Интеллектуальные права актеров

Интеллектуальные права актеров

По правилам действующего законодательства интеллектуальные права актеров относятся к смежным с авторскими. В этой статье речь пойдет об особенностях их использования и защиты с учетом часто встречающихся на практике ситуаций. 

Актерское исполнение как объект смежных прав

Согласно ст. 1304 ГК РФ в рассматриваемом случае объектами смежных прав признается результат исполнительской деятельности, то есть игра актерами, например, роли в пьесе или в кинематографическом фильме. Но для того, чтобы стать объектом интеллектуальной собственности, актерское исполнение должно соответствовать некоторым критериям. А именно быть выражено в форме, допускающей воспроизведение и распространение. То есть оно должно подлежать записи и дальнейшей перезаписи с целью распространения или без. Здесь необходимо обратить внимание, что речь идет о возможности, а не о факте записи, который обязательным не является. То есть, если кто-то организовал у себя дома домашний спектакль, который никем не был записан ни в аудио, ни в видеоформате, это не значит, что на роли у актеров не появится смежных прав. Другой вопрос, что отсутствие записи на материальном носителе существенно затруднит актеру реализацию его прав, в частности, исключительных, а также правовую охрану и защиту, включая самозащиту. 

Артисты как субъекты смежных прав

По правилам ст. 1313 ГК РФ артист – исполнитель, в рассматриваемом случае актер, признается автором-исполнителем. Им может быть только гражданин, творческим трудом которого создано исполнение. Здесь необходимо обратить внимание, что понятие «гражданин» употребляется в значении «физическое лицо», а не «гражданин РФ», так как исполнителем, актером, может быть и иностранец. 

Согласно ст. 1303 ГК РФ актер является субъектом смежных прав, которые в данном случае включают в себя: 

  • исключительное право;
  • авторство, то есть возможность признаваться автором актерской игры;
  • на имя, то есть указание своего имени или псевдонима на каком-либо объекте, который может помочь идентифицировать исполнителя, например, театральные афише, в титрах кинофильма, на экземплярах дисков с записями фильмов или театральных постановок и т.д.;
  • на неприкосновенность, то есть на защиту от любых искажений, которые могут извратить смысл или нарушить целостность восприятия, например, если актер произносит текст, а на заднем плане звучит определенная музыка, то без согласия исполнителя поменять ее нельзя

Интеллектуальные права возникают у актеров, а также подлежат охране и защите, с момента возникновения, то есть игры актера, и дополнительной регистрации не требуют. От наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение они также не зависят. Но, тем не менее, воспользоваться своими правами актер может только с учетом интересов автора произведения, которое он исполняет. То есть актер не может ничего менять в пьесе, сценарии и т.д., только интерпретировать за счет исполнения. В случае самостоятельного внесения каких-либо изменений, его необходимо рассматривать уже не как исполнителя, а как переработчика, что имеет иные правовые последствия. 

«Театр одного актера» явление, встречающееся не очень часто, обычно речь идет о совместном исполнении произведения актерским коллективом. В этом случае смежные права на исполнение принадлежат всем участникам, независимо от того представляет собой исполнение единое целое или состоит из элементов, то есть независимых друг от друга частей. При коллективном исполнении смежные права осуществляются руководителем коллектива, а при его отсутствии членами коллектива совместно по взаимной договоренности, если соглашение не предусматривает другой вариант. Такое соглашение, обычно, заключается в письменном виде и может оговаривать ряд важных вопросов, в частности, распределение доходов и возможность использования независимых частей исполнения в отдельности.  

Исключительные права актеров

Из всего комплекса прав, смежных с авторскими, использованию, в частности, с целью извлечения материальной выгоды, подлежат только исключительные, которые актер может реализовать любым, предусмотренным законом способом, с учетом существующих интересов третьих лиц. Необходимо обратить внимание, что в силу того, что речь идет о смежных правах на актерское исполнение, реализация исключительных будет выражена в той или иной форме обнародования. Продать или «сдать в аренду» по лицензионному договору исключительные права на само исполнение, как на физическое действие, невозможно. Речь может идти только о записи с помощью технических средств. Итак, актер может использовать свои исключительные права на исполнение следующими способами:

  • передача сообщения в эфир при помощи кабеля или без него. Для того, чтобы реализовать свое право таким способом исполнители, в данном случае актеры, заключают лицензионные договоры с компаниями, которые осуществляют теле-радиовещание. Обычно, они делают это не самостоятельно каждый, хотя при определенных обстоятельствах такой вариант тоже возможен, а через руководителя коллектива актеров, продюсера, продюсерский центр или иным способом, предусматривающим коллективное управление авторскими и смежными правами;
  • доведение исполнения до всеобщего сведения таким образом, чтобы любое лиц могло получить к нему допуск из любой точки и в любое время. В данном случае речь идет о «выкладывании» записи исполнения в сеть Интернет, которая может преследовать получение материальной выгоды, а может и нет;
  • распространение экземпляров записи исполнения. Этот способ также очень редко применяется актерами самостоятельно;
  • запись исполнения при помощи каких-либо технических средств. Обычно это делается с целью дальнейшей реализации экземпляров записи; 
  • прокат оригинала или экземпляров записи исполнения. Этот вариант использования исключительных прав обычно осуществляется актерами через третьих лиц;
  • публичное исполнение постановки, в данном случае речь может идти, например, о выступлении на сцене театра.

Также исключительные права на актерское исполнение, с учетом приведенных выше ограниченней, может быть передана исполнителем по наследству в общем порядке. Кроме того, исключительные права на исполнение часто передаются правообладателю на основании трудового договора, если актер, например, работает в театре. Вознаграждением в данном случае будет заработная плата. 

Защита и охрана смежных прав актеров

Как уже было сказано выше, смежные права на исполнение, в частности, актерское, подлежат правовой охране и защите с момента возникновения и дополнительной регистрации не требуют. Здесь надо уточнить, что вопрос нарушения прав в основном касается нарушения исключительных прав актеров, но возможны и другие варианты, когда, например, несанкционированно воспроизводится эксклюзивная трактовка роли. 

Смежные права актеров, как и любые интеллектуальные, подлежат не только общей правовой охране в соответствии с законом, но и защите, которая может быть судебной, досудебной (претензия) и внесудебной. К внесудебным способам защиты интеллектуальных прав, в первую очередь, следует относить возможность любым обладателем исключительных прав на исполнение, в частности, актером использовать знак правовой охраны смежных прав на экземплярах записи исполнения. Также актер может защитить свои права путем сохранения записи исполнения. Оптимальным способом для этого является депонирование, то есть передача записи исполнения специализированной организации с целью фиксации время передачи и обеспечения отсутствия доступа к записи третьих лиц. 

Заключение

Нарушение исключительных прав актеров весьма распространенное на практике явление. По этой причине для этого вида исполнителей очень важно обращать внимание на лицензионные договора, которые они заключают. Конечно, наиболее часто актер получает гонорар и к дальнейшему распространению экземпляров записи исполнения отношения не имеет, но, если это не так, то к вопросу отслеживания количества распространенных копий необходимо отнестись со всей серьезностью. Также важно приложить усилия для защиты своего исполнения от искажений, например, «вырезок», в чем, безусловно, может помочь депонирование.