникнуть только у человека (шарманки и всякие подобные инструменты, исполняющие мелодии, не порождают субъектности). 

Права исполнителя (причем, не важно, сопровождается ли исполнение музыкой, есть ли слова и т.д.) важны, поскольку именно исполнитель доносит творчество автора до аудитории. Сама по себе написанная песня может быть неизвестной, пока исполнитель своим творчеством не обнародует ее слушателям и зрителям. Такие права называют в законодательстве смежными. Они тесно связаны с правами автора, поскольку реализоваться могут только с согласия автора музыкального произведения, в данном случае автора песни. 

Какие права возникают у певца

Все, что непосредственно представляет собой исполнение и сопровождает его, является предметом охраны. С момента выхода певца на сцену и до окончания исполнения. В отношении этого объекта у певца возникает комплекс прав, который аналогичен правам автора, за исключением обнародования и отзыва произведения. Это личные неимущественные права – право быть названным по имени или псевдониму, право на защиту от искажения и преобразования, право авторства исполнения. Второй аспект прав – имущественные – право распоряжаться исполнением по своему усмотрению без нарушения прав и законных интересов иных лиц и при соблюдении прав автора на песню. Например, к имущественным правам относится право на получение вознаграждения за исполнение на публике и (или) передачу в эфир или по кабелю фонограммы, опубликованной в коммерческих целях (ст. 1326 ГК РФ).

Имущественные права (исключительные) певца охраняются всю жизнь исполнителя и пятьдесят лет после его смерти. Личные неимущественные не ограничены сроком. Имя исполнителя, например, будет охраняться всегда.  

Смежные права исполнителя хоть и связаны с авторскими правами, но действуют в то же время самостоятельно. Например, если права автора песни переданы иному лицу, то право на уже состоявшееся исполнение этой песни певцом не прекращается. Сама по себе охрана авторства, имени певца, неприкосновенность исполнения, а также охрана исключительных прав, производится по тем же правилам, что и охрана прав авторов песен (ст. 1316 ГК РФ).

Часто происходит так, что певцы объединяются в коллективы, ансамбли, дуэты. В этом случае рождается исполнение в сотворчестве. Закон определяет, что смежные права на совместное исполнение принадлежат совместно принимавшим участие в его создании членам коллектива исполнителей (ст. 1314 ГК РФ). Соавторство на исполнение возникает независимо от того, является ли исполнение единым целым или состоит из отдельных элементов. В данном случае всем участвующим исполнителям придется договориться, как осуществлять права на такое исполнение. Соглашением может быть делегировано управление одним лицом или совместно всеми членами коллектива певцов. 

Если исполнение песни совместно рождает единое целое произведение, то ни один из певцов не вправе запретить его использование. Каждый член коллектива певцов может самостоятельно защищать свои смежные права на совместное исполнение, в том числе в случае, когда такое исполнение образует неразрывное целое.

Исполнение может рождаться в рамках служебного задания (не только личное, но и коллективное). К возникшим таким правам при наличии трудовых правоотношений певцов применяются правила соответствующих статей ГК РФ о служебном произведении

Стоит также помнить, что смежные права певца могут быть составным элементом более сложного произведения, например, аудиовизуального номера шоу. Тогда, наряду с правами певца, будут охраняться права гримера и костюмера, постановщика света или иных специальных эффектов и т.д.  

Процедура регистрации авторского права певца  

Для возникновения, реализации и защиты смежных прав не требуется их государственная регистрация или соблюдение каких-либо других формальностей. Как только исполнение состоялось в объективной форме, которую могут воспринять слушатели или зрители, объект уже имеется в наличии и права на него охраняются. 

Но если создается угроза нарушения права певца или нарушение уже состоялось фактически, то придется доказать свое авторство на объект смежного права. И здесь уже возникают сложности. 

Наиболее простым решением видится добровольная регистрация авторских и смежных прав, которая набирает популярность из-за своей надежности и простоты. Фиксацию исполнения необходимо загрузить в специальный реестр прав и выбрать условия хранения такой эталонной копии. Этот процесс называется депонированием. Многие организации предоставляют такие услуги, в случае необходимости они выдают документы для защиты прав певцов в суде. Гибкие тарифы, доступность реестра онлайн, возможность загрузки любых типов файлов, надежность хранения через использование современных криптографических средств – вот основные преимущества современной фиксации авторских и смежных прав. 

Особенности защиты авторских прав певца 

Защищать свои смежные права певец может теми же средствами и способами, что и любой автор – это предъявление претензий и обращение в суд за возмещением ущерба или взысканием компенсации. Со стороны государства нарушители наказываются штрафами в рамках административных дел и более серьезными санкциями в рамках уголовного преследования. 

В отношении прав певцов достаточно широко развито коллективное управление их правами и, соответственно, защита прав такими организациями. Такие аккредитованные организации вправе от имени певцов подавать иски в суды, взимать плату за пользование объектами авторских и смежных прав и выполнять иные функции по представлению прав певцов. Аккредитованные организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами предоставляют самую быструю защиту без соблюдения различных формальностей. Однако певец должен быть членом такой организации, делегировать ей представление своих интересов и, соответственно, оплачивать такие услуги. 

Особое значение приобретает охрана смежных прав певцов при использовании исполнений в сети интернет – в социальных сетях, при создании роликов, при прямых эфирах, стримах и т.д. В данном случае, чтобы не стать ненароком нарушителем, стоит ознакомиться с правилами площадки, установленными в отношении охраны прав авторов и исполнителей. Многие ресурсы допускают использование их пользователями песен (а, следовательно, и исполнения их) свободно (вернее, оплату отчислений авторам и исполнителям производят сами площадки). Но убедиться в этом стоит заранее. 

Для защиты прав в суде нужно правильно выбрать подсудность, составить исковое заявление, рассчитать размер причиненного ущерба, доказать факт наличия нарушения и причинную связь между неправомерными действиями нарушителя и причинению ущерба певцу. Если рассчитать четкую сумму ущерба не представляется возможным, то можно потребовать выплаты компенсации. Привлечение к административной ответственности не зависит от применения мер гражданско-правовой ответственности. 

Примеры успешной защиты авторских прав певца 

Рассмотрим пример из судебной практики, где судом была восстановлена справедливость в отношении смежных прав. Как видно из судебного акта по делу № А39-6883/2014, исключительные права певцов на свое исполнение были переданы на основании лицензионного договора (исключительная лицензия) юридическому лицу – ООО «Звук-М». Являясь правообладателем на исполнение и фонограммы нескольких песен двух авторов, истец по делу обнаружил нарушение смежных прав – в торговой точке индивидуального предпринимателя в г. Саранске продавались аудиозаписи в формате mp3, на которых содержались исполнения песен, права на которые переданы от авторов исполнения к правообладателю – юридическому лицу. 

Суд исследовал все обстоятельства дела, удостоверился в наличии прав у истца, полученных по договору, проверил наличие факта нарушения. Как суд пришел к выводу о нарушении? По закону РФ использованием исполнения признается, в том числе распространение аудиозаписи исполнения путем продажи на любом материальном носителе. Если факт продажи доказан, а законных оснований к реализации исполнения у продавца не имеется, то можно говорить о совершении нарушения. 

При определении суммы взысканной компенсации суд учитывал характер нарушения, степень вины продавца, отсутствие ранее совершенных подобных нарушений, учел принципы разумности, справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения. В итоге компенсация определена из расчета минимального предела за каждое нарушение прав на исполнение музыкальных произведений, и ее размер составил 180 000 рублей. 

В данном случае истцом выступало юридическое лицо, правообладатель по лицензионному договору, но заявить в суд о восстановлении своего нарушенного права может и сам исполнитель, если его исключительные права не переданы иному лицу. Для взыскания компенсаций и при возмещении ущерба применяются одни и те же статьи законов. 

Выводы. Смежные права исполнителей песен возникают, фиксируются и защищаются аналогично авторским правам. Исполнитель может защитить себя через депонирование произведения в электронном реестре, а в случае нарушения своих прав – обратиться за защитой в судебные органы. 

 

Читайте также