Интеллектуальное право на известные выражения

Интеллектуальное право на известные выражения

В век цифрового контента невозможно продвижение бизнеса, выражение собственного творчества без известных выражений, понятных большинству современных людей. Охраняются ли права на такие объекты интеллектуальной собственности и являются ли вообще эти выражения объектами охраны – рассмотрим подробнее. 

Постараемся разобраться, на какие объекты распространяется правовая охрана, а на какие нет, и при чем здесь охрана интеллектуальной собственности вообще. Но оговоримся сразу – мы вступаем на очень зыбкую почву, где большинство моментов не урегулировано законодательством, где даже юристы-теоретики не приходят к единому мнению, а на чем основываются решения судов и куда движется вообще судебная практика – не понятно. 

Объекты охраны

Известные выражения – понятие очень неоднозначное. Более того, одно выражение из советского фильма будет широко известно для людей старше 50 лет, но совершенно неизвестно молодежи, и наоборот – иногда старшее поколение не понимает не только «известные» выражения, но и речь, применяемую молодыми в обиходе. Разумеется, понятия «известные выражения» отсутствует и в законодательстве. 

Это широкое понятие может подразделяться на известные цитаты произведений (литературных, музыкальных, танцевальных, кинематографических, анимационных и т.д.), а также могут быть представлены в виде мемов (отдельная категория объектов охраны, мы уже писали о них отдельно). И если понятие «цитата» содержится в нормах авторского права, то понятий мем, крылатое выражение, устоявшаяся фраза - нет. Понятия «пословицы» и «поговорки» возьмем из филологии. Известным выражением может стать наименование произведения – фильма, мультфильма, литературного романа и т.д. 

Итак, известные выражения во всем их многообразии (мемы, крылатые фразы и т.д.) созданы творческим трудом человека (опустим сейчас «творчество» нейросетей, пока эти объекты за пределами правовой охраны), имеют форму выражения, а значит, по общим подходам авторского права РФ должны охраняться. 

Названия произведений 

Обратимся к формулировке п. 7 ст. 1259 ГК РФ. Из нее видно, что «авторские права распространяются на часть произведения, на его название, персонаж, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и представлены в объективной форме». Вывод отсюда – название, персонаж, часть произведения – это все разные понятия. Из смысла данной нормы права видно, что наименование произведения не является частью произведения, это самостоятельное понятие. 

Единый подход, какие названия охраняются, а какие нет, отсутствует. Например, ответ на вопрос, охраняется ли название произведения, состоящее из одного слова, зависит от того, что это за слово. Если оно общеупотребительное, то оно не может быть объектом авторского права (например, «Метель» или «Демон»). Если слово уникальное, не употребляемое в речи, оно может охраняться. А вот сочетание из нескольких слов уже может обладать признаками произведения и охраняться, если оно также не является общеупотребительным. 

Часть произведения, фраза

Часть произведения будет объектом охраны, если фраза:

  • сама по себе узнаваема;
  • не является общеупотребительным сочетанием слов, а является творческой.

По вопросу использования фраз и частей произведения, законом предусмотрено цитирование. Согласно ст. 274 ГК РФ без согласия автора или правообладателя и без оплаты вознаграждения допускается цитирование и воспроизведение отрывков произведений в строго определенных целях – научных, полемических, критических, информационных, учебных, а также в целях раскрытия творческого замысла автора. Объем цитирования должен быть оправдан вышеуказанными целями, а на источник цитирования дана ссылка (на имя автора и наименование произведения). 

Таким образом, если использование фразы, части произведения производится не в вышеуказанных целях, то должно быть получено согласие автора. 

На практике же все неоднозначно. А что, если фраза из произведения стала «крылатой»? 

Крылатые фразы

Возьмем для примера общеизвестную киноленту «Кавказская пленница». Определением Верховного Суда РФ от 29.02.2008 № 74-Г08-14 признано, что фразы про «спортсменку, комсомолку и просто красавицу» и фразу «женщина – друг человека», оказывается, можно использовать свободно. Обоснование суда такое – «на протяжении длительного времени эти фразы использовалась в качестве шутливых крылатых фраз в разговорной речи». Нарушений авторских прав не усматривается. Отсюда вывод - крылатые фразы и выражения можно свободно использовать. А вот как определить, стала ли фраза крылатой, не понятно, критериев для такого определения нигде нет, только мнения отдельно взятого судьи. 

Аналогичное решение с крылатой фразой маршала В.И. Чуйкова, которую разместили на поздравительных открытках и это стало предметом рассмотрения спора в Верховном суде РФ. В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав от 23 сентября 2015 г. указано, что поскольку фраза маршала стала крылатым выражением, размещена в интернете и является доступной большому кругу людей, авторские права в данном случае не нарушаются. 

Еще одним судебным актом - определением Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 5-КГ15-58 фраза «Любить без условий, растить без усилий» не отнесена к объектам авторского права, поскольку признана общеупотребительной, без признаков оригинальности и неповторимости. Напомним, что оригинальность и неповторимость не являются обязательными условиями для правовой охраны произведения по российскому авторскому праву. 

Таким образом, из вышеприведенных примеров видно, что единого подхода не существует – ни к определениям, ни к разграничениям известных выражений на виды, ни к критериям для признания их объектами авторского права. А это означает, что риски для тех, кто такие фразы использует, повышаются, поскольку такие игроки играют без правил. 

Пословицы и поговорки

Эти объекты не относятся к объектам авторского права, поскольку являются элементами фольклора (пп. 3 п. 6 ст. 1259 ГК РФ).

Использование пословиц и поговорок в качестве названия произведения не повлечет за собой охрану этой фразы как названия. Например, если мы назовем песню или рассказ «Не все коту Масленица», то это название охраняться не будет, поскольку автор не использовал собственное творчество, а заимствовал его. А заимствованный объект не является предметом охраны в силу закона. 

Изменение известных выражений

Часто задается вопрос, а будет ли нарушением авторских прав факт изменения общеизвестной фразы и использование ее в измененном виде. Будет, поскольку авторское право включает в себя право на неприкосновенность произведения от несанкционированных изменений. На переработку, переделку, модификацию, аранжировку также необходимо получать согласие автора. 

В случае с известными выражениями опять же нет четких критериев, с какого момента измененная фраза становится самостоятельным объектом охраны или превращается в общеприменимую в обиходе фразу, которая не охраняется, а в каких случаях она будет незаконно изменена.

Необходимо учесть и еще один нюанс. По нормам авторского права РФ изменять произведения можно в некоторых случаях и определенным способом. Так, в соответствии с частью 4 ст. 1274 ГК РФ «создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этих пародий либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения». Но в то же время в конкретной ситуации такое изменение может быть признано плагиатом, четких критериев здесь нет. То есть риски в любом случае есть. 

Вывод такой – если на 100% нет уверенности, что такой коллаж или любое использование фразы является карикатурой, лучше не рисковать, а использовать такую фразу с согласия автора. Разумеется, проследить, чтобы карикатура или пародия не унижало чье-то достоинство и честь, иначе будет нарушение по иным основаниям, не связанным с авторским правом. 

Как использовать известные выражения

Основы авторского права строятся на том, что для семейного, личного использования, без коммерческой составляющей, без цели извлечения прибыли, можно использовать любые авторские произведения без ограничений, без согласия автора и выплаты ему вознаграждения. Любое же коммерческое использование фразы – например, в рекламе, в маркетинге, в презентациях, в другом произведении, без согласия автора или правообладателя является нарушением авторских прав. Исключение составляют те случаи, когда законом допускается свободное использование произведения – например, фольклор или произведения национального достояния. 

В таких ситуациях, как создание тортов на продажу с надписями в виде известных фраз, печать таких фраз на футболках, включение фраз в рекламный материал, в видео ролики и т.д., использование известных выражений будет признаваться коммерческим. 

И тут тоже много нюансов, где правомерность заимствования фразы будет зависеть от конкретных обстоятельств:

  • в каких целях использовано выражение;
  • каким способом оно использовано;
  • есть ли признаки цитирования и ссылка на первоисточник;
  • можно ли признать данную фразу крылатой (помним, что критериев нет, но тем не менее);
  • является ли выражение зарегистрированным товарным знаком;
  • состоит ли используемая фраза из общеупотребительных слов и выражений и т.д. 

Особое внимание стоит уделить ситуации, когда известная фраза является товарным знаком и зарегистрирована в установленном порядке. Тогда ее использование без разрешения правообладателя будет однозначным нарушением. 

Учесть стоит и такой нюанс. Согласно пп. 1 п. 9 ст. 1483 ГК РФ в качестве товарного знака не может быть зарегистрировано обозначение, тождественное названию известного в РФ на дату подачи заявки произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту, без согласия правообладателя, если права на соответствующее произведение возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака. Иными словами, если произведение уже известно в России, то не может быть регистрации в качестве товарного знака его названия, персонажа или цитаты из него без согласия автора или иного правообладателя такого произведения.

Искать авторов и правообладателей можно в любых открытых источниках. Если речь идет о фразах их кино, то на сайте киностудии, в интернете, через авторские общества. Вовсе необязательно, что правообладатель потребует выплаты вознаграждения, он может разрешить использование и без финансовой составляющей, главное, чтобы это использование было с согласия правообладателя. 

Случаи, когда выражения можно использовать свободно

Если известное выражение (мем, фраза) относятся к объектам охраны, то на них распространяются и общие нормы авторского права о свободном использовании произведения. Выражения можно заимствовать без согласия автора, например, в следующих случаях:

  • если это народное творчество, у фразы нет автора, это пословица или поговорка;
  • если фраза или выражение является частью произведения, которое находится в общественном достоянии (песни, кинофильмы, например, переходят в общественное достояние через 70 лет после смерти автора или выпуска кинокартины);
  • объекты с открытой лицензией, когда автор разрешил заранее свободное пользование (ст. 1286.1 ГК РФ); 
  • в иных случаях, прямо перечисленных в ст. 1274 ГК РФ. 

Выводы. Проблема охраноспособности известных выражений в российском праве не решена. Нет конкретных норм, которыми можно руководствоваться, нет конкретных критериев, понятий, признаков для оценки той или иной фразы или выражения. На судебную практику тоже опираться сложно, поскольку все доказательства по такой категории дел являются оценочными, зависят от конкретных обстоятельств, восприятия конкретного судьи. В таких условиях лучше воздержаться от использования в коммерческих целях общеизвестных выражений, если нет уверенности в правомерном свободном заимствовании и нет возможности получить согласие автора.