Авторские права танцовщика

танец

Хореографическое произведение – сложный объект в вопросах правовой охраны. Нет четких норм в законодательстве, как определять и охранять объект в целом, и как осуществлять правовую охрану в отношении хореографических элементов в составе единого сложного произведения. Но вопросы возникают не только по охране произведений, но и в отношении прав исполнителей хореографии – танцовщиков. 

Искусство многогранно, и танец, хореография занимает в нем достаточно весомую роль. Кроме того, не стоит забывать про творческую составляющую некоторых спортивных номеров – в частности, в фигурном катании хореография является одной из важнейших элементов выступления, которая даже оценивается судьями отдельно. Показательным является случай 2019 года, когда в показательном выступлении Алины Загитовой были использованы хореографические элементы танцовщицы из Штатов Джо-Джо Гомес. Тогда американская танцовщица выразила недовольство использованием ее хореографии. Из данного примера видно, насколько важна фиксация и защита авторского права в сфере хореографии и танца. 

Какие элементы танца могут быть защищены авторским правом 

Если мы обратимся к нормам действующего законодательства, то увидим лишь то, что авторским правом охраняется хореографическое произведение (ст. 1259 ГК РФ). Больше никакой конкретики нет. По отношению к танцу мы можем только применять общие подходы к определению охраняемого произведения – объект должен быть результатом творческого труда и иметь объективное выражение. Но поскольку части единого сложного произведения (по аналогии с кинофильмами, аудиовизуальными произведениями, спектаклями и т.д.) также охраняются авторским правом, можно предположить, что отдельные элементы хореографии также являются объектами охраны. Здесь следует помнить, что составляющие части единого объекта должны обладать всеми признаками целого произведения, чтобы стать самостоятельными объектами охраны. 

Хореографическое произведение представляет собой произведение, которое состоит из совокупности движений и поз, расположенных в определенной последовательности, для создания единого образа, в рамках единой концепции с применением музыкального сопровождения или без него. Как и любое иное творческое произведение, хореография может обладать авторским стилем. Под понятие хореографического произведения в данном определении подпадают любые стили и направления танца, балет, хореография в спортивных номерах, пантомима.

Единое сложное хореографическое произведение может быть также частью другого творческого объекта – например, танцевальный номер как часть театральной постановки или эпизод кинофильма и т.д. И в составе единого хореографического (танцевального) номера могут быть элементы, которые обладают признаками произведения и охраняться, как отдельные объекты в составе сложного. 

Какие части танца могут охраняться самостоятельно? Четкого ответа законодательство не дает. Думается, что это отдельные движения, хореографическая связка, хореографическая фраза, фрагмент и т.д. Однако эти элементы должны быть в определенной степени завершенными, что дает им возможность быть использованными отдельно от произведения в целом без дополнений. Например, сольная партия в составе танца с многими участниками. Следуя такой логике, можно прийти к выводу, что не являются отдельными охраняемыми объектами позы, статичные элементы танца, которые служат для расставления акцентов, для реализации замысла автора, но не являются динамичными. Иными словами, не обладают признаками произведения (ведь танец – это динамический объект). 

Сложность правового регулирования в сфере хореографии еще и в том, что нет единых критериев оценки произведения. Хореографу придется учитывать, не использует ли он элементов, являющихся объектом авторских прав иных лиц или охраняемых как общественное достояние. Не понятно, как в случае с танцевальными произведениями оценивать изменение последовательности элементов или движений, а также дополнение имеющегося танца новыми элементами. Рождается ли при этом новое произведение или видоизменяется имеющееся или вообще имеет место пиратство? Будет ли изменение стиля и жанра танца считаться переработкой произведения? Все эти вопросы являются по большей части оценочными, они не регулируются самостоятельными нормами права в отношении хореографии, а в каждом конкретном случае, если дело доходит до судебного спора, возможно придется привлекать специалистов-экспертов. 

Таким образом, защищается авторским правом и хореографический номер в целом, и его элементы (составные части). 

Важность защиты авторских прав на хореографическое произведение

Важность защиты танцевального произведения переоценить в настоящее время сложно. Мы находимся в эпохе преобладания визуального контента, поэтому реклама, аудиовизуальные эффекты для привлечения внимания, маркетинг во многом построены на использовании визуальных объектов, в том числе хореографии и танца. Использование персонажей, их характерных движений, общеизвестных и популярных элементов танца в коммерческих целях все более распространено. Причем, как говорит практика, пиратским заимствованием в большинстве случаев подвергаются именно составные части сложного произведения. 

Таким образом, для автора такого произведения и для исполнителя, обладающего смежными правами, важно фиксировать свое авторство, чтобы иметь доказательства на случай незаконного использования. 

Танцы и движения на сегодня могут стать неплохим источником дохода и правообладателям не стоит отдавать этот доход тем, кто использует результаты творчества без правовых на то оснований. 

Особенности защиты авторских прав танцовщика 

Создание танцевального произведения автором – это прекрасно, однако его нужно донести до зрителя. И здесь огромная роль принадлежит именно исполнителю хореографии. Для удобства будем называть всех исполнителей различных видов танцев – танцовщиками, хотя для различных направлений в области искусства имеются и специальные термины, обозначающие исполнителей.

Права, возникающие у исполнителя танца, называются смежными с авторскими. Безусловно, крайне важен творческий вклад, талант и усилия именно исполнителя, танцовщика, его харизма, техника, замысел и т.д. Практическое воплощение замысла автора – самостоятельный объект охраны. Даже общеизвестное движение классического балета может быть исполнено медленно или быстро, с определенной динамикой, на полу или в воздухе и т.д. 

С точки зрения правовой охраны право исполнителя охраняется, как и право автора хореографии. Однако есть проблема соотношения прав на само произведение (как цельное, так и его часть) и на исполнение. В современном авторском праве отсутствует система оценки и разграничения произведений от объектов смежных прав. Поэтому к особенностям защиты прав авторов и прав танцовщиков можно отнести тот факт, что каждый индивидуальный случай решается с привлечением различных экспертов и специалистов.

Смежное право может возникать не только у танцовщика, но и организации – театра, например. Это происходит в том случае, если с конкретным танцором заключен договор, ему выплачивается вознаграждение за работу, и его танец (исполнение конкретного произведения как объект охраны) будет расцениваться как служебное произведение. 

Ограничения на использование авторских прав танцовщика 

Поскольку смежные права также охраняются законом, для их реализации нужно получить согласие автора. В данном случае, на исполнение конкретного танца танцовщик должен получить согласие хореографа, который этот танец создал своим творчеством. Иначе использование элементов танца или произведения целиком будет нарушением авторских прав.

Согласие автора выражается заключением договора. Это может быть лицензионный договор – передача прав на определенный срок и в определенном объеме, либо договор передачи авторских прав в полном объеме без срока. В теории заключение таких договоров необходимо по отношению к охраняемым хореографическим произведениям. Однако на практике в России встречаются они достаточно редко. Чаще взаимодействие между авторами и пользователями идет через орган коллективного управления авторскими правами – Российское авторское общество (РАО). Хореографию и танцы оно относит к музыкально-драматическим произведениям, не выделяя в отдельную группу объектов. Таким образом, законно использовать отрывок из хореографического произведения можно, не обращаясь к автору напрямую, а осуществлять взаимодействие с РАО, перечислив им минимальные ставки по установленным тарифам. 

Процедура регистрации авторского права на танец 

В российском законодательстве не предусмотрено обязательной государственной регистрации авторских прав. Произведение охраняется с момента создания его в объективной форме, никаких формальных процедур не требуется для возникновения прав автора и смежных прав. Однако многие авторы и правообладатели используют добровольную регистрацию (депонирование) для того, чтобы на случай плагиата у них были доказательства авторства и приоритета создания произведения. 

Добровольной регистрацией и депонированием занимаются специализированные организации, управляющие электронными реестрами, куда загружаются эталонные копии произведений. Как же загрузить в электронный реестр танец?

Напомним, что произведение охраняется, если оно выражено в объективной форме. Танец можно зафиксировать несколькими путями:

  1.   описать максимально каждое движение танца с подробностями, чтобы можно было выделить данное произведение среди похожих других;
  2. сделать видеозапись хореографической постановки;
  3. зафиксировать танец (все последовательные движения и связки) на фото и расположить их так, чтобы было понятно целое произведение. 

Однако, фиксируя танец, следует помнить, что если при фиксации используется творчество, то возможно появляется самостоятельное произведение или возникают смежные права (например, у видеографа или фотографа). 

Реестры функционируют очень технологично, загрузка файлов происходит онлайн, как правило, действуют гибкие тарифы в зависимости от потребностей клиентов. Файлы можно загружать любых форматов. Одновременно с депонированием, необходимо заполнить форму с описанием произведения. В ней стоит обратить внимание на указание соавторов, если они есть. Коллективные хореографические постановки могут создаваться в соавторстве. У исполнителей также могут возникать права, наравне с другими танцовщиками. Эти моменты важно учитывать. 

В случае с хореографией важно четко разграничивать право на произведение (оно возникает у хореографа, автора танца) и право на исполнение (смежные права, которые возникают у танцовщиков). В реестре необходимо указать, какое именно право регистрируется.

Реестр проставляет метку времени через сторонние независимые ресурсы и это позволяет доказать, в какой момент произведение загружено, установить приоритет его создания. 

Меры защиты при нарушении авторских прав танцовщика

Меры защиты авторских и смежных прав по отношению к танцевальному произведению в целом те же, что и по отношению к любому другому произведению. Использование охраняемых объектов без разрешения автора является нарушением закона. В этом случае автор и обладатель смежных прав – танцовщик – вправе предъявить претензию к нарушителю. Это является досудебным способом урегулирования конфликта. Если уладить претензии не удалось, то автор или танцовщик вправе обратиться в суд с требованием возмещения компенсации или причиненного ущерба. 

Нарушителей можно привлечь к административной ответственности в виде штрафа, а также к уголовной в строго определенных случаях. Главное для положительного исхода спора – иметь доказательства авторства. Следовательно, не пренебрегать возможностями добровольной регистрации. 

Выводы. В российском авторском праве на сегодняшний день нет единой и выстроенной нормативной базы по защите прав танцовщиков и авторов хореографических произведений. Судебная практика также достаточно скудная. Поэтому авторам приходится позаботиться о себе самостоятельно, используя те возможности, которые предлагает сегодня добровольная регистрация прав на объекты интеллектуальной собственности. 

Читайте также